Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16126 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра 403

Первушина О.Н., кандидат психологических наук, Декан факультета психологии Новосибирского государственного университета, директор Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, olgap7@yandex.ru
Трубицына А.Н., Старший преподаватель факультета естественных наук Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ), a.trubicyna@nsu.ru
Кондратьева Н.Г., Ассистент кафедры психологии личности Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ), kondratyevanadezhda@gmail.com
Плисковская Е.Н., Психолог факультета психологии Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ), evgeniya-kalikina@yandex.ru

Аннотация

Описывается формирование интравербального поведения, включающего в себя понимание прочитанного, диалог и ответы на вопросы, а также мысли и воспоминания. Отмечается, что такое поведение является базой для обучения простым коммуникациям, развития академических навыков, овладения профессиональными умениями. Многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности в освоении интравербального поведения, и до сих пор не существует методики, позволяющей научить их использовать его функционально верно и полно. Авторы отмечают, что исследование эффективности различных видов подсказки в обучающих тренингах выполнено с целью оптимизации обучения интра- вербальному поведению детей с РАС. Проанализирована эффективность освоения навыка ответа на вопрос в условиях применения текстовых и эхоидных подсказок. Представлены результаты эксперимента с двумя испытуемыми, детьми разного пола 8 и 17 лет, имеющими диагноз «аутизм», в котором установлена более высокая эффективность текстовой подсказки. Делается вывод о том, что для вопросов, имеющих несколько или мно- го правильных ответов, разница в эффективности текстовой и эхо- подсказок более существенна, чем для простых вопросов, имеющих единственный верный ответ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В своей книге «Вербальное поведение» [10] Б.Ф. Скиннер представил концепцию и классификацию основных элементов речи, названных им вербальными оперантами, построенную на их функциональном отношении к предшествующим акту речи событиям и его последствиям. Дальнейшие исследования вербального поведения, обзор которых представлен, в частности, в статье S. Oah и Dickinson [8], подтвердили положения Скиннера о функциональном различии между элементарными вербальными оперантами и, как следствие, о том, что обучающие программы не могут быть успешными, если они не предполагают отдельного обучения каждому элементарному вербальному операнту.

Литература
  1. Carbone V.J. Clinical Applications of Verbal Behavior Research with Children with Autism. International Asso- ciation of Behavior Analysis. Boston. MA, 2004.
  2. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied be- havior analysis. Second edition. Pearsons, Columbus, Ohio, Merrill Prentice Hall, 2007.
  3. Drash P.W., High R.L., Tudor R.M. Using Mand Train- ing to Establish an Echoic Repertoire in Young Children with Autism // The Analysis of Verbal Behavior. 1999. № 16. P. 29–44.
  4. Kelley M.E., Shillingsburg M.A., Castro M.J., Addison L.R. Further Evaluation Of Emerging Speech In Children With Developmental Disabilities: Training Verbal Behav- ior // Journal of Applied Behavior Analysis. 2007. № 40 (3). P. 431–445. doi: 10.1901/jaba.2007.40-431
  5. Kodak T., Clements A. Acquisition of mands and tacts with concurrent echoic training // Journal of Ap- plied Behavior Analysis. 2009. № 42. P. 839–842. doi: 10.1901/jaba.2009.42-839
  6. Marchese N.V., Carr J.E., LeBlanc L.A., Rosati T.C., Conroy S.A. The Effects of the Question “What is This?” on Tact-Training Outcomes of Children with Autism // Journal of Applied Behavior Analysis. 2012. Vol. 45(3). P. 539–547. doi: 10.1901/jaba.2012.45-539
  7. Neef N.A., Walters J., Egel A.L. Establishing genera- tive yes/no responses in developmentally disabled chil- dren // Journal of Applied Behavior Analysis. 1984. Vol. 17 (4). P. 453–460. doi: 10.1901/jaba.1984.17-453
  8. Oah S., Dickinson A.M. A review of empirical studies of verbal behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 1989. № 7. P. 53–68.
  9. Shafer E. A Review of Interventions to Teach a Mand Repertoire // The Analysis of Verbal Behavior. 1995. № 12. P. 53–66.
  10. Skinner B. F. Verbal Behavior. Acton. MA: Copley Publishing Group, 1957. 458 p. doi:  10.1037/11256- 000
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика