Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 5. С. 65–76
doi:10.17759/pse.2015200506
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, дифференцированные уровни квалификации, квалификационные категории, профессиональная карьера педагога
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200506
Для цитаты: Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. DOI: 10.17759/pse.2015200506
Полный текст
Анализ карьерных возможностей учителя в процессе профессиональной деятельности [Курс общей, возрастной, 1982], позволил выделить два условных направления возможных путей построения карьеры современным учителем - карьерный рост в самой системе образования и постепенный уход в собственный образовательный бизнес. В первом случае рассматривается возможность построения карьеры через стимулирование образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные технологии; государственную поддержку молодых и талантливых учителей; поощрение лучших педагогов, что обусловливает освоение педагогами новых приемов методической работы, проведение научных исследований, осознание значимости собственной практической деятельности.
Позиция, когда профессиональная карьера учителя рассматривается через совершенствование профессионального мастерства и овладение новыми компетенциями, безусловно, дискуссионная в силу того, что построение профессиональной карьеры состоит, в первую очередь, в продвижении по карьерной лестнице и замещении новой, более высокой должности в иерархии должностей организации, основанной на повышении профессионального уровня специалиста. Вместе с тем, перечень должностей, возможных к замещению педагогом в образовательной организации [Марголис, 2014], предполагает наличие административных должностей. В то же время, принцип карьерного роста учителя-предметника из утвержденного перечня должностей не очевиден, и, возможно, не предусмотрен. Таким образом, рассматриваемый перечень не регламентирует и не отображает профессиональный рост педагога как специалиста, уровень сложности деятельности которого может варьировать от начинающего специалиста (который может занимать должность «учитель») до профессионала, не только освоившего инновационные технологии по реализации обучения и воспитания детей, но и создающего самостоятельно новые научно и методически обоснованные и образовательные технологии (который также будет занимать должность «учитель», как и выпускник вуза, вступающий в профессию).
В научной литературе вопрос о разделении уровней педагогической деятельности решается на основе различных, но близких между собой, критериев - продуктивности педагогической деятельности, степени освоения профессиональной деятельности, уровня развития личности педагогов.
Н.В. Кузьминой [Кузьмина, 1990] выделены пять уровней продуктивности педагогической деятельности, в их числе: репродуктивный (минимальный), адаптивный (низкий), локально-моделирующий (средний), систем- но-моделирующий знания учащихся (высокий), системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся (высший). Первые два уровня связаны с воспроизведением информации о современной ситуации и не могут быть признаны соответствующими базовому уровню выпускника педагогической программы высшего образования, поскольку стратегия передачи информации не адекватна нормам и стандартам педагогической деятельности в современной системе высшего образования. Остальные уровни могут выступить одним из оснований дифференциации уровней профессионального развития современного педагога.
По мнению С.А. Дружилова [Дружилов, 2005], в динамике развития профессионализма можно выделять следующие стадии:
1) стадия допрофессионализма - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;
2) стадия собственно профессионализма - человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты;
3) стадия суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующая приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений;
4) стадия «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советником, учителем, наставником для других специалистов).
Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала, согласно известной работе
1. А. Климова [Климов, 1998], может рассматриваться следующим образом:
1) стадия адепта: профессиональная подготовка специалиста;
2) стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет;
3) стадия интернала: вхождение в профессию в качестве специалиста, обладающего некоторым опытом и способного поддерживать процесс профессиональной деятельности на достаточном уровне;
4) стадия мастера: специалист выделяется среди своих коллег компетенциями, позволяющими решать задачи повышенного уровня сложности;
5) стадия авторитета: специалист отличается умением организовывать работу подчиненных, использовать профессиональный опыт в решении сложных задач;
6) стадия наставника: уровень профессионального развития специалиста позволяет транслировать и распространять лучшие практики деятельности.
Обращение к опыту дифференциации уровней профессионального развития педагога за рубежом [ Как оплачивается труд, 2008] позволило выявить разнообразные и сложносоставные системы выделения уровней и связанной с ними системы оплаты труда педагога.
В Великобритании существует несколько видов шкал заработной платы, связанных с разным уровнем освоения педагогами профессиональной деятельности (базовая шкала, основанная на квалификации и имеющемся опыте педагога, и шкала для учителей высокой квалификации, основанная на характере работы, конкретной квалификации, сложности стоящих задач и способах их решений).
В США для осуществления профессиональной педагогической деятельности специалисту, независимо от наличия ученой степени, необходимо пройти серию тестов и специальную образовательную комиссию для получения сертификата на право работы в школе. Данные тесты позволяют оценить уровень начинающих специалистов в течение первого года работы в образовательной организации и выявить возможность дальнейшего роста по педагогической карьерной лестнице.
В программе, направленной на решение проблемы кадровой нехватки штата Айова, предусмотрены четыре уровня профессионального развития педагога, в числе которых: начинающий учитель с опытом работы до двух лет; учитель, работающий над индивидуальными планами профессионального развития; учитель - наставник других учителей; учитель, выполняющий ряд дополнительных обязанностей (руководитель проектов или специалист по оценке работы других коллег).
Необходимость выделения уровней владения профессиональными (трудовыми) действиями (далее профессиональными) и компетенциями Профессионального стандарта и выявления среди них уровня начинающего педагога, соответствующего квалификации выпускника педагогической программы подтверждена также результатами выполнения в 2014-2015 годах проектов по модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога [Гуружапов, 2014] и по экспериментальному внедрению Профессионального стандарта педагога на базе 21 стажировочной площадки [Забродин, 2014].
Решение этой задачи требует выработки широкой конвенции в рамках профессионального сообщества о том, какой компетентностью (и соответственно уровнем владения профессиональными действиями) должен обладать выпускник педагогической программы, опытный педагог и педагог-эксперт [Кутняк, 2009].
В целях дифференциации уровней Профессионального стандарта педагога в 2014 году была проведена экспертная работа по установлению соответствия содержания Профессионального стандарта уровням квалификации. Обобщение результатов проделанной работы позволило разработать предложения по построению «горизонтальной карьеры учителя» - системы профессионального роста педагога, состоящей из четырех дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий).
Входной (нулевой) уровень означает реализацию процессов по организации или обеспечению образовательной деятельности (специалист в качестве помощника учителя осуществляет деятельность со специалистом, который несет ответственность за реализацию программы).
Первый уровень предполагает выполнение задач, поставленных педагогическими работниками с более высоким уровнем квалификации, а также самостоятельное определение задач собственной работы (первый полностью ответственный уровень педагогической деятельности).
Второй уровень предполагает самостоятельное компетентное осуществление учебной программы по предмету.
Третий уровень включает в себя нижележащие уровни и является показателем компетентности специалиста по проектированию образовательных программ. Достижение данного уровня предполагает наличие опыта педагогической деятельности.
Четвертый уровень связан с решением задач в области управления, то есть по реализации «содержательного» руководства деятельностью педагогов и заключается во владении навыками методической работы и наставничества.
В качестве одного из вариантов решения задачи определения квалификационных требований при установлении дифференцированных уровней квалификации предлагается следующая система подуровней квалификации в соответствии со структурой национальной рамки квалификации [Постановление Правительства Российской] [Климов, 1998], и c характеристикой минимальных требований к квалификации педагога (табл. 1).
Разработка данной системы профессионального роста педагога потребует соотнесения уровней квалификации с уровнями профессионального образования. В частности, к уровню проектирования целесообразно допускать магистра или специалиста с квалификацией бакалавра/специалиста, имеющего опыт работы в школе по комбинированию, адаптации образовательных программ, творческому осуществлению образовательного процесса.
Таблица 1
Характеристики проекта подуровней квалификации (дифференцированных уровней квалификации) педагогов
Уровни |
Под- уровни |
Категория (ДУФ) |
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
Требования к образованию |
Требования к опыту |
УРОВЕНЬ 5 |
5 |
Нет «Ассистент учителя) |
Способность под руководством наставника к деятельности по обеспечению образовательной деятельности, по решению практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений, к участию в управлении решением поставленных задач. Применение знаний и практических умений при решении стандартных (типовых) задач. Умение под руководством наставника выбирать способы решения при изменяющихся условиях рабочей ситуации, корректировать профессиональную деятельность. Способность к самостоятельному поиску информации, необходимой для решения поставленных под руководством наставника профессиональных задач, применению профессиональных знаний теоретического и технологического характера |
- базовые практические умения для выполнения заданий по организации и обеспечению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. начального общего образования. основного общего образования, среднего общего образования; - применение полученных базовых практических умений для выполнения трудовых заданий согласно правилам и -процедурам. |
- минимальные знания относительно общего содержания вы- полняемых работ; - использование на практике базовых знаний в области организации и обеспечения образовательной деятельности. |
Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика дополнительного образования». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании». |
Отсутствуют |
УРОВЕНЬ 6 |
6.1 |
1 «Учитель» |
- практические умения по обеспечению и осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. среднего общего образования. - использование широкого набора практических умений в конкретной области трудовой деятельности. Анализ ситуации и выбор наиболее оптимальных путей реализации поставленного задания с учетом использования диапазона практических и теоретических знаний; - анализ, интерпретация и адаптация полученной информации с учетом конкретной области деятельности. Разработка и применение методических приемов с использованием знаний и умений из различных профессиональных источников информации. Оценка результатов деятельности с точки зрения эффективности использованных подходов. |
- способность специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей определение задач собственной работы по достижению цели, способность к взаимодействую с другими специалистами. ответственность за результат выполнения работы; - умение разрабатывать, контролировать. оценивать и корректировать направления профессиональной деятельности, принимать технологические решения. Способность применять профессиональные знания технологического характера, к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации. Способность к обеспечению и самостоятельному осуществлению образовательной деятельности. |
- наличие широкого диапазона теоретических знаний, приобретенных на основе получения допол- н ител ьного п рофессио- нального образования и самообразования. |
1. Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика дополнительного образова ния». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании». а также профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности. 2. Наличие высшего образования (уровень бакалавриата) по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» |
Отсутствуют требования к опыту для специалистов, имеющих квалификацию бакалавра. Т ребуется п рактиче- ский опыт не менее двух лет для специалистов, имеющих п рофи л ь- ное среднее профессиональное образование |
Уровни |
Под- уровни |
Категория (ДУФ) |
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
Требования к образованию |
Требования к опыту |
УРОВЕНЬ 6 |
6.2 |
2 «Учитель со стажем» |
- практические умения по организации, обеспечению. осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Использование широкого диапазона теоретических знаний, носящих специализированный характер в рамках области профессиональной деятельности для решения поставленных задач в условиях рабочей ситуации. Осознанное выполнение стандартных и разработка творчески - ориентированных подходов, направленных на выполнение трудовой деятельности с наибольшей эффективностью. Освоение инновационных подходов в практической деятельности. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. Разработка методических подходов с использованием специальных знаний и умений и экспертных источников информации. Оценка результатов деятельности с точки зрения эффективности использованных подходов. Применение инновационных подходов и технологий в оценке результатов деятельности. |
- способность специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей определение задач собственной работы по достижению цели, способность к взаимодействию с другими специалистами. ответственность за результат выполнения работы; - умение разрабатывать, контролировать. оценивать и корректировать направления профессиональной деятельности, принимать технологические решения; - способность применять профессиональные знания технологического характера, в том числе инновационные, к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации; - способность к обеспечению и осуществлению самостоятельной образовательной деятельности. Способность к проектированию образовательной деятельности. |
- наличие широкого диапазона теоретических знаний, носящих специализированный характер в рамках области п рофессио- нальной деятельности. |
1. Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика дополнительного образования». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании». а также профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности. 2. Наличие высшего образования (уровень бакалавриата) по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 144 ч) |
Т ребуется п рактиче- ский опыт работы не менее пяти лет для специалистов со средним профессионал ьн ы м образованием и не менее двух лет для специалистов с высшим образованием (уровень бакалавриата). |
Уровни |
Под- уровни |
Категория (ДУФ) |
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
Требования к образованию |
Требования к опыту |
УРОВЕНЬ 7 |
7.1 |
3 «Учи- тель- мето- дист» |
- практические умения по организации, обеспечению, осуществлению, проектированию образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. среднего общего образования. Освоение инновационных подходов в практической деятельности. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. Применение инновационных подходов и технологий в оценке результатов деятельности. |
Решение задач методического, исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов образовательной деятельности. Способность к обеспечению, осуществлению и проектированию образовательной деятельности. |
Наличие новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. |
Наличие высшего образования (уровни магистратуры, специалитета) по направлениям подготовки в рамках УГОН «Образование и педагогические науки», а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 72 ч). |
Требуется практический опыт не менее пяти лет. |
7.2 |
4 «Учи- тель- наста- вник» |
- практические умения по обеспечению. осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью. - освоение и/или создание новых знаний в области педагогики или междисциплинарного и межотраслевого характера; - решение задач методологического, исследовательского и проектного характера. связанных с повышением эффективности процессов. Таким образом, по результатам разработки и профессионально-общественного обсуждения данной системы профессионального роста педагога, должны быть определены «ступеньки», которые описывают уровень образования, опыт работы и требования к дополнительному профессиональному образованию. |
- определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организации; - решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов; - способность к организации, обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью. |
Наличие новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. |
Наличие высшего образования (уровень магистратуры) по направлениям подготов ки в рамках УГОН «Образование и педагогические науки». а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 144 ч). |
требуется практический опыт более пяти лет. |
Дифференцированные уровни квалификации в профессиональном стандарте педагога
В соответствии с утвержденной структурой Профессионального стандарта педагога профессиональная деятельность осуществляется в рамках двух обобщенных трудовых функций, первая из которых характеризует требования к образовательному процессу (его построению, содержанию), а вторая - к реализации образовательных программ, которые, в свою очередь, подразделяются на трудовые функции.
В утвержденном Профессиональном стандарте педагога отсутствуют специальные требования к выполнению вышеуказанных обобщенных трудовых функций. Это ставит задачу для разработки формальной рамки по определению квалификационного уровня, а также механизма, методики и технологий дифференциации уровней квалификации.
Попытка включения в Профессиональный стандарт педагога специальных требований к установлению дифференцированных уровней квалификации предполагает внесение изменений в Профессиональный стандарт педагога и расширяет количество трудовых функций (табл. 2).
Таблица 2
Предложение по внесению изменений в Профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||
наименование |
уровень квали- фика- ции |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
5-6 |
Организация и обеспечение процесса обучения и воспитания |
A/01.5 |
5 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
A/02.6 |
6 |
||
Воспитательная деятельность |
A/03.6 |
6 |
||
Развивающая деятельность |
A/04.6 |
6 |
||
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
5-6 |
Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования |
B/01.6 |
6 |
Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования |
B/02.6 |
6 |
||
Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования |
B/03.6 |
6 |
||
Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования |
B/04.6 |
7 |
||
Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования |
B/05.6 |
7 |
||
Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования |
B/06.6 |
7 |
||
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
B/07.6 |
6 |
||
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
B/08.6 |
6 |
При разработке отраслевой рамки квалификации целесообразно учитывать следующие требования к дифференциации уровней квалификации в соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога.
1. Трудовые функции, относящиеся к определенному дифференцированному уровню квалификации (или подуровню квалификации), должны описывать систему трудовых действий и выступать основой определения содержания профессиональной деятельности и формирования перечня профессиональных задач при актуализации действующих или разработке новых Федеральных государственных стандартов высшего образования.
2. Состав трудовых функций и трудовых действий должен обеспечить работодателю возможность их использования для оценки, а также расширения и усложнения содержания профессиональной деятельности работника в данной должности на конкретном рабочем месте (в том числе, при постановке новых задач и обязанностей, соответствующих другой трудовой функции и выполняемых в прежней должности).
3. Формулировка трудового действия должна соответствовать следующему определению: «трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача»[Кузьмина, 1990], что позволит при дифференциации уровней профессионального стандарта отразить в трудовых действиях требования к качеству выполнения работником профессиональных задач и к необходимому уровню его квалификации.
4. Формулировка трудового действия должна допускать оценку соответствия характеристик работника уровню квалификации, определенному в трудовой функции, например, в параметрах показателей уровня квалификации (квалификационной категории) работника (Приказ Минтруда о квалификации)[Курс общей, возрастной, 1982].
5. Формулировка трудовых действий внутри трудовой функции должна позволять устанавливать соответствие подуровню квалификации (квалификационной категории) в пределах уровней, установленных национальной рамкой квалификации [Кутняк, 2009], - 5, 6 уровня (подуровни 6.1 и 6.2) и 7 уровня (7.1 и 7.2) (табл. 1), соответственно.
Основные выводы
Целенаправленное развитие обучающихся, формирование у них заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) должно предполагать и профессиональный рост педагога.
Описание дифференциации уровней Профессионального стандарта и профессионального развития педагогов, позволит предусмотреть возможности вертикальной и горизонтальной траекторий карьерного роста именно в системе профессиональной педагогической деятельности.
Уровни квалификации (квалификационные категории) как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога. В соответствии с международной практикой применения профессиональных стандартов, требования к дифференцированным уровням квалификации, включающие требования к компетентному исполнению задач и обязанностей на рабочем месте (на разных рабочих местах), должны быть заданы в профессиональном стандарте педагога.
Дифференцированные уровни квалификации педагога (учителя, воспитателя) определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции и имеют иерархически упорядоченную структуру. Определение дескрипторов и векторов уровней квалификации объясняет, как меняются знания, умения и компетенции от одного уровня к другому: как меняется характер ответственности, автономности, глубина и типы знаний, характер умений и др. Кроме того, дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена (независимая система оценки квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта), определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.
Разработка дифференцированных уров- ней квалификации является основой для соз- дания отраслевой рамки квалификации и содействует разработке единых требований к проведению оценки квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена.
[Климов, 1998] Первый - четвертый дифференцированные уровни соответствуют подуровням квалификации №№ 6.1, 6.2, 7.1 и 7.2.
[Кузьмина, 1990] В соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» №170н от 29 апреля 2013 г.
[Курс общей, возрастной, 1982]Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» №148н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, № 28534.
Литература
- Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико¬ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.143–159.
- Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26–44.
- Забродин Ю.М. К вопросу о построении перечня и формировании компетенций выпускников программ высшего профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. № 2. С. 5–10.
- Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США? // Управление школой. № 13. 2008.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.101.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под, ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
- Кутняк С.В. Исследование возможностей карьерного роста современного учителя // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-vozmozhnostey-kariernogorosta-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 06.07.2014).
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 года «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» URL: http:// rg.ru›2013/08/19/ nomenklatura-site-dok.html (дата обращения: 03.11.2015).
- Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» №148н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, № 28534. URL: http:// Consultant. ru›document/cons_doc_LAW_146970/(дата обращения: 03.11.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2829
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 1171
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0