Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников 262

Гордеева Т.О., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, tamgordeeva@gmail.com
Сычев О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, osn1@mail.ru
Гижицкий В.В., кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова (ФГАОУ ВО Первый МГМУ), Москва, Россия, viktor.gizhitsky@yandex.ru
Гавриченкова Т.К., педагог-психолог, ГАОУ ВПО МИОО (СОШ № 179 МИОО), Москва, Россия, tamara.gavrichenkova@gmail.com

Аннотация

Статья подготовлена в результате проведения исследования с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ. Представлены результаты разработки опросника Шкалы академической мотивации школьников и учащихся колледжей (ШАМ-Ш) на основе предложенного ранее Т.О.Гордеевой, О.А.Сычевым и Е.Н.Осиным опросника для студентов.Теоретической основой методики выступают положения теории самодетерминации о внутренней и внешней мотивации деятельности и их источниках.С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три тесно взаимосвязанных типа внутренней учебной мотивации (мотивы познания, достижения, саморазвития), четыре характерных типа внешней учебной мотивации (два типа экстернальной регуляции, интроецированная регуляция, мотивы самоуважения) и амотивацию.Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (0,72 < α < 0,90) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и психологического благополучия.С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гижицкий В.В., Гордеева Т.О., Гавриченкова Т.К. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике.Челябинск, Издательский центр ЮУрГУ, 2015.Т.1.С.66–74.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.М.: Смысл, 2015.336 с.
  3. Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал.2016.Т.7.№ 2.С.57–68.
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии.2013.№ 1.С.35–45.
  5. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал.2014.Т.35.№ 4.С.96–107.
  6. Application of Exploratory Structural Equation Modeling to Evaluate the Academic Motivation Scale / Guay, A.J.S. Morin, D. Litalien, P. Valois, R.J. Vallerand // The Journal of Experimental Education.2015.Vol. 83(1).P. 51–82.doi: 10.1080/00220973.2013.876231.
  7. Assor A., Vansteenkiste M., Kaplan A. Identified versus introjected approach and introjected avoidance motivations in school and in sports: The limited benefits of self-worth strivings // Journal of Educational Psychology.2009.Vol. 101(2).P. 482.doi: 10.1037/a0014236.
  8. Autonomous, controlled, and amotivated types of academic motivation: A person-oriented analysis / F. Ratelle, F. Guay, R.J. Vallerand, S. Larose, C. Senécal // Journal of Educational Psychology.2007.Vol. 99(4).P. 734–746.doi: 10.1037/0022-0663.99.4.734.
  9. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior.New York: Plenum, 1985.371 p.
  10. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment.1994.Vol.6.№ 2.P. 149–158.doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  11. Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57.P.749–761.doi: 10.1037/0022-3514.57.5.749.
  12. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology.2000.Vol.25.№ P.54-67.doi: 10.1006/ ceps.1999.1020.
  13. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education / Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. // Educational and Psychological Measurement.1992.Vol.52.P.1003-1017.doi: 10.1177/0013164492052004025.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика