Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе 988

Григорьева М.В., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, grigoryevamv@mail.ru
Шамионов Р.М., доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, shamionov@mail.ru
Голубева Н.М., ассистент, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, crape@live.ru

Аннотация

Рассматривается проблема определения роли рефлексии в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Предполагается наличие специфики рефлексии в зависимости от результата социально-психологической адаптации студентов в образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие студенты в количестве 320 человек (средний возраст составил 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,3%). Использованы стандартизированные методики: исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и оригинальные шкалы для оценки рефлексивной деятельности. Показано, что рефлексивная деятельность и ситуативная, ретроспективная, перспективная рефлексия специфичны у студентов, хорошо адаптированных и с трудностями адаптации. Установлено, что в процессе адаптации к вузу важным является регуляция динамики рефлексивных образов, позволяющая сочетать необходимую для оперативного реагирования на изменения ситуации динамику и достаточную для осознания и создания мотивации стабильность и четкость.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов социальных взаимодействий. Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для овладения студентами высшей школы.

Литература
  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.
  4. Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 145—147.
  5. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263.
  6. Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363.
  7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.02.2014).
  8. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45—57.
  9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с.
  11. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56
  12. Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 720с.
  14. Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69.
  15. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41.
  16. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110 (дата обращения:10.02.2014).
  17. Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья //Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160.
  18. Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al. Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale: Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876 Published: SEP 2012
  19. Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working (with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice / Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94.
  20. Liu K. Critical reflection as a framework for transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol. 67 (2). P. 135—157.
  21. Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика