Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей

1275

Аннотация

Представлены результаты исследований Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ 2016 г., на основе которых дан анализ информированности и отношения российских учителей к национальной системе учительского роста.Обращается внимание на объем выборки, представляющей 838 педагогов из 9 федеральных округов.Делается вывод о том, что на сегодняшний день российским педагогам немного известно о Национальной системе учительского роста (НСУР).Подчеркивается, что при этом уровень информированности во многом определяет отношение учителей к процессу внедрения НСУР.Отмечается, что в целом российские педагоги указали на положительное отношение к введению горизонтальной должностной иерархии, но они не уверены, что новая модель обеспечит реальные возможности для карьерного роста.Представлена оценка готовности школ к переходу на новую систему и вероятных последствий такого шага, данная участниками процесса – педагогами общеобразовательных школ.

Общая информация

Ключевые слова: карьера учителя, профессия учителя, учительский рост, национальная система учительского роста (НСУР), педагог/преподаватель/ учитель

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220403

Для цитаты: Марголис А.А., Новикова Е.М. Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 10–21. DOI: 10.17759/pse.2017220403

Фрагмент статьи

По мнению ученых, подготовивших отчет для Национальной сети учителей штатов года и Центра эффективности педагога Пирсона (the National Network of State Teachers of the Year and the Center for Educator Effectiveness at Pearson), профессия учителя исторически редко ассоциировалась с таким понятием, как карьерный рост, и чаще всего была малоподвижной с точки зрения доступа к большему заработку или более высокой статусной позиции. Серьезным (и практически единственным) шагом в карьере можно было считать лишь административную должность в школе.

Литература

  1. Александрова М.В. Методологические основы карьерного роста педагога.Великий Новгород, 2007.
  2. Гаспарашвили А.Т. Учитель в эпоху перемен / А.Т.Гаспарашвили, А.А.Ионов, В.В.Рязанцев.М.: Логос, 2006.176 с.
  3. Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 5.C.65–76.doi: 10.17759/pse.2015200506
  4. Кутняк С.В. Исследование возможностей карьерного роста современного учителя [Электронный ресурс] // Известия вузов.Поволжский регион.Гуманитарные науки.2009.№ 1.URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vozmozhnostey-kariernogo-rosta-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 01.03.2017).
  5. Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников [Электронный ресурс].URL: http://xn--80aaaaoadbi1frhmjpf.xn--p1ai/view/ index.html?page=1 (дата обращения: 01.03.2017).
  6. Обсуждение модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.[Электронный ресурс].URL: http://стандартпедагога.рф/ theme.php?id=1&sort=&page=1#comments (дата обращения: 01.03.2017).
  7. Berliner D.C. (2004).Expert teachers: Their characteristics, development and accomplishments [Электронный ресурс] // R.Batllori I Obiols, A.E. Gomez Martinez, M.Oller i Freixa & J.Pages i.Blanch (Eds.), De la teoria….a l’aula: Formacio del professorat ensenyament de las ciències socials (pp.13–28).Barcelona, Spain: Departament de Didàctica de la Llengua de la Literatura I de les Ciències Socials, Universitat Autònoma de Barcelona.URL: https://www.sportscoachuk.org/sites/default/files/Berliner-(2004)- Expert-Teachers.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
  8. Darling-Hammond L. Sykes G. Wanted: A national teacher supply policy for education: The right way to meet the “Highly Qualified Teacher” Challenge [Электронный ресурс] // Educational Policy Analysis Archives, 2003.Vol.11(33) URL: epaa.asu.edu/ ojs/article/download/261/387 (дата обращения: 01.03.2017).
  9. Darling-Hammond L. Teacher preparation is essential to TFA’s future [Электронный ресурс] // Education Week.2011.Vol.30(24).P.25–26, 36.URL: http://www.edweek.org/ew/articles/2011/03/16/24darli nghammond.h30.html (дата обращения: 01.03.2017).
  10. Fullen M. Leadership development: the larger context // Educational Leadership.2009.Vol.67(2).P. 45–49.
  11. Fullen M. Leading in a culture of change.San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2001.
  12. Fullan M. Teacher leadership: A failure to conceptualize // D.R.Walling (Ed.).Teachers as Leaders.Bloomington, IN: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1994.P. 241–253/
  13. Ingersoll R.M. Teacher turnover and teacher shortages: An organizational analysis // American Educational Research Journal.2001.Vol.38(3).P. 499– 534.
  14. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: What the data tell us [Электронный ресурс] // Kappan, 2011.Vol.93(8).P.47–51.URL: http://www.gse.upenn.edu/pdf/rmi/PDK-RMI-2012.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
  15. Ingvarson L. Teaching standards: Foundations for professional development reform.Melbourne, Australia: Monash University, 1997.
  16. Hassel B., Hassel E.A. Opportunity at the top: How America’s best teachers could close the gaps, raisethe bar, and keep our nation great [Электронный ресурс] // Chapel Hill, NC: Public Impact.2011.URL: http://www.opportunityculture.org/images/stories/opportunity_ at_the_top-public_impact.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
  17. Hassel B.C., Hassel E.A. Opportunity at the top: How America’s best teachers could close the gaps, raisethe bar, and keep our nation great [Электронный ресурс] // Chapel Hill, NC: Public Impact, 2010.URL: http://www.publicimpact.com/images/stories/3x_for_all-public_impact.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
  18. Mehta J. Teachers: Will we ever learn? [Электронный ресурс] // New York Times.2013.URL: http://www.nytimes.com/2013/04/13/opinion/ teachers-will-we-ever-learn.html?pagewanted=all (дата обращения: 01.03.2017).
  19. Natale C., Gaddis L., Bassett K., McKnight K. Creating Sustainable Teacher Career Pathways [Электронный ресурс] // A 21st Century Imperative, a joint publication of Pearson & National Network of State Teachers of the Year.2013.URL: https://www.nnstoy.org/download/career_pathways/CSTCP_21CI_ ExSummary_pk_final_web.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
  20. Wise A.E. End the Tyranny of the self-contained classroom [Электронный ресурс] // Education Week.2012.Vol.31(18).P.24–25.URL: http://www.edweek.org/ew/articles/2012/01/25/18wise_ep.h31.html?tkn=X MTFG9nfQSdAjCvjOBRee8X0Jv5O2AxEd6sq&cmp=c lp-edweek (дата обращения: 01.03.2017).

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Новикова Елена Михайловна, научный сотрудник, Информационно-аналитический отдел, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: novikovaem@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2340
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1275
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0