О роли учебной практики в освоении базовых психологических понятий (по материалам апробации практики 1 первого курса исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»)

894

Аннотация

Представлен опыт проведения учебной практики первого курса исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» по теме «Изучение образовательной среды школы». База практики – московская школа № 91, системно реализующая в начальной школе программу развивающего обучения, разработанную в рамках теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Приведены примеры инструментов, предложенных и разработанных группами магистрантов для оценки отдельных характеристик образовательной среды, и результаты их использования для решения диагностических задач. Показано, как приемы погружения магистрантов в образовательную среду, постановки сложной, практически значимой содержательной проблемы, самостоятельной работы, групповых дискуссий, разработки и защиты групповых проектов способствуют формированию у магистрантов основ профессионального критического мышления, рефлексии и познавательных установок.

Общая информация

Ключевые слова: учебная практика, погружение в образовательную среду, диагностика, групповая дискуссия, защита проектов

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200312

Для цитаты: Улановская И.М. О роли учебной практики в освоении базовых психологических понятий (по материалам апробации практики 1 первого курса исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании») // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 102–120. DOI: 10.17759/pse.2015200312

Фрагмент статьи

Основная профессиональная образова­тельная программа исследовательской ма­гистратуры «Культурно-историческая психо­логия и деятельностный подход в образова­нии» является образцом реализации принци­пиально нового подхода к педагогическому образованию. В его основе лежит новое ви­дение роли и функций учителя в школе, глав­ными из которых становятся функция организатора учебной деятельности отдельно­го ребенка и класса в целом, а также функ­ция исследователя и диагноста, осуществля­ющего мониторинг продвижения учащихся в учебном содержании.

Литература

  1.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обуче­ния: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукер­ман Г.А. Младший школьник как субъект учеб­ной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 14–19.
  3. Ривина И.В., Рубцов В.В. и др. Образова­тельная среда школы как фактор психическо­го развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 288 с.
  4.  Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической пси­хологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 384 с.
  5. Рубцов В.В., Высоцкая Е.В. и др. Технология оценки образовательной среды школы: учебно­методическое пособие для школьных психоло­гов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 256 с.
  6. Рубцов В.В., Улановская И.М., Поливано­ва Н.И. и др. Образовательная среда шко­лы: оценка развивающего эффекта // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института имени Л.Г. Щукиной: cб. статей / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт им. Л.Г. Щукиной, 1999. C. 55–65.
  7. Улановская И.М. Комплексный подход к экс­периментальному исследованию образователь­ной среды и психологического климата в школе // Учебная деятельность в разных возрастах / От­крытый институт «Развивающее образование». М.: Рассказов, 2003. С. 7585.
  8. Улановская И.М. Понятие образователь­ной среды // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2006. С. 29–38.
  9.  Улановская И.М. Социально-психологическое развитие детей в разных образовательных сре­дах // Ребенок в современном обществе: cб. на­учных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юди­ной. М.: МГППУ, 2007. С. 169–178.
  10. Улановская И.М. Теория учебной деятельно­сти, образовательная среда школы и метапред­метные результаты обучения // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного откры­тия Психологического института имени Л.Г. Щу­киной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 го­да. Альманах Научного архива Психологическо­го института. Вып. 7, юбилейный / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. С. 433–437.
  11. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермако­ва И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 18–24
  12. Улановская И.М., Поливанова Н.И. Комплексный подход к психологической оценке образовательной среды школы // Психология и школа. 2010. № 1. С. 50–70.
  13. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не раз­вивает учебная деятельность младших школьни­ков? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–75.
  14. Цукерман Г.А., Суховерша Л.А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (три года лонгитюдного исследования) [Электронный ресурс] // Психо­логическая наука и образование PSYEDU.ru. 2000. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2000/ n1/Tsukerman.shtml (дата обращения: 27.08.2015).

Информация об авторах

Улановская Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , лаборатория психологии младших школьников, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615, e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2342
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 894
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0