Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов 36

Аржаных Е.В., руководитель центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, arzhanyhev@mgppu.ru

Аннотация

Утверждается, что устранение разрыва между теоретическими знаниями, полученными молодыми педагогами во время обучения, и требуемой квалификационной характеристикой профессионала (описанной в профстандарте педагога) возможно в процессе профессиональных взаимодействий в рамках системы наставничества.Приводятся данные исследования роли института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов общеобразовательных организаций, полученные на основе анкетного опроса молодых и опытных педагогов, который был проведен в 6 регионах Российской Федерации (490 человек) в мае–июне 2016 г.Установлено следующее: более половины начинающих учителей, признавая возможность более опытных коллег научить их многому, в то же время отмечают, что последние «… часто не в курсе современных тенденций в педагогике», а индивидуальная помощь со стороны наставника не рассматривается ими в качестве предпочтительной формы профессионального развития.Приводятся данные опроса, показывающего, что в настоящее время для опытных учителей роль института наставничества в профессиональном становлении молодых коллег является более значимой, чем для самих начинающих педагогов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экспертами в сфере развития образования признано, что в современных условиях наиболее эффективная подготовка педагога к полноценной самостоятельной деятельности возможна через организацию постдипломного сопровождения профессионального развития молодого специалиста, повышение его компетентности посредством взаимодействия с опытным педагогом (наставником).

Литература
  1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ–УПИ, 2006.135 с.
  2. Круглова И.В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Народное образование.2007.№ 9.С. 53– 59.
  3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.41–57.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.105–126.
  5. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы / Н.Л. Лабунская, Н.П.Максимова, В.И.Наумова, Е.П. Никонова.ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна имени В.А.Волкова.Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015.89 с.
  6. Непрокина И.В., Пчелинцева Т.С. Педагогическое сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов в школе // Педагогика современности.2015.№ 2.C.56–59.
  7. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования.2016.№ 2.С.100–124.
  8. Российские учителя в свете исследовательских данных: кол.моногр./ М.Л.Агранович и др.; Нац.исслед.ун-т Высшая школа экономики, Ин-т образования; отв.ред.И.Д.Фрумин, В.А.Болотов, С.Г.Косарецкий, М.Карной.М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2016.313 c.
  9. Светоносова Л.Г. Профессионализм как составляющая педагогической культуры начинающего учителя // Вестник Шадринского государственного педагогического института.2015.№ 2.С.49–54.
  10. Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология.2010.№ 7, С.85–94.
  11. Хамидулина Н.А.«Вхождение» в профессию учителя: российский и зарубежный опыт // Сборники конференций НИЦ Социосфера.2014.№ 12.С.53–55.
  12. Шарыгина Ю.Р. Наставничество в достижении профессиональной компетентности молодого специалиста // Труд и социальные отношения.2015.№ 5.C.101–113.
  13. Ambrosetti A., Dekkers J. The Interconnectedness of the Roles of Mentors and Mentees in Pre-service Teacher Education Mentoring Relationships [Электронный ресурс] // Australian Journal of Teacher Education.2010.35(6).URL: http://dx.doi.org/10.14221/ ajte.2010v35n6.3 (дата обращения: 13.12.2016).
  14. Athanases S.Z., Abrams J., Jack G., Johnson V., Kwock S., Mccurdy J., SUZI Riley S., Totaro S. Curriculum for mentor development: problems and promise in the work of new teacher induction leaders // J.Curriculum Studies.2008.Vol.40.№ 6.Р.743–770.
  15. Beverly K., Sharon J.E. Love ‘Em or Lose Em: Getting Good People to Stay.San Francisco: BerrettKoehler Publishers, Inc, 2005.117 р.
  16. DeCesare D., Workman S., & McClelland A. How do school districts mentor new teachers? (REL 2016–125) [Электронный ресурс].Washington, DC: U.S.Department of Education, Institute of Education Sciences, National Center for Education Evaluation and Regional Assistance, Regional Educational Laboratory Central, 2016.URL: http://ies.ed.gov/ncee/edlabs (дата обращения: 03.11.2016).
  17. Fransson G. Mentors assessing mentees? An overview and analyses of the mentorship role concerning newly qualified teachers // European Journal of Teacher Education.November 2010.Vol. 33.№ 4.Р.375–390.
  18. Gold, Y.Beginning teacher support // Handbook of research in teacher education (2nd ed.) / J.Sikula, T. Buttery, E.Guyton (Eds.).New York: Simon & Schuster Macmillan, 1999.458–594.
  19. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT THE DATA TELL US Induction is an education reform whose time has come [Электронный ресурс] // Phi Delta Kappan.2012.T.93.№ 8.Р 47–51.URL: http:// www.kappanmagazine.org/content/93/8/47 (дата обращения: 06.12.2016).
  20. Irby B.J., Boswell J. Historical Print Context of the Term, “Mentoring” // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning.2016.Vol.24 (1).Р.1–7.doi: 10.1080/13611267.2016.1170556
  21. Korthagen, F.A.J. The gap between research and practice revisited // Educational Research and Evaluation.2007.Vol.13.P.303–310.
  22. Nasser-Abu Alhija, F., Fresko, B.Socialization of new teachers: does induction matter? // Teaching & teacher education.2010.Vol.26 (8).P.1592–1597.
  23. Rippon, J.H., Martin, M. What makes a good induction supporter? // Teaching & teacher education.2006.Vol.22 (1).P.84–99.
  24. Rivkin, S.G., Hanushek, E.A., Kain, J.F. Teachers, schools and academic achievement // Econometrica.2005.Vol.73(2).P.417–458.
  25. Roberson, S. and Roberson, R. The role and practice of the principal in developing novice first-year teachers // Clearing house.2009.Vol.82 (3).P.113– 118.
  26. Schatz-Oppenheimer O. Being a mentor: novice teachers’ mentors’ conceptions of mentoring prior to training // Professional Development in Education.2016.doi: 10.1080/19415257.2016.1152591
  27. Schmidt M. Mentoring and being mentored: the story of a novice music teacher’s success // Teaching & Teacher Education.2008.Vol.24.P.635–648.
  28. Seok K. and Berliner D.C.Characteristics of teacher induction programs and turnover rates of beginning teachers // The teacher educator.2012.Vol.47 (4).P. 268–282.
  29. Stanulis, R.N., Little, S., Wibbens, E. Intensive mentoring that contributes to change in beginning elementary teachers’ learning to lead classroom discussions // Teaching & teacher education.2012.Vol. 28.P.32–43.
  30. Trubowitz, S., Robins, P.M. The good teacher mentor: setting the standard for support and success [Электронный ресурс].New York, NY: Teachers College Press, 2003.URL: http://bookfi.net/ book/1130973 (дата обращения: 13.12.2016).
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика