Формирование российской модели преодоления социального сиротства

1526

Аннотация

В статье описывывается российская модель преодоления социального сиротства, созданная на основании анализа динамики ситуации с семейным устройством детей-сирот и профилактикой этого явления, развития законо- дательства и сравнения с международным опытом. Утверждается, что эффективность государственной политики определяется фокусом внимания первых лиц страны и регионов, динамичным развитием законодательной базы, финансовой поддержкой на федеральном уровне и креативностью регионов в решении задач преодоления социального сиротства. Предлагается методология оценки эффективности работы регионов на основе модели математического уравнения непрерывности. Обозначен ряд факторов, которые определяют особенности реализации государственной политики в регионах России, включая этнический и конфессиональный факторы, географическую близость к международному опыту, миграционные потоки и природно-климатические условия, уровень здоровья. Показана ключевая роль в формировании российской модели реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Определены основные современные вызовы на ближайшую перспективу – проблемы семейного устройства трудноустраиваемых категорий детей-сирот; возможный рост числа возвратов детей из замещающих семей в условиях экономического кризиса, проблемы создания системы поддержки и сопровождения замещающих семей.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, сироты, деинституционализация, государственная социальная политика, модель, преодоление социального сиротства, Нацстратегия действий в интересах детей

Рубрика издания: Государственная политика в области защиты прав детей: результаты и перспективы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210105

Для цитаты: Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67–82. DOI: 10.17759/pse.2016210105

Фрагмент статьи

Принятая в России стратегия помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении XX века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения (детские дома, школы-интернаты), что определило формирование профессионального менталитета специалистов,  работающих в них. Понимание того, как сказываются условия материнской депривации на социально-психологическое  развитие  детей, произошло только в середине 90-х годов, тогда же начался переход на развитие семейных форм устройства данной категории детей [6].

Литература

  1. Александров Д.А., Атухина Т.В.,  Бугримен- ко Е.А. и др. Бедность и развитие ребенка. М.: Рукописные памятники  древней  Руси,  2015. 392 с.
  2. Кантуэлл. Н. От теории к практике: реализа- ция «руководящих указаний по альтернативному уходу за детьми»: пер. с англ. / Н. Кантуэлл, Дж. Дэвисон, С. Элсли, И. Миллиган, Н. Куинн. Вели- кобритания: Centre for Excellence for Looked After Children in Scotland, 2012. 168 c.
  3. Семья Г.В. Психологические аспекты полити- ки деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России: востребованность научных идей В.С. Мухиной // Развитие личности. 2015. № 1. С. 24–42.
  4. Семья Г.В. Деинституционализация детей-си- рот:  реформирование  сети  учреждений  интернатного типа и развитие спектра услуг для детей и семей. М.: Вариант, 2012. 112 с.
  5. Семья Г.В. О разработке профессионального стандарта специалиста органа опеки и попечи- тельства // Психологическая наука и образова- ние. 2013. № 3.
  6. Семья Г.В. Основы психологической защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей // Развитие личности. 2004. № 1. С. 71–86.
  7. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М.: Вариант, 2004. 216 с.
  8. Семья Г.В., Зуева Н.Л., Рындина Е.Н., Жуко- ва О.А. Как вернуть родительские права. М.: Ва- риант, 2009. 86 с.
  9. World Development Report 2014: Mind, Society and Behavior. Washington.: D.C., 2014.

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Зайцев Георгий Олегович, кандидат физико-математических наук, доцент, независимый исследователь, программист-вычислитель, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0325-2938, e-mail: gozai@yandex.ru

Зайцева Надежда Георгиевна, независимый исследователь , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9710-9229, e-mail: farsi13@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3357
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1526
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3