Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 150–160
doi:10.17759/pse.2017220117
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенты, дети с ограниченными возможностями развития, инвалидность
Рубрика издания: Мониторинги
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220117
Для цитаты: Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 150–160. DOI: 10.17759/pse.2017220117
Полный текст
Согласно пункту 5 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «... государства-участники обеспечивают условия для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими» [Конвенция о правах].
Каким же образом реализуется данное положение конвенции? Официальные статистические данные, связанные с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) позволяют, хотя и в схематичном виде, но представить особенности этого процесса. Сбор первичной информации от образовательных организаций, которая отражает включенность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в систему профессионального образования, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности.
Необходимо обратить внимание на то, что число показателей, характеризующих обучение этой категории студентов, постепенно расширяется. Так, с 2016 г. в форме № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Об утверждении статистического], представлена информация о распределении лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет федерального бюджета, по курсам, направлениям подготовки и специальностям. Кроме того, предусмотрено разделение данных о студентах с инвалидностью в зависимости от принадлежности к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья: отдельно выделены те, кто нуждается в создании специальных условий для получения образования. Стоит отметить, что с 2016 г. информация о распределении студентов с инвалидностью по видам заболеваний образовательными организациями не предоставляется.
Основные показатели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
В настоящее время доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общей численности студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, невелика и составляет менее 1% обучающихся (0,46%). Несмотря на то, что за последние 10 лет наблюдались значительные колебания численности студентов с инвалидностью (рис. 1) [Индикаторы образования: 2013, 2013; Сведения об инвалидах], доля их в общей численности студентов практически не менялась. Если в 2000 г. численность студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования была сопоставима, то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями - высшее образование стало для них более предпочтительным. С одной стороны, это явилось отражением тенденции повышения популярности высшего образования среди российской молодежи, с другой стороны, в начале 2000-х гг. был принят ряд управленческих решений[Ельник], способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования.
Большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью проходят подготовку по программам бакалавриата (рис. 2). В 2016 г. их численность достигла 15850 человек. Доля студентов бакалавриата с ОВЗ и инвалидностью практически совпадает с соответствующим показателем для всех обучающихся по этим программам (74%). Распределение же студентов специалитета и магистратуры несколько отличается - доля тех, кто проходит обучение по программам магистратуры, в общей численности студентов составляет 10%, по программам специалитета - 16%.
В 2016 г. в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), проходили обучение 21157 лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Сводные таблицы по], что составляло 0,57% от общей численности студентов. Соответствующие показатели для негосударственных образовательных организаций таковы: 531 обучающийся, 0,11%. Для сравнения, в 2010 г. доля лиц с инвалидностью, обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования, не превышала 0,37%, в негосударственных - 0,12%. Основные показатели деятельности организаций высшего профессионального образования - численность, прием и выпуск для этих категорий студентов - представлены в табл. 1.
Образовательные организации |
Программы бакалавриата |
Программы специалитета |
Программы магистратуры |
||||||
Прием |
Численность студентов |
Выпуск |
Прием |
Численность студентов |
Выпуск |
Прием |
Численность студентов |
Выпуск |
|
Государственные и муниципальные образовательные организации |
4464 |
15353 |
2375 |
1360 |
4897 |
759 |
366 |
907 |
250 |
Негосударственные образовательные организации |
152 |
497 |
62 |
4 |
17 |
15 |
14 |
17 |
2 |
До 2015 г. в формах статистического наблюдения собиралась информация о студентах, относимых к категории инвалидов по видам заболеваний. Эта информация предоставлялась по основным показателям деятельности вузов: прием, численность и выпуск студентов [Сводные таблицы по, а]. На рис. 3 показано распределение численности студентов с инвалидностью по уровням высшего образования и видам заболеваний в 2015 г. Как видим, доля студентов с заболеваниями, требующими создания специальных условий для получения образования (нарушения зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата), среди студентов бакалавриата, имеющих инвалидность, составляет 31% (4718 человек), среди студентов специалитета - 27% (1146 человек), студентов магистратуры - 48% (280 человек).
Специальности и направления подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
В настоящее время из формы федерального статистического наблюдения № ВПО-1 можно получить информацию о специальностях и направлениях подготовки, по которым обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью. Соответствующие данные предоставляются лишь о студентах, обучающихся за счет федерального бюджета. Но значительная часть лиц с инвалидностью имеет право на прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты (не менее 10% общего объема контрольных цифр приема). Поэтому доля студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет федерального бюджета, в общей численности студентов этой категории составляет 86%.
Студенты бакалавриата с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся за счет федерального бюджета, в 2016 г. проходили обучение по 172 направлениям подготовки, причем по 28 из них численность студентов составила менее 5 человек. Наиболее же востребованными являются: экономика, юриспруденция и педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (рис. 4). Достаточно популярны среди этой категории студентов направления подготовки, позволяющие в дальнейшем работать дистанционно. Это направления, связанные с информационными технологиями: информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, информационные системы и технологии, прикладная математика и информатика.
Структура наиболее востребованных направлений подготовки у студентов с ОВЗ и инвалидностью во многом повторяет соответствующее распределение для всех студентов, обучающихся по программам бакалавриата. В 2016 г. в список десяти наиболее популярных направлений подготовки этого уровня 3 вошли:
1) Экономика;
2) Юриспруденция;
3) Менеджмент;
4) Педагогическое образование;
5) Строительство;
6) Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
7) Государственное и муниципальное управление;
8) Электроэнергетика и электротехника;
9) Психолого-педагогическое образование;
10) Информатика и вычислительная техника
Подавляющее большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование за счет федерального бюджета по программам специалитета, связывают свое будущее с медицинскими науками (рис. 5). В первую очередь это относится к программе «Лечебное дело», по которой в 2016 г. проходили обучение почти 2 тыс. студентов этой категории. Наибольшая доля студентов с ОВЗ и инвалидностью в общей численности студентов специалитета зафиксирована на специальности «Перевод и пере- водоведение» - 5,48%.
По программам магистратуры за счет федерального бюджета в 2016 г. обучались всего 759 студентов с ОВЗ и инвалидностью. Они обучались по 113 программам, на большинстве из которых численность студентов этой категории не превышала 10 человек. Программы с наибольшей численностью магистров - «Педагогическое образование» и «Юриспруденция» (44 и 43 человека).
Распределение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по регионам
Подавляющее большинство (82%) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проходят обучение по программам высшего образования по очной форме обучения. Доля лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по очной форме обучения, в общей численности студентов государственных учреждений высшего профессионального образования - 0,79%, в негосударственных - 0,23%.
Анализируя распределение лиц с ОВЗ и инвалидностью в региональном разрезе, целесообразно обратить внимание именно на очную форму обучения. Так как численность студентов этой категории в негосударственных вузах невелика, остановимся на анализе показателей для государственных вузов.
Данные официальной статистики позволяют сделать вывод о том, что студенты с ОВЗ и инвалидностью распределены по регионам Российской Федерации крайне неравномерно. Безусловным лидером по численности студентов этой категории на всех программах высшего образования является Москва (табл. 2). Следующий регион по значению данных показателей - Санкт-Петербург. Замыкает тройку лидеров по численности студентов с ОВЗ и инвалидностью Дагестан. Необходимо обратить внимание на то, что достаточно высокие значения соответствующих показателей в данном регионе могут быть связаны с тем, что инвалидность там зачастую устанавливается не по медицинским показаниям, а покупается [Разбежкина; Ельник].
В табл. 2 представлено распределение студентов с ОВЗ и инвалидностью по программам высшего образования в тех регионах (22), в которых общая численность студентов этой категории превышает 200 человек.
Данные статистического наблюдения показывают, что в настоящее время в Российской Федерации достаточно много регионов (21), в которых общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью не превышает 50 человек (табл. 3).
Таблица 2
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по очной форме в государственных и муниципальных организациях высшего профессионального образования в 2016 г. (человек) [Об утверждении статистического]
Регионы |
Численность студентов |
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата |
Численность студентов, обучающихся по программам специалитета |
Численность студентов, обучающихся по программам магистратуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Москва |
4684 |
3153 |
1297 |
234 |
Санкт-Петербург |
992 |
654 |
287 |
51 |
Республика Дагестан |
869 |
556 |
287 |
26 |
Ростовская область |
643 |
384 |
212 |
47 |
Чеченская Республика |
554 |
455 |
99 |
0 |
Ставропольский край |
523 |
297 |
219 |
7 |
Республика Татарстан |
504 |
416 |
64 |
24 |
Краснодарский край |
420 |
281 |
114 |
25 |
Республика Башкортостан |
351 |
277 |
55 |
19 |
Свердловская область |
332 |
244 |
75 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Воронежская область |
331 |
215 |
101 |
15 |
Новосибирская область |
296 |
226 |
54 |
16 |
Омская область |
281 |
246 |
25 |
10 |
Московская область |
280 |
232 |
19 |
29 |
Саратовская область |
280 |
137 |
134 |
9 |
Самарская область |
265 |
175 |
77 |
13 |
Иркутская область |
262 |
207 |
32 |
23 |
Нижегородская область |
250 |
154 |
93 |
3 |
Челябинская область |
248 |
174 |
65 |
9 |
Красноярский край |
242 |
167 |
65 |
10 |
Республика Крым |
232 |
157 |
59 |
16 |
Волгоградская область |
229 |
143 |
77 |
9 |
Таблица 3
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по очной форме в государственных и муниципальных организациях высшего профессионального образования в 2016 г. (человек)
|
|
Численность |
Численность |
Численность |
Регионы |
Численность студентов |
студентов, обучающихся по программам бакалавриата |
студентов, обучающихся по программам специалитета |
студентов, обучающихся по программам магистратуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Республика Марий Эл |
50 |
38 |
2 |
10 |
Вологодская область |
49 |
44 |
1 |
4 |
Смоленская область |
48 |
31 |
14 |
3 |
Севастополь |
42 |
28 |
8 |
6 |
Костромская область |
41 |
38 |
1 |
2 |
Республика Карелия |
40 |
31 |
6 |
3 |
Курганская область |
39 |
31 |
3 |
5 |
Республика Коми |
36 |
32 |
2 |
2 |
Новгородская область |
31 |
18 |
12 |
1 |
Республика Хакасия |
26 |
19 |
3 |
4 |
Мурманская область |
23 |
22 |
0 |
1 |
Псковская область |
22 |
22 |
0 |
0 |
Сахалинская область |
21 |
21 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Магаданская область |
18 |
18 |
0 |
0 |
Республика Алтай |
15 |
14 |
0 |
1 |
Еврейская автономная область |
13 |
10 |
0 |
3 |
Республика Тыва |
11 |
9 |
2 |
0 |
Камчатский край |
9 |
9 |
0 |
0 |
Ленинградская область |
8 |
7 |
1 |
0 |
Чукотский автономный округ |
1 |
1 |
0 |
0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подводя итоги статистического анализа, подчеркнем, что, хотя существующие доступные данные не позволяют провести полное комплексное изучение ситуации в сфере высшего профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, спектр предоставляемой информации, тем не менее, достаточно широк. В настоящее время в статистических формах практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с инвалидностью – используемые показатели в основном характеризуют процесс, а не итог (показатели трудоустройства). Для получения информации об этом аспекте жизненных и учебных траекторий лиц с ОВЗ и инвалидностью приходится обращаться к другим источникам информации. Например, к результатам Мониторинга наличия условий для получения высшего образования инвалидами, проводимом Министерством образования и науки [Справка о наличии].
[Ельник] Например, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» были определены 5 федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов.
[Индикаторы образования: 2013, 2013] На рисунке не показано, что 0,1% студентов с инвалидностью, обучающихся по программам бакалавриата, имеют расстройства аутистического спектра. Среди студентов специалитета и магистратуры соответствующие показатели составляют 0,2%.
[Конвенция о правах] Направления подготовки перечислены по убыванию численности студентов.
[Об утверждении статистического] Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (по регионам): http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d624bc6013763 e6eac.rar
Литература
- Ельник В. Инвалидность как бизнес [Электронный ресурс] // Российская газета – Федеральный выпуск № 6194 (218). URL: https://rg.ru/2013/09/30/tema.html (дата обращения: 01.03.2017).
- Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 280 с.
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.10.2016).
- Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций. Приказ Федеральной службы государственной статистики № 471 от 01.09.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/IssWWW.exe/Stg/d01/pf471_010916necentr_2.do (дата обращения: 20.02.2017).
- Разбежкина Ю. Дагестан – республика инвалидов? Почему стать инвалидом выгоднее, чем работать [Электронный ресурс]. URL: http://dislife.ru/articles/ view/27684 (дата обращения: 02.03.2017).
- Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#l (дата обращения: 01.03.2017).
- Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (2016) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.03.2017).
- Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (2015) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2015/во- 2015 (дата обращения: 02.02.2017).
- Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (по регионам) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.02.2017).
- Справка о наличии в образовательных организациях высшего образования условий для получения высшего образования инвалидами [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения: 01.02.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2481
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 1400
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0