Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника 325

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Веракса А.Н., доктор психологических наук, и. о.заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии, МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва, Россия, veraksa@yandex.ru
Бухаленкова Д.А., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии, МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва, Россия, d.bukhalenkova@inbox.ru
Федотова А.В., научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «ИУО РАО», Москва, Россия, alexandrafedotova@rambler.ru
Халутина Ю.А., научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «ИУО РАО», Москва, Россия, khalutinajulia@mail.ru
Якупова В.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва, Россия, vera.a.romanova@gmail.com

Аннотация

Представлены материалы исследования, направленного на изучение связи психического развития ребенка с социально-демографическими факторами и социально-психологическими параметрами детско-родительских отношений.Обсуждаются результаты обследования 59 детей в возрасте от 5 до 7 лет по тестовым методикам, сопоставленные с результатами анкетирования их матерей.Полученные данные показывают, что у мальчиков выше способность к обучению, а у девочек – произвольность и социальный интеллект.У детей из неполных семей лучше развита вербальная память, но менее – произвольность и способность к децентрации.Образовательный уровень матерей коррелирует с количеством и интенсивностью детских страхов, а также склонностью ребенка к избеганию пугающих ситуаций.Анализ родительской позиции показал наличие взаимосвязи со спецификой развития регуляторных функций поведения ребенка (все отмеченные различия значимы на уровне p ≤ 0,05).Результаты проведенного исследования показывают ряд содержательных взаимосвязей между социально-демографическими факторами, особенностями детско- родительских отношений и спецификой психического развития ребенка.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 16-18-00073.

Литература
  1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дисс.… канд.психол.наук.М., 1994.304 с.
  2. Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартыненко М.Н. Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно- историческая психология.2015.Т.11.№ 2.С.48–56.
  3. Выготский Л.С. Собр.соч.В 6 т.Т.4.Детская психология / Под ред.Д.Б.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр.психологии.1996.№ 2.С.104–112.
  5. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр.психологии.1989.№ 4.С.110–118.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество.М.: Академия, 2003.336 с.
  7. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско- родительских отношений // Психологическая наука и образование.2012.№ 3.С.77–87.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.СПб: Питер, 2009.318 с.
  9. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред.А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.М., 1965.
  10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.256 с.
  11. Смирнова Е.О. Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф.дис.канд.психол.наук.М., 1977.22 с.
  12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст.Труды по социологии образования.Т.VII.Вып.XII.М.: Институт социологии образования РАО.2002.247 с.
  13. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование.Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза.2011.№ 2.С.56–67.
  14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования.Труды по социологии образования.Т. XV.Вып. XXVI / Под ред.В.С. Собкина.М.: Институт социологии образования РАО, 2011.С. 87–105.
  15. Социология дошкольного детства.Труды по социологии образования.Т.XVII.Вып.XXIX./ Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С.М.: Институт социологии образования РАО, 2013.168 с.
  16. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А.// Вопросы психологии.1999.№ 6.С. 18–28.
  17. Чернов Д.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология.2009.№ 1.C.74–84.
  18. Эльконин Д.Б. Детская психология.М., 1960. 384 с.
  19. A cross cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers/ Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Yu., Gorovaya A., Visu-Petra L.// Child Neuropsychology.2015.№ 21 (2).P.121–149.
  20. Anastasy A. Intelligence and family size // Psychological Bulletin.1956.Vol.53.№3.P.198–222.
  21. Belmont L., Marolla F. Birth order, family size and intelligence // Science.1973.Vol.193.P.1094–1101.
  22. Bjorklund D.F., Kipp K. Parental investment theory and gender differences in the evolution of inhibition mechanisms // Psychological Bulletin.1996.120(2).P.163–188.
  23. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design.Cambridge, MA: Harvard University Press.1979.330 p.
  24. Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory control and children’s theory of mind // Child Deve-lopment.2001.№ 72(4).P.1032–1053.
  25. Dubi K., Schneider S. The Picture Anxiety Test (PAT): A new pictorial assessment of anxiety symptoms in young children // Journal of Anxiety Disorders.2009.№ P.1148–1157.
  26. Dubi K., Schneider S., Lavallee K.The Picture Anxiety Test (PAT): Psychometric Properties in a Community Sample of Young Children // Swiss Journal of Psychology.2012.№ P.73-81.
  27. Effects of anxiety on memory storage and updating in young children / Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., Alloway T.P.// International Journal of Behavioral Development.2011.№ 35(1).P.38–47.
  28. Family socioeconomic status and child executive functions: The roles of language, home environment, and single parenthood / Sarsour K., Sheridan M., Jutte D., Nuru-Jeter A., Hinshaw S., Boyce W.T.// Journal of the International Neuropsychological Society.2010.№ 17(1).P.120–132.
  29. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health A cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child & Adolescent Psychiatry.2005.№ 14 (1).P.28–33.
  30. Investigating the links between the subcomponents of executive function and academic achievement: A cross-cultural analysis of Chinese and American preschoolers / Lan X., Legare C.H., Ponitz C.C., Li S., Morrison F.J.// Journal of Experimental Child Psychology.2011.№ 108(3).P.677–692.
  31. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II.Administrative manual.San Antonio, TX: Psychological Corporation.2007.228 p.
  32. Korkman M. Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children // Neuropsychology Review.1999.№ 9(2).P.89–105,
  33. Pons F., Harris P.L. TEC (Test of Emotion Comprehension).Oxford: Oxford University Press.2000.
  34. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology.2004.№ P. 127–152.
  35. Raven J., Raven J.C., Court J.H. Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales.Section 2, Coloured progressive matrices.Oxford: Oxford Psychologists Press.1991.44 p.
  36. The influence of the parents’ educational level on the development of executive functions / Ardila A., Rosselli M., Matute E., Guajardo S.// Developmental Neuropsychology.2005.№ 28 (1).P.539–560.
  37. The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery / Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., Miclea M.// Procedia – Social and Behavioral Sciences.2012.№ P.627–631.
  38. Theory of mind and inhibitory control in three cultures: Conflict inhibition predicts false belief understanding in Germany, Costa Rica and Cameroon / Chasiotis A., Kiessling F., Hofer J., Campos D.// International Journal of Behavioral Development.2006.№ 30(3).P.249–260.
  39. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nat.Protocols.2006.Vol.1.P.297–301.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика