Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: опыт разработки и апробации 1234

Рубцов В.В., доктор психологических наук, президент, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rubtsovvv@mgppu.ru
Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
Макаровская З.В., доктор технических наук, председатель Учебно-методического совета, член Ученого совета МГППУ, проректор по учебной работе, профессор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, MakarovskayaZV@mgppu.ru
Максимов Л.К., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», lalemaks@mail.ru

Аннотация

Представлен опыт разработки и предварительные результаты апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Обсуждаются основные принципы разработки такой программы, основанные на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Приводятся данные, свидетельствующие об эффективности новой программы для подготовки педагогов-исследователей, способных профессионально решать задачи современного образования, применять понятия и методы культурноисторической психологии и деятельностного подхода для решения проблем обучения, воспитания и развития детей. Рассматриваются вопросы организации обучения студентов по новым модулям исследовательской магистратуры на базе вузов – сетевых партнеров, возможности сетевого вза¬имодействия с образовательными организациями различного уровня, необходимости расширения сети клинических баз практики и увеличения научно-исследовательской работы и практики студентов. Особое внимание уделяется новому методу оценки образовательных результатов студентов – сквозного проектно-исследовательского задания, профессиональной ком-петентности магистранта как исследователя проблем организации и разви¬тия учебной деятельности, а также профессиональной коммуникации «магистрант – научный руководитель – руководитель практики». Обсуждается дискурс-семинар – новая форма учебно-исследовательского занятия, ко¬торая расширяет систему профессиональных коммуникаций магистрантов и позволяет нацеливать их на поиск и решение исследовательских задач.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Программа представляет собой принци­пиально новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и на­целенный на подготовку специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных иссле­дований в области образования, но и спо­собных оказывать качественную психолого­педагогическую поддержку образователь­ной среды современного образовательного учреждения (подробнее см. нашу работу [8]).

Литература
  1. Болотов В.А. Программа модернизации педа­гогического образования 2014–2017 [Электрон­ный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m. xn--p1ai/documents/show/14 (дата обращения 17.07.2014).
  2. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетиче­ский метод и психология сознания: в поис­ках утраченного (статья первая) // Культурно­историческая психология. 2014. № 4. С. 121–130.
  3. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетиче­ский метод и психология сознания: в поис­ках утраченного (статья вторая) // Культурно­историческая психология. 2015. № 1. С. 117–126.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических ка­дров в соответствии с профессиональным стан­дартом педагога: предложения к реализации де­ятельностного подхода в подготовке педагоги­ческих кадров [Электронный ресурс] // Психоло­гическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 25.07.2014).
  5. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введе­нии в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по направлению под­готовки 050400 – Психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) “магистр”)» (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_101372/ (дата обращения:25.07.2014).
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педа­гогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приложение к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении професси­онального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего об­разования) (воспитатель, учитель)”» [Электрон­ный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обра­щения 17.07.2014).
  7. Рубцов В.В. Социально-генетическая психо­логия развивающегося образования: деятель­ностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  8. Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятель­ностный подход к проектированию и разработ­ке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психо­логия и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педа­гогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­ружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.127–142.
  9. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого­педагогической подготовки современного учите­ля для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  10. Федеральные государственные образо­вательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство Обра­зования и Науки РФ / Минобрнауки.рф / До­кументы. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-­p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 02.09.2015).
  11. Эльконин Б.Д. Современный этап Культурно­исторической психологии: направление разра­боток // Материалы XXI научно-практической конференции «Практики развития: индивидуаль­ные, корпоративные, институциональные свобо­ды и ограничения» (г. Красноярск, 24–26 апреля 2014 г.). Красноярск: Институт психологии прак­тик развития, 2015. С. 39–45.
  12. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Во­просы философии. 1976. № 5. С. 65–79.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика