Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста

948

Аннотация

Представлены результаты исследования интеллектуального развития выскостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов воспитательных групп ДОУ. Показано, что интеллектуальное развитие высокостатусных и среднестатусных детей в возрасте 4–5 лет выше, чем у их низкостатусных сверстников, прежде всего в таких аспектах, как восприятие, внимание, память. Отмечается, что интегральный показатель высокостатусных испытуемых соответствует среднему либо высокому уровню развития интеллекта. Причем для большинства испытуемых данной категории характерен именно высокий уровень. Интегральный показатель интеллектуального развития среднестатусных испытуемых вполне сопоставим с аналогичным у высокостатусных. Обращается внимание на то, что фактически между двумя данными категориями испытуемых имеет место всего одно, но немаловажное различие – среди высокостатусных отсутствуют дети с интегральным показателем интеллектуального развития ниже среднего. Интегральный показатель интеллектуального развития большинства низкостатусных испытуемых соответствует низкому уровню развития интеллекта. Через призму понятия «межличностная ситуация развития» проанализирована диалектическая взаимосвязь интеллектуального и социально¬психологического развития дошкольников. Представлено методическое обеспечение определения структуры межличностных отношений в воспитательных группах детского сада. По результатам исследования предложен ряд научно-практических рекомендаций.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, статусно-ролевая позиция, межличностная ситуация развития

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200405

Для цитаты: Ильин В.А., Хрисанова Е.В. Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2015200405

Полный текст

 
 

В современных условиях одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования представляется не просто целенаправленная подготовка детей к школьному обучению в схеме создания определенного задела, упрощающего освоение программы начальной школы, но полноценное личностное развитие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Речь идет, по сути дела, о фактической реализации индивидуально­личностного подхода к воспитанию и обучению, интегрирующего психофизиологические и социально-психологические аспекты развития в их целокупности.

В связи с этим заметим, что в отечественной психологии достаточно давно сложилась совершенно отчетливая традиция, в рамках которой вся проблематика развития детей и подростков рассматривалась в контексте возрастной и педагогической психологии, в частности, через призму понятия «зона ближайшего развития», введенного в психологический лексикон Л.С. Выготским и возрастных новообразований, выделенных и описанных в рамках возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [10].

Вместе с тем, в целом ряде исследований теоретически обосновано и эмпирически доказано, что полноценное развитие личности уже на самых ранних этапах попросту невозможно вне социально-психологического контекста и, в частности, без учета особенностей межличностной ситуации развития [7]. В связи с этим заметим, что в отличие от достаточно устоявшегося и вполне эвристич- ного понятия «социальная ситуация развития», описывающего общевозрастные закономерности психического и личностного развития ребенка, понятие «межличностная ситуация развития» конкретизирует микрокуль- турные условия, непосредственно опосредую­щие возникновение и последующие изменения индивидуально-личностных особенностей ребенка в процессе его взаимодействия с референтным окружением [6].

В связи с этим представляется целесообразным и, более того, необходимым выявить, хотя бы в первичном, описательном плане, особенности интеллектуального развития у разностатусных членов детсадовских групп и проанализировать на этом материале взаимосвязь когнитивного и социального развития личности.

Исходя из высказанных соображений, целью исследования было выявление особенностей интеллектуального развития высокоста­тусных, среднестатусных и низкостатусных членов средневозростных детских групп дошкольных образовательных учреждений.

В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение, согласно которому низкостатусные дети 4-5 лет, включая отвергаемых, отличаются от своих сверстников относительно замедленным развитием восприятия, внимания, памяти. Для проверки данной гипотезы была разработана программа эмпирического исследования, включающая решение следующих задач:

1)   на основе анализа литературы по данной проблематике выделить теоретико­методологическую базу, позволяющую адекватно оценить и проанализировать закономерности когнитивного и социально-психологического развития детей среднего дошкольного возраста в их целокупности;

2) сформировать методический пакет, позволяющий оценить особенности интеллектуального и социально-психологического развития в их взаимосвязи, с учетом возрастной специфики;

3) выявить статусно-ролевую структуру межличностных отношений в средневозраст­ных группах дошкольных образовательных учреждений;

4) осуществить диагностику интеллектуального развития высокостатусных, средне­статусных и низкостатусных членов такого рода групп;

5) провести сравнительный анализ особенностей интеллектуального развития трех категорий испытуемых, по его результатам выявить специфику межличностной ситуации развития и сформулировать научно­практические рекомендации.

Последовательное решение данных задач и реализация представленной ниже исследовательской программы в целом позволяют, на наш взгляд, внести реальный вклад в обеспечение полноценного личностного развития на ранних возрастных стадиях в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Описание программы эмпирического
исследования

Непосредственной теоретико-методологической основой настоящего исследования, включая разработку методического пакета, анализ и интерпретацию результатов, послужили культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в контактном сообществе А.В. Петровского, психосоциальная концепция Э. Эриксона.

В качестве методического обеспечения исследования были использованы: для выявления статусно-ролевой позиции испытуемых в детсадовской группе - социометрическая и референтометрическая методики «Два дома» (Р.И. Говорова) [2], внешнее наблюдение, структурированное и полуструктурированное интервью, алгоритм вычисления интегрального статуса индивида в контактном сообществе; для выявления уровня интеллектуального развития - методика диагностики развития психических процессов у дошкольников «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко) [8].

Описание хода исследования,
представление результатов и их обсуждение

Исследование было проведено в 2013­2015 гг. и осуществлялось в два этапа.

На первом, предварительном, этапе проводился анализ литературы по рассматриваемой проблематике, на основе которого была выделена теоретико-методологическая база исследования, сформулированы гипотеза, цель, задачи и сформирован методический пакет. На этом же этапе была подготовлена эмпирическая база исследования и сформирована выборка испытуемых.

На втором, основном, этапе исследования было осуществлено углубленное изучение выделенных на предшествующем этапе эмпирических референт, осуществлен интерпретаци­онный анализ полученных данных, сформулированы научно-практические рекомендации.

Исследование проводилось на базе четырех дошкольных образовательных учреждений общего профиля г. Королёва.

Всего в исследовании приняли участие 127 дошкольников, в возрасте 4-5 лет, входящих в пять воспитательных групп. Также в исследовании было задействовано 22 воспитателя и педагога, работающих с этими группами.

В ходе реализации основного этапа исследования, прежде всего, в каждой из групп испытуемых с использованием методики «Два дома», в сочетании с методом полуструкту- рированного интервью, был определен соци­ометрический и референтометрический статус испытуемых.

Поскольку «лобовое» использование стандартного методического приема выявления неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе попросту невозможно, в силу возрастных возможностей испытуемых, ранжирование членов детских групп по признаку «степень властного влияния в группе» было предложено, в рамках структурированного интервью, осуществить воспитателям и педагогам, непосредственно работающим с данными группами.

Далее, с использованием алгоритма вычисления интегрального статуса индивида в системе межличностных отношений в контактном сообществе, выявлялись высокоста­тусные, среднестатусные и низкостатустные испытуемые.

В результате, с учетом «высечения», согласно данному алгоритму, испытуемых, находящихся в лиминальной позиции, совокупно по выборке в целом, оказалось 21 высоко­статусный испытуемый, 69 среднестатусных и 25 низкостатусных испытуемых.

Параллельно с использованием методики «Экспресс-диагностика в детском саду» диагностировалось интеллектуальное развитие всех испытуемых.

Далее, опираясь на результаты анализа, осуществленного с использованием описательных статистик (пакет SPSS 13.0), мы попытаемся в общих чертах охарактеризовать особенности интеллектуального развития трех групп испытуемых. Результаты анализа распределения данных высокостатус­ных испытуемых по всем субтестам методики Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ распределения результатов высокостатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Valid

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

Missing

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Mean

1,55

1,66

1,66

1,77

1,55

1,44

2,00

1,22

1,00

13,88

Median

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

14,00

Mode

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

11,00

Minimum

1,00

,00

1,00

1,00

1,00

,00

2,00

1,00

,00

11,00

Maximum

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

17,00

Percentiles

25

1,00

1,50

1,00

1,50

1,00

1,00

2,00

1,00

,500

11,50

50

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

14,00

75

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,50

1,50

15,50

Примечание: Порядок субтестов.

1.    Восприятие.

2.     Общая осведомленность.

3.     Мышление.

4.     Восприятие, мышление.

5.     Память.

6.    Внимание.

7.    Мышление.

8.    Воображение.

9.    Сумма баллов.

Данная последовательность относится и к последующим таблицам.

Для удобства восприятия и оценки полученных данных, мы, на данном этапе рассмотрения, остановимся на интегральном показателе развития интеллекта.

Наиболее компактным, с точки зрения тестовых норм, выглядит распределение результатов высокостатусных испытуемых.

Минимальный результат по данному фактору теста у представителей данной группы составляет 11 баллов, максимальный балл - 17, т. е. показатели интеллектуального развития всех высокостатусных дошкольников в возрасте 4-5 лет, согласно тестовым нормам, оказываются в тестовых параметрах «сред- ний-высокий уровень». Существенно важно при этом, что границы второго квартиля распределения результатов данной подвыборки оказываются в пределах 11,5-14, т. е. более 50% высокостатусных испытуемых имеют интегрально высокий уровень развития интеллекта.

Результаты анализа распределения данных среднестатусных испытуемых представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ распределения результатов среднестатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Valid

69

69

69

69

69

69

69

69

69

69

Missing

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Mean

1,61

1,73

1,65

1,42

1,73

1,30

1,92

1,23

1,07

13,69

Median

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

13,50

Mode

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

13,00

Minimum

,00

1,00

1,00

,00

,00

,00

1,00

1,00

,00

7,00

Maximum

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

17,00

 

25

1,00

1,00

1,00

1,00

1,75

,750

2,00

1,00

1,00

12,00

Percentiles

50

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,00

1,00

13,50

 

75

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,25

1,25

16,00

Как видно из представленной таблицы, подвыборка среднестатусных испытуемых достаточно заметно отличается от высоко­статусных, прежде всего по нижней границе распределения. Минимальное значение интегрального показателя интеллектуального развития для данной категории испытуемых составляет 7 баллов, т. е., согласно тестовым нормам, оказывается в области низкого уровня развития интеллекта. Однако, как показывает анализ распределения по квартилям, это, скорее всего, артефакт (максимальное значение по подвыборке, как и в случае высокостатусных, составляет 17 баллов).

Так, первый квартиль рассматриваемого распределения, локализуется в диапазоне от 7 до 12 баллов. Это означает, что свыше 75% среднестатусных испытуемых имеют, согласно тестовым нормам, как минимум, средний уровень интеллектуального развития. В связи с этим отметим, что верхняя граница второго квартиля составляет 13,5 баллов, т. е., по сути дела, 50% среднестатусных испытуемых имеют высокий уровень интеллектуального развития.

Иными словами, интегральный показатель интеллектуального развития среднеста­тусных испытуемых вполне сопоставим с аналогичным у высокостатусных. Фактически, между двумя данными категориями испытуемых имеет место всего одно, но немаловажное различие - среди высокостатусных отсутствуют дети с интегральным показателем интеллектуального развития ниже среднего.

Результаты анализа распределения данных низкостатусных испытуемых представлены в табл. 3.

Таблица 3

Анализ распределения результатов низкостатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Valid

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

Missing

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

Mean

1,44

1,22

1,55

1,11

1,11

1,00

1,11

1,11

1,11

10,77

Median

1,00

1,00

2,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

12,00

Mode

1,00

1,00

2,00

1,00

2,00

,00

2,00

1,00

1,00

15,00

Minimum

1,00

,00

1,00

,00

,00

,00

,00

,00

,00

3,00

Maximum

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

18,00

Percentiles

25

1,00

1,00

1,00

,50

,00

,00

,0000

1,00

1,00

6,00

50

1,00

1,00

2,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

12,00

75

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

1,50

1,50

15,00

Итак, продолжая рассмотрение в той же логике, прежде всего отметим, что результаты низкостатусных испытуемых характеризуются максимальным разбросом - от 3 до 18 баллов.

При этом результаты более чем 50% испытуемых, согласно тестовым нормам (верхняя граница второго квартиля - 12 баллов), из данной подвыборки оказываются в параметрах низкого уровня интеллектуального развития. В то же время необходимо особо оговорить, что примерно 25% низкостатусных испытуемых имеют высокий уровень интеллектуального развития (нижняя граница четвертого квартиля составляет 15 баллов).

Для проверки статистической достоверности и детализации данных различий был осуществлен, с использованием критерия Манна-Уитни, анализ различий, как по интегральному показателю, так и по всем факторам теста «Экспресс-диагностика в детском саду».

В результате проведенного анализа оказалось, что по интегральному показателю интеллекта между тремя подгруппами испытуемых статистически значимые различия отсутствуют. При этом имеют место значимые различия между результатами высокостатусных и низко­статусных испытуемых по факторам «восприятие», «мышление», «внимание». Между результатами среднестатусных и низкостатусных испытуемых по факторам «память» и «внимание» (во всех случаях уровень асимптотической значимости U-критерия - p < 0,05). Между результатами высокостатусных и среднеста­тусных значимых различий выявлено не было.

Таким образом, гипотеза исследования в целом подтвердилась.

На практике (что подтверждается и результатами целенаправленного наблюдения) это означает, что большинство высокоста­тусных и среднестатусных испытуемых выполняли соответствующие субтесты методики «Экспресс-диагностика в детском саду» в полном объеме без помощи взрослых. В то же время абсолютное большинство низкостатус­ных испытуемых выполняли эти субтесты частично, при помощи взрослых, либо вовсе не справлялись с заданием. То есть уровень развития восприятия, внимания и памяти у низко­статусных воспитанников ДОО реально ниже, чем у их высокостатусных и среднестатусных сверстников.

Понять взаимосвязь выявленных таким образом особенностей интеллектуального развития и статусно-ролевой позиции у детей 4-5 лет в контексте межличностной ситуации развития позволяет их интерпретация с позиций психосоциальной теории.

Характеризуя межличностную ситуацию развития на данной стадии эпигенетическо­го цикла в целом, Э. Эриксон отмечал, что «...в совместной деятельности и понятных ребенку играх может развиваться сотрудничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, накапливаться важный опыт признания равенства ценности обеих сторон, несмотря на неравенство графиков развития. Такое сотрудничество - надолго остающееся богатство не только для родителей и ребенка, но и для общества в целом, потому что служит противосилой для той глубоко спрятанной ненависти, которая идет просто от разницы в величине или возрасте» [11, с.131]. Добавим, что, как показано в ряде работ, все сказанное справедливо в контексте межличностной ситуации развития, на данном этапе применительно к взаимодействию ребенка не только с родителями, но и с воспитателями и педагогами ДОУ [7].

Достаточно очевидно, что статусно­ролевая позиция детей данного возраста в среде сверстников в значительной степени опосредуется именно отношениями с воспитателями и педагогами и их оценкой личностной активности воспитанников (эмпирически это подтверждено, в частности, исследованиями факторов, влияющих на социо­метрический статус ребенка данного возраста: Айронсмит М., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Дубиницкая К.А. и др.) [3].

Вряд ли требует специального доказательства утверждение, что факторы, по которым были выявлены значимые различия между низкостатусными испытуемыми и их сверстниками, играют существенную роль именно в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми вообще и в педагогическом контексте, в особенности [1].

Также немаловажно, что, согласно пси­хосоциальной теории, в качестве интегрирующего фактора развития инициативы ребенка (напомним, что базисный конфликт третьей стадии эпигенетического цикла характеризуется дихотомией «инициатива против чувства вины») на данном этапе развития выступает формирующееся чувство моральной ответственности, которое объединяет в себе все институциональные требования взрослых в отношении допустимости и недопустимости того или иного поведения. По сути дела, речь идет о начале формирования ключевого в схеме возрастного развития, по Д.Б. Эльконину, новообразования старшего дошкольного возраста, а именно произвольности. Понятно, что такие показатели интеллектуального развития ребенка, как восприятие, внимание и память, опять- таки, оказываются критично важными в данном контексте.

Заметим, что, согласно психосоциальной концепции, прямым результатом позитивного разрешения базисного конфликта третьей стадии эпигенетического цикла является формирование эго-силы, которую Э. Эриксон обозначил как чувство цели. В социально­психологическом плане данная эго-сила проявляется, в частности, в открытости индивида новому опыту и ролевому экспериментированию, мотивации достижения и установке на сотрудничество с окружающими [5].

И, напротив, деструктивное разрешение данного конфликта влечет за собой интеллектуальную и поведенческую ригидность, доминирование установки на избегание неудач, склонность к демонстративному и аффективному поведению. Как показано в ряде работ (Ильин В.А., Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Минакова Е.А. и др.) дети школьного возраста с тотальной ролевой фиксацией, как правило, занимают в классе отчетливо выраженную позицию «ведомых», не редко становятся объектам насмешек и издевательств, активно ищут поддержки и защиты у взрослых и высокостатусных одноклассников [6].

Заметим, что если общий высокий уровень интеллектуального развития и выделенных нами в результате проведенного исследования его составляющих у ребенка 4-5 лет способствует достижению им высокой статусно-ролевой позиции в детсадовской группе, то и такого рода позиция, в свою очередь, является важной составляющей благоприятной межличностной ситуации развития.

В частности, повышенное и именно благожелательное внимание педагогов и воспитателей к ребенку безусловно является мощным стимулом для развития чувства моральной ответственности, о котором говорилось выше, а следовательно, и необходимых для его формирования компонентов интеллектуального развития [9]. Более того, активное взаимодействие со значимыми взрослыми, особенно в процессе решения развивающих задач, безусловно является прямой тренировкой восприятия, внимания и памяти ребенка.

Ничуть не менее важным в данном ракурсе рассмотрения оказывается взаимодействие высокостатусного члена детсадовской группы со сверстниками. При том, что данный факт конечно же не вполне осознается детьми этого возраста, высокий статус, в особенности в такой его составляющей, как ре- ферентность, не только дает определенного рода преференции, в частности в совместных ролевых и других играх, но и влечет за собой достаточно высокую степень ответственности [4]. В результате, высокостатусный член детсадовской группы оказывается, по сути дела, вынужден не просто задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал на «полную мощность», но и постоянно тренировать, развивать его. При этом, что имеет первостепенное значение в рассматриваемом возрасте, такого рода «социальное принуждение» не только не осознается ребенком, но и происходит в максимально комфортных для него социально-психологических условиях.

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно констатировать, что взаимосвязь между особенностями интеллектуального развития и статусно-ролевой позицией в группах детского сада у детей 4-5 лет носит диалектический характер и выражается в том, что, с одной стороны, высокая или, как минимум, адекватная данному возрасту степень интеллектуального развития способствует достижению высокой позиции в структуре межличностных отношений и, одновременно, такая позиция обеспечивает наиболее благоприятные в социально­психологическом аспекте условия для дальнейшего развития интеллектуальных способностей.

Проведенное исследование и полученные результаты позволяют, на наш взгляд, сформулировать ряд обобщающих выводов и научно-практических рекомендаций как об­щеметодического, так и прикладного характера.

1. Прежде всего, проведенное исследование подтвердило необходимость целенаправленного выстраивания современного дошкольного образования именно в логике личностного развития детей с реальным учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При этом наиболее оптимальной, на наш взгляд, теоретической базой системного подхода, направленного на реальное, а не декларативное решение данной задачи, является психосоциальная теория развития. Необходимо отметить, называя вещи своим именами, что сложившаяся к настоящему времени практика комплектования групп детского сада - от 25 до 30 детей, - по сути дела, исключает реализацию индивидуального подхода, а равным образом, и сколько- нибудь эффективную работу, направленную на социально-психологическое развитие детского коллектива. Исходя из совершенно обоснованных и неоднократно эмпирически подтвержденных представлений как общемировой, так и собственно отечественной социальной психологии, оптимальная, с данной точки зрения, численность детских групп составляет 10-12 человек.

2.   В данной логике представляется совершенно необходимой реальная психологизация деятельности воспитателей и педагогов ДОО. Это означает, в частности, что в рамках профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров акцент должен быть сделан не просто на ознакомлении с особенностями возрастного развития в той или иной системе его периодизации, но на овладении практическими навыками оперативной (с использованием прежде всего методов наблюдения и интервью) диагностики личностного развития детей, социально­психологического развития детской группы, взаимодействия и воздействия, включая оказание эмоциональной поддержки и разрешение межличностных конфликтов с учетом возрастной специфики.

3.  Первоочередное внимание педагогов и воспитателей в процессе планирования и реализации развивающих мероприятий должно уделяться не «комфортным» в рамках системы взаимодействия «педагог-воспитанник» и перспективным с точки зрения формальной отчетности высокостатусным, интеллектуально развитым детям, а именно низко­статусным. Это, разумеется, никоим образом не означает игнорирование и, тем более, депривацию высокостатусных членов детской группы.

4. Одной из прямых профессиональных обязанностей психологов, работающих в дошкольном образовании, должна стать оценка структуры межличностных отношений в детсадовских группах с представлением рекомендаций педагогам и воспитателям о возможностях ее оптимизации, а при необходимости, - непосредственная поддержка, в психологическом плане, прежде всего низкоста­тусных детей.

5.  Одним из ключевых практических средств создания оптимальной, в том числе с точки зрения интеллектуального развития детей, межличностной ситуации развития, позволяющей интегрировать индивидуальные потребности всех членов детской группы, является максимально широкое использование именно ролевых игр, как ведущей деятельности ребенка данного возраста.

Высказанные предложения, разумеется, не являются «окончательным рецептом». Дальнейшее исследование по данной проблематике, в том числе с целью ее расширения и конкретизации, планируется вести в направлении прежде всего расширения объема выборки испытуемых с включением старших дошкольников, а также дальнейшей разработки и апробации методов диагностики социально-психологического развития детсадовских групп.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 560 с.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологиче­ская диагностика дошкольника: Для занятия с детьми 5–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
  3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Социальная пси­хология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224с.
  4. Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В. Взаимо­связь стратегии поведения в конфликтной ситу­ации и социометрического статуса дошкольни­ка в группе сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2014. Т.6. №4. С.106–117. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/4/Denisenkova_Vyrotskova.phtml (дата обращения: 05.09.2015).
  5. Ильин В.А. Использование психосоци­ального подхода для изучения социально­психологических процессов в современном обществе // Вопросы психологии. 2007. № 4. C. 109–123.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в об­разовательном учреждении. М.: ПЕР СЭ, 2006. 224 с.
  7. Кондратьев М.Ю. Ильин В.А. Азбука соци­ального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  8. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагно­стика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных об­разовательных учреждений. М.: Генезис, 2008. 80 с.
  9. Парамонова Л.А. Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образо­вания (к проблеме подготовки к школе) // Пси­хологическая наука и образование. 2005. №2. С. 12–17.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кри­зис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Тол­стых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.

Информация об авторах

Ильин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-5616, e-mail: 0405@mail.ru

Хрисанова Елизавета Валерьевна, педагог-психолог, МБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад No 37, аспирант, ГБОУ ВО РГСУ, Москва, Россия, e-mail: khrisanova.elizaveta@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3159
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 948
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1