Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) 1400

Рубцова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ovrubsova@mail.ru
Кривошеева Л.Б., старший методист, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов городского методического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, milakri@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования проектирования как способа организации совместной учебной деятельности в подростковом возрасте. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска форм обучения, направленных на социализацию и развитие детей и подростков, а также поиска эффективных практик подготовки учителей к организации проектной деятельности. Исследование проведено на примере технического моделирования, которое рассматривается как особый тип проектной деятельности, направленный на создание технических объектов с заданными характеристиками и свойствами. Полученные данные подтверждают предположение о том, что техническое моделирование может стать эффективным средством обучения и развития подростков и способствовать повышению мотивации к обучению по профессии технической направленности в подростковой среде. Установленные особенности применения проектирования как способа организации учебной деятельности под-ростков включены в материалы цикла лекций по подростковому возрасту в рамках программы исследовательской магистратуры МГППУ «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важной задачей, стоящей сегодня перед системой образования, является проектиро­вание школы, комфортной для разных кате­горий учащихся, направленной на преодо­ление школьных рисков и ориентированной на развитие личности детей 1 (А.Г. Асмолов, И.И. Баннов, В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин). К одной из наи­более сложных категорий обучающихся тради­ционно относят детей подросткового возраста, для которого характерен спад учебной мотива­ции и резкое снижение интереса к учебе. В под­ростковый период учебная деятельность утра­чивает свою прежнюю значимость, система ин­тересов перестраивается, в иерархии мотивов на первое место выходят мотивы, связанные с социализацией и самоутверждением.

Литература
  1. Баннов И.И. Проектирование как условие раз­вития личностных качеств старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 175 с.
  2. Громыко Ю.В. Проектирование и программи­рование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
  3. Давыдов В.В. Последние выступления. Рига: Эксперимент, 1998. 88 c.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Кривошеева Л.Б. Техническое моделирова­ние как эффективный способ обучения под­ростков в системе дополнительного образо­вания [Электронный ресурс] // URL: http://mioo. seminfo.ru/file.php/653/metod_rekomendacii/ Dissertacija.Krivosheeva_L.B.pdf (дата обращения 27.08.2015).
  6. Лазарев В.С. Новое понимание метода про­ектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35–43.
  7. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей дея­тельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3,4. С. 13–17.
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просве­щение, 2008. 192 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 794 с.
  10. Рубцов В.В. Организация и развитие со­вместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  11.  Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ро­левого конфликта у старших подростков посред­ством сюжетно-ролевой игры: Дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2012. 119 с.
  12. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в услови­ях применения цифровых технологий // Психо­логическая наука и образование. 2014. Т.19. № 4. С. 101–112.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика