«Культурно-исторический подход в клинической психологии и специальной педагогике»

941

Аннотация

Проанализированы возможности формирования исследовательской позиции студентов при обучении в магистратуре «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» во время изучения модуля, посвященного клинической психологии и специальной педагогике. Исследовательская позиция представляет собой личностный образовательный результат обучения студентов в исследовательской магистратуре и рассматривается как вид внутренней позиции личности (термин Л.И. Божович), в которой соотнесены мотивы научно-исследовательской деятельности и возможности для ее осуществления. Выполнение студентами проектно-исследовательского задания по проблемам клинической психологии и специальной педагогики рассматривается как средство формирования исследовательской позиции. Показано соответствие учебных действий по В.В. Давыдову (анализ, планирование, рефлексия) и этапов выполнения студентом проектно-исследовательского задания, представлены различные возможности использования такого задания для формирования исследовательской позиции студентов.

Общая информация

Ключевые слова: клиническая психология и специальная педагогика, модуль магистерской программы, развивающее образование, исследовательская позиция, внутренняя позиция личности, проектно-исследовательское задание, анализ, рефлексия, планирование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200315

Для цитаты: Лубовский Д.В. «Культурно-исторический подход в клинической психологии и специальной педагогике» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 147–156. DOI: 10.17759/pse.2015200315

Фрагмент статьи

Представления о владении научным ме­тодом и готовности к его применению вез­де, где он необходим, и не только в науч­ной лаборатории, разрабатывались в фило­софии довольно давно. Выдающийся амери­канский философ Джон Дьюи [8] еще в кон­це 1930-х гг. ввел понятие «научная установ­ка» («scientific attitude») для обозначения уста­новки человека на применение научного ме­тода везде, где требуется проанализировать имеющиеся для решения задачи условия и на основе данных, полученных опытным пу­тем, сделать выводы. В понятийной системе теории развивающего обучения близким по смыслу термином можно считать «теоретиче­ское отношение к действительности» (В.В. Да­выдов, Э.В. Ильенков). Теоретическое отно­шение к действительности рассматривает­ся как личностная характеристика учащегося [2].

Литература

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 345–357.
  2. Громыко Ю.В. Теоретическое отношение к действительности в рамках проектной установ­ки как тип личной идентичности // Психологиче­ская наука и образование. 2010. № 4. С. 61–67.
  3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукер­ман Г.А. Младший школьник как субъект учеб­ной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
  4. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции студентов-психологов // Во­просы психологии. 2015. № 3. С. 58–65.
  5. Лубовский Д.В. Феноменология и динами­ка развития внутренней позиции у современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. С. 50–67. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 12.04.2015).
  6. Рубцов В.В. Компетентностно-деятельност­ный подход к проектированию и разработке но­вой модульной ОПОП исследовательской маги­стратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: на­правление подготовки – Психолого-педаго­гическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гуру­жапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Пси­хологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 127–142.
  7. Рубцов В.В., Панов В.И., Лебедева В.П. От развивающего обучения к развивающему обра­зованию. М.: Институт научной информации и мониторинга, 2010. 272 с.
  8. Dewey J. Unity of science as a social problem // International Encyclopedia of Unified Science I (1). Chicago: University of Chicago Press, 1939. P. 29–38.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2230
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 941
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2