Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды 45

Ходякова Н.В., доктор педагогических наук, Начальник кафедры информатики и математики, Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, Hodyakova@rambler.ru
Митин А.И., доктор педагогических наук, профессор, кафедра прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий, Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), Москва, Россия, mitin_ai@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются проблемы и пути реализации в педагогическом проектировании актуальной парадигмы образования, ориентированной на развитие личности обучающегося. Анализируются взгляды исследователей в области психологии и педагогики на феномен образовательной среды и ее особую роль в личностном развитии человека. Уточняется, что развитие личности обучающегося происходит в процессе его ситуационного взаимодействия с образовательной средой в результате актуализации специфических психологических механизмов. Приводится типология ситуаций развития личности в образовательной среде: когнитивной ориентировки; предметно-деятельностной ориентировки; ценностно-смысловой ориентировки; целостной ориентировки. Каждому из типов ситуаций поставлены в соответствие свои базовые психологические механизмы развития личности. Показано, что ведущие психологические механизмы каждой из четырех типов личностно развивающих ситуаций взаимосвязаны между собой по принципу дополнения активности обучающегося во внешнем плане его внутренней активностью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Образовательная парадигма XXI в. ориентирована на развитие человека как личности. Развитие личностных свойств индивида культивирует в нем истинно человеческое, делает его субъектом собственной жизни, так как формирует его индивидуальный опыт критической оценки происходящих событий и поступающей информации, позволяет противостоять манипуляциям и деструктивным воздействиям, определять личностные смыслы и цели своей активности, делать нравственный выбор, творчески изменять свое окружение, строить диалогические отношения с другими людьми и т.д.

Литература
  1. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков- мигрантов: дисс....д-ра психол.наук.М., 2012.503 с.
  2. Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования.2012.Т.5.№ 24.С.2.
  3. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ.Сер.16.2016.Вып. 1.C.58–68.
  4. Гумерова Р.В. Исследование творчества в коммуникативной парадигме // Вестник Томского государственного университета.2012.№ 2(6).С. 17–26.
  5. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры // Вестник Майкопского государственного технологического университета.2013.№ 2.С.110– 115.
  6. Зайцев В.В. Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.2012.Вып.5.Т.69.С.91–96.
  7. Зобнина Т.В. Система психологической подготовки студентов – будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза: дисс.… д-ра психол.наук.Нижний Новгород, 2012.435 с.
  8. Коноплева И.Н., Проничева М.М. Влияние субъективных особенностей образа Я на способность к саморегуляции студентов-юристов [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 3.URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n3/63805.shtml (дата обращения: 07.07.2017).
  9. Кружкова О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.2012.№ 1.Т.5.С.36–47.
  10. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: дисс.… д-ра психол.наук.М., 2013.502 с.
  11. Кучер В.А. Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного института: дисс.… д-ра пед.наук.Владикавказ, 2012.432 с.
  12. Миронов Д.Д. Субъект и культура: механизм идентификации // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.2015.№ 3 (24).С.126–129.
  13. Пазухина С.В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: дисс.… д-ра психол.наук.М., 2012, 423 с.
  14. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество.2013.№ 3.С.13–27.
  15. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология.2014.Т.7.№ 2.С.82–93.
  16. Самылова О.А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде // Теория и практика общественного развития.2013.№ 2.С.66–69.
  17. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дисс.… д-ра психол.наук.Нижний Новгород, 2012.324 с.
  18. Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике // Консультативная психология и психотерапия.2012.№ 1.С.34–63.
  19. Фокина И.В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения // Перспективы науки и образования.2013.№ 5.С. 170–172.
  20. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дисс.… д-ра пед.наук.Волгоград, 2013.465 с.
  21. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): дисс.… д-ра пед.наук.М., 2012.303 с.
  22. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 2.С.26–32.
  23. Шувалов А.В. Методологические установки психологического человекознания // Консультативная психология и психотерапия.2012.№ 3.С.5–29.
  24. Электронная среда в образовании: движение в будущее: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 17 марта 2013 года) / Отв.ред.Ю.С. Мануйлов.Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2013.288 с.
  25. Ясвин В.А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды // Социальная психология и общество.2013.№ 3.С. 143–153.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика