Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффективность подсказки в формировании навыка отвечать на вопрос у детей с расстройствами аутистического спектра 1241

Первушина О.Н., кандидат психологических наук, декан факультета психологии, директор, зав. кафедрой психологии личности, Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, Новосибирск, Россия, olgap7@yandex.ru
Трубицына А.Н., старший преподаватель факультета естественных наук, сотрудник, Междисциплинарного Центра прикладного анализа поведения, Москва, Россия, a.trubicyna@nsu.ru
Кондратьева Н.Г., ассистент кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарного Центра прикладного анализа поведения, Новосибирск, Россия, n.kondratyeva@nsu.ru
Плисковская Е.Н., психолог кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарный Центр прикладного анализа поведения, Россия, evgeniya-kalikina@yandex.ru

Аннотация

Описывается формирование интравербального поведения, включающего в себя понимание прочитанного, диалог и ответы на вопросы, а также мысли и воспоминания. Подчеркивается, что интравербальное поведение является базой для обучения простым коммуникациям, развития академических навыков, овладения профессиональными умениями. Отмечается, что многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности в освоении интравербального поведения, и до сих пор не существует методики, позволяющей научить их использовать его функционально верно и полно. Обращается внимание на то, что исследование эффективности различных видов подсказки в обучающих тренингах выполнено с целью оптимизации обучения интравербальному поведению детей с РАС. Проанализирована эффективность освоения навыка ответа на вопрос в условиях применения текстовых и эхоидных подсказок. Установлена более высокая эффективность текстовой подсказки в эксперименте с двумя испытуемыми, детьми разного пола 8 и 17 лет, имеющими диагноз аутизм. Делается вывод о том, что для вопросов, имеющих несколько или много правильных ответов, разница в эффективности текстовой и эхо-подсказок более существенна, чем для простых вопросов, имеющих единственный верный ответ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Согласно Скиннеру, оперант Intraverbal определяется как вербальная реакция, возникающая в ответ на вербальный стимул . Интравербальное поведение подкрепляется социальным поощрением – ответом собеседника [6].

Литература
  1. Finkel A.S., Williams R.L. A comparison of textual and echoic prompts on the acquisition of intraverbal be- havior in a six-year-old boy with autism // The Analysis of Verbal Behavior. 2002. № 18. P. 61–70.
  2. Ingvarsson E.T., Hollobaugh T. A comparison of prom- pting tactics to establish intraverbals in children with autism // Journal of Applied Behavioral Analysis. 2011. Vol. 44(3). P. 659–664. doi: 10.1901/jaba. 2011.44-659.
  3. Neef N.A., Walters J., Egel A.L. Establishing gene- rative yes/no responses in developmentally disabled children // Journal of Applied Behavior Analysis. 1984. Vol. 17 (4). P. 453–460.
  4. Oah S., Dickinson A.M. A review of empirical studies of verbal behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 1989. № 7. P. 53–68.
  5. Retard A.J.M. Response prompting and fading meth- ods: a review // American journal of mental retardation. 1990. Vol. 94(6). P. 603–615.
  6. Skinner B. F. Verbal Behavior. Acton. MA: Copley Publishing Group, 1957. 458 p.
  7. Valentino A.L., Shillingsburg M.A., Call N.A. Compar- ing the effects of echoic prompts and echoic prompts plus modeled prompts on intraverbal behavior // Jour- nal of Applied Behavioral Analysis. 2012. Vol. 45(2). P. 431–435. doi.org/10.1901/jaba.2012.45-431.
  8. Vedora J., Meunier L., Mackay H. Teaching intraver- bal behavior to children with autism: a comparison of textual and echoic prompts // Analysis of Verbal Beha- vior. 2009. № 25. P. 79–86.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика