Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры

4768

Аннотация

Обсуждаются основные модели подготовки педагогических кадров в Российской Федерации и за рубежом, принципы модернизации моделей подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Представлена система требований к образовательным результатам, структуре и условиям реализации программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры УГСН «Образование и педагогические науки», которые могут быть положены в основу разработки ФГОС ВО четвертого поколения и примерных основных профессиональных образовательных программ.

Общая информация

Ключевые слова: модели подготовки педагогов, прикладной бакалавриат, педагогическая магистратура, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции педагога

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200505

Для цитаты: Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 45–64. DOI: 10.17759/pse.2015200505

Фрагмент статьи

Согласно результатам многочисленных исследований (например, Teachers Matter, OECD, 2005) [24], одним из наиболее важ­ных факторов образовательной среды, ока­зывающих существенное влияние на обра­зовательные результаты учащихся, являет­ся уровень квалификации учителя. Формиро­вание и развитие профессиональных компе­тенций педагога, образующих в совокупности основу его квалификации, осуществляется как в процессе его первоначальной профес­сиональной подготовки (педагогическое об­разование), так и в процессе самой профес­сиональной деятельности и дополнительного профессионального образования.

Существует большое количество эмпири­чески полученных свидетельств влияния пе­дагогического образования и его особенно­стей на эффективность педагогической де­ятельности педагога и образовательные ре­зультаты учащихся. Так, например, в работе Linda Darling-Hammond еще в 1999 году, была проанализирована связь между требования­ми, предъявляемыми к образованию педаго­гов и условиям сертификации их квалифика­ции, и образовательными результатами уча­щихся.

Литература

  1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реали­зации деятельностного подхода в подготовке пе­дагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. №3. С.105—126.
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 Об утверждении и введении в действие Федерального государ­ственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования по направ­лению подготовки 050100 Педагогическое обра­зование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [электронный ресурс]//:URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207163943.pdf
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 35 Об утверждении и введении в действие фФдерального государ­ственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования по направ­лению подготовки 050100 Педагогическое об­разование (квалификация (степень) «магистр») [электронный ресурс]//:URL:http:// http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/34/20110325144241.pdf
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. N 1897 Об утверждении Федерального государственно­го образовательного стандарта основного об­щего образования [электронный ресурс]//: Сайт Министерства образования и науки Россий­ской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/938
  5.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 376 Об утверждении и вве­дении в действие Федерального государствен­ного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «ма­гистр») [электронный ресурс]//:URL:http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121912.pdf.
  6. Приказ Министерства труда и социальной за­щиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессио­нального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начально­го общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [электрон­ный ресурс]//: URL:http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129.
  7.  A Comparative Study of Teacher Prepara­tion and Qualifications in Six Nations http:// repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi? article=1145&context=gse_pubs
  8. Angrist, J. D., & Lavy, V. (2001), Does Teacher Training Affect Pupil Learning? Evidence from Matched Comparisons in Jerusalem Public Schools, Journal of Labor Economics, pp. 343–370.
  9.  BERA-RSA report:Research and the Teaching profession, 2014.
  10.  Buchberger, F., Campos, B. P., Kallos, D., & Ste­phenson, J. Green Paper on Teacher Education in Europe, Umea: Fakultetsnamnden for lararubidning, 2000.
  11.  Darling-Hammond, L. Teacher Quality and Stu­dent Achievement: A Review of State Policy Evi­dence, Washington: Center for the Study of Teach­ing and Policy – University of Washington, 1999
  12. David C. Berliner The Effectiveness of «Teach for America» and Other Under-certified Teachers on Student Academic Achievement: A Case of Harmful Public Policy1. Arizona State University, Educational Policy Analysis Archive. 2002. Vol.16. N 6,
  13.  Donald A.Schоn. The reflective practitioner: How professionals think in action [Электрон­ный pecypс]. N.Y.: Basic Books. 374 p. URL: http://books.google.ru/books?id=ceJIWay4­jgC&lpg=PP1&dq=The%20 reflective%20practition er&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q=The%20reflec­tive%20practitioner&f=falst
  14. Edwards R. Theory, history and Practice of Edu­cation: Fin de Siоcle and a New Beginning. The Mc-Gill Journal of Education, 1991. Vol. 26, N 3,
  15. Feiman-Nemser, S. (2001), From Preparation to Practice : Designing a Continuum to Strengthen and Sustaining Teachers.Teachers College Record.
  16.  Grattan Institute http://grattan.edu.au/  High School. National Center for Analysis of Lon­gitudinal Data in Education Research , 1-45.  Ildiko Laczko-Kerr Arizona Department of Edu­cation.
  17. Musset, P. (2010), «Initial Teacher Education and Continuing Training Policies in a Comparative Perspective: Current Practices in OECD Countries and a Literature Review on Potential Effects», OECD Education Working Papers, No. 48, OECD Publish­ing. https://doi.org/10.1787/5kmbphh7s47h-en
  18. Metner I. Keynote lecture in the University of Bаth, 2014  PasiSahlberg. The secret to Finland’s suc cess: Educating teachers. center of educa tional policy [Электронный ресурс]. Stanford University, 2010. URL: http://www.randaedu.com/randaedu/themes/ classic/files/ FinlandTeacherEducationSuccessSe­cret.pdf
  19. Preparing Teachers Around the World. https:// www.ets.org/research/policy_research_reports/pub­lications/report/2003/idwd
  20. Sir A. Carter. Review of Initial Teacher Training, Department of Education,UK,2015.  Teachers Matter: Attracting, developing and re­taining effective teachers. OECD (2005)
  21. Wayne, A. J., & Youngs, P. (2003), Teacher Characteristics and Student Achievement Gains: A Review of Educational Research , 73-89.
  22.  Teacher Prep Review 2014 Report http://www. nctq.org/dmsView/Teacher_Prep_Review_2014_ Report
  23.  The OECD Teaching and Learning International Survey http://www.oecd.org/edu/school/talis.htm
  24. Wenglinsky, H. (2002), How schools matter: The link between teacher classroom practices and student academic performance. Education Policy Analysis Archives.
  25. Wilson, S., Floden, R. and Ferrini-Mundy, J. (2002), Teacher preparation research: Current knowledge,gaps and recommendations. Center for the Study of Teaching and Policy, University of Washington.
  26. Xu, Z., Hannaway, J., & Taylor, C. (2007), Mak­ing a Difference? The Effects of Teach for America in
  27. Zeichner, K.M. and Conklin, H.G. (2005), Teach­er education programmes. In M. Cochran-Smith & K.M. Zeicher (Eds.), Studying teacher education: The report of the AERA Panel on Research and Teacher Education. (pp. 645–735). Washington, DC: AERA; Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4152
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 4768
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3