Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе

1225

Аннотация

Рассматривается проблема определения роли рефлексии в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Предполагается наличие специфики рефлексии в зависимости от результата социально-психологической адаптации студентов в образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие студенты в количестве 320 человек (средний возраст составил 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,3%). Использованы стандартизированные методики: исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) и оригинальные шкалы для оценки рефлексивной деятельности. Показано, что рефлексивная деятельность и ситуативная, ретроспективная, перспективная рефлексия специфичны у студентов, хорошо адаптированных и с трудностями адаптации. Установлено, что в процессе адаптации к вузу важным является регуляция динамики рефлексивных образов, позволяющая сочетать необходимую для оперативного реагирования на изменения ситуации динамику и достаточную для осознания и создания мотивации стабильность и четкость.

Общая информация

Ключевые слова: личность, студент, рефлексия, социально-психологическая адаптация, среда

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220503

Для цитаты: Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503

Полный текст

 
 

Введение

Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов социальных взаимодействий . Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для овладения студентами высшей школы . Рефлексия помогает студентам осмыслить и усвоить получаемые знания, сформулировать ценности, оценить результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь [12] . Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление [1] .

в отечественной психологии для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках разных исследовательских подходов Л . С . Выготский [3], А . Н . Леонтьев [10] рассматривали рефлексию в рамках проблемы сознания . В рамках мышления рефлексию изучали А . В . Брушлинский [2], С . Л . Рубинштейн [13] . К раскрытию феномена рефлексии с позиции творческого мышления подходят С . Ю . Степанов и И . Н . Семенов [15] .

В подходе А В карпова рефлексия выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы Рефлексия одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности [9] .

Однако большой опыт теоретических и эмпирических исследований рефлексии в психологии еще недостаточно проанализирован с точки зрения роли этого механизма в адаптационных процессах, которые понимаются нами как процессы установления динамичного равновесия в системе «личность—среда». Применительно к настоящему исследованию, речь идет прежде всего об образовательной среде вуза, адаптация к которой предусматривает ряд весьма сложных аспектов, связанных как непосредственно с ней, так и с социально-психологической ситуацией, возникающей в связи с новой жизненной ситуацией Последнее касается сепарации с родителями [6], изменения социального окружения [18; 21], включая восприятие отношений [17], необходимости нового уровня взаимодействий и динамики Я-концепции [16] и др . В весьма ограниченном числе публикаций затрагиваются вопросы рефлексии в адаптационном процессе, в частности, в подготовке учителей [19; 20] как фактора адаптации студентов [4; 5; 14] и др .

Вопрос о механизмах и особенностях рефлексивной деятельности у студентов, а также о связи различных аспектов рефлексии с успешной адаптацией в образовательной среде до сих пор остается открытым

Организованное и проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на обнаружение методом регрессионного анализа значимых для общего результата адаптационного процесса характеристик рефлексивной деятельности В качестве объекта работы мы определили рефлексию, а предметом стали характеристики рефлексивной деятельности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе

Предполагалось, что рефлексия выполняет существенную роль в социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе, способствуя или препятствуя ей: механизмы мысленного повтора и эмоционально положительного подкрепления действий, динамика и оперативная коррекция образов рефлексии способствуют адаптиро- ванности студентов, а избыточная динамика, как и избыточная стабильность образов рефлексии — не способствуют

Процедура исследования

В исследовании приняли участие студенты факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н . Г . Чер­нышевского Объем выборки составил 320 человек (средний возраст — 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,34%) .

для определения показателей рефлексии и результатов адаптации использовались следующие диагностические инструменты:

—  «Методика исследования адаптирован­ности студентов в вузе» (Т. Д. Дубовицкая, А . В . Крылова) [7];

— «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р . Дай­монд, в модификации А . К . Осницкого) [11];

—    «Методика определения уровня рефлексивности» (А . В . Карпов, В . В . Пономарева) [8];

— авторская анкета с целью определения особенности индивидуального опыта рефлексивной деятельности (частоты, длительности и эмоциональной окрашенности процесса рефлексии; яркости, детализированности и динамичности рефлексивных образов, а также пусковых механизмов и результатов рефлексии)

Анкета включала шкалы, названия которых были сформулированы на основе контент-анализа ответов на вопросы предваряющей беседы с испытуемыми, например: «Длительность переживания промаха—успеха», «Пусковой механизм рефлексии "Оценка прошлого”», «Динамичность рефлексивных образов», «Преобладание слуховых образов рефлексии» и т п

 
 
Логика исследования заключалась в следующем: на основе полученных показателей общего результата адаптации испытуемые были разделены на две группы (1-я группа — хорошо адаптируемые и 2-я группа — с трудностями адаптации) . По результатам диагностики в этих двух группах проводился регрессионный анализ, зависимой переменной в котором выступал общий результат социально-психологической адаптации . Далее такая же процедура анализа данных проводилась для общего результата адаптирован- ности студентов к учебной группе

для выявления предикторов адаптирован- ности студентов к образовательной среде вуза был использован прямой пошаговый регрессионный анализ с использованием пакета SPSS .

Таблица 1

Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Социально-психологическая адаптированность» в группе хорошо адаптированных студентов

Модель

коэффициенты

нестандартизованные

коэффициенты

стандартизованные

коэффициенты

t

р

B

стандартная

ошибка

Бета

(Константа)

83,83

2,45

 

34,16

,00

Длительность переживания промаха—успеха

1,11

,31

,44

3,58

,00

Пусковой механизм рефлексии «Оценка прошлого»

-2,74

1,26

-,26

-2,18

,03

Динамичность рефлексивных образов

-,73

,34

-,26

-2,15

,04

R2 = 0,23; F=5,62, p<0,01

Примечание. Здесь и далее: В — нестандартизированный коэффициент; β — стандартизированный регрессионный коэффициент; t — критерий Стьюдента, р — уровень значимости; R² — коэффициент множественной детерминации; F — критерий Фишера

Результаты и их обсуждение

Основным положительным рефлексивным предиктором социально-психологической адаптированности у хорошо адаптированных студентов, как видно из табл . 1, является длительность переживания неуспеха—успеха. Очевидно, протяженность рефлексивных процессов во времени и, возможно, неоднократность их повторения, позволяющие оценить и осознать свою активность, приводящую к определенному результату, способствуют фиксации личностью действий, приводящих или препятствующих установлению адаптационного соответствия между требованиями социальной среды и своими возможностями
из табл 1 видно, что социально-психологическая адаптированность студентов, не имеющих в целом адаптационных проблем, имеет два отрицательных предиктора . Это оценка прошлого в качестве пускового механизма рефлексии и динамичность рефлексивных образов Очевидно, оценка прошлого и связанная с этим рефлексия у хорошо адаптированных студентов, скорее всего, тормозит адаптационный процесс, протекающий в настоящем или обращенный в будущее

Динамичность рефлексивных образов также не способствует социально-психологической адаптированности у студентов, не имеющих адаптационных проблем изменения образов затрудняют осознание несоответствия своих возможностей и требований социальной среды, не позволяют выработать ментальные модели оптимальных адаптационных действий, не способствуют их закреплению в памяти в виде четких и направляющих образов

Модель регрессии для студентов, испытывающих трудности социально-психологической адаптации, представлена в табл 2

 
 
Таблица 2
Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Социально-психологическая адаптированность» в группе студентов с трудностями адаптации

Модель

коэффициенты

нестандартизованные

коэффициенты

стандартизованные

коэффициенты

t

р

B

стандартная

ошибка

Бета

(Константа)

82,61

6,42

 

12,87

,00

Рефлексия настоящего

-,75

,16

-,49

-4,72

,00

Динамичность рефлексивных образов

-1,14

,44

-,26

-2,58

,01

Отсутствие результата рефлексии

-18,02

5,52

-,32

-3,26

,00

Пусковой механизм рефлексии «Внешнее побуждение»

-11,92

4,27

-,29

-2,79

,01

R2 = 0,59; F=15,69, p<0,001


как видно, в группе студентов с адаптационными проблемами — четыре отрицательных предиктора Это рефлексия настоящего, динамичность рефлексивных образов, отсутствие результата рефлексии и побуждение извне в качестве пускового механизма рефлексии динамичность и в этом случае так же, как в группе хорошо адаптированных студентов, снижает результат адаптации . Не способствует социально-психологической адаптации и рефлексия настоящего Это позволяет утверждать, что рефлексия, требующая внутренней погруженности и некоторой отстраненности от происходящего, переориентирует субъекта с активного восприятия реальности и действий в ней на внутренние процессы, что тормозит оперативное реагирование и снижает адекватность и своевременность установления соответствия требованиям социального окружения

Побуждение к рефлексии извне, например, преподавателями, родителями, однокурсниками и др снижает социально-психологическую адаптированность в группе студентов с проблемами адаптации Это может быть связано с защитными механизмами в ответ на социальное давление, отсутствием стремления к адаптации в определенных группах, конфликтами и др

В табл 3 представлены результаты регрессионного анализа для адаптированности к учебной группе, измеренной в группе хорошо адаптированных студентов с помощью методики Т . Д . Дубовицкой, А . В . Крылова .

Таблица 2

Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Адаптированность к учебной группе» в группе хорошо адаптированных студентов

Модель

коэффициенты

нестандартизованные

коэффициенты

стандартизованные

коэффициенты

t

р

B

стандартная

ошибка

Бета

(Константа)

15,06

,97

 

15,55

,00

Динамичность рефлексивных образов

,17

,07

,29

2,59

,01

Длительность переживания промаха— успеха

-,20

,06

-,37

-3,23

,00

Рефлексия настоящего

-,04

,02

-,27

-2,33

,02

Системная рефлексия

,03

,02

,24

2,05

,05

R2 = 0,34; F=6,69, p<0,001

как видно из табл 3, адаптированность к учебной группе достигается легче, если студенты оперативно за довольно короткое время корректируют рефлексивные образы, стараются систематизировать их и не «застревают» в настоящей ситуации несоответствия или конфликта

У студентов с проблемами адаптации к учебной группе ее предикторы со стороны рефлексии имеют негативный характер (табл . 4) .

 Таблица 4
Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Адаптированность к учебной группе» у студентов с трудностями адаптации

Модель

коэффициенты

нестандартизованные

коэффициенты

стандартизованные

коэффициенты

t

р

B

стандартная

ошибка

бета

(Константа)

7,93

,37

 

21,35

,00

Преобладание слуховых образов рефлексии

-3,52

1,39

-,278

-2,52

,01

Пусковой механизм рефлексии «Изменение привычного хода жизни»

-1,22

,55

-,243

-2,21

,03

R2 = 0,13; F=5,38, p<0,01


 

Из табл . 4 видно, что студенты с трудностями адаптации в учебной группе реф­лексируют в основном вербальную информацию, при этом формируются слуховые образы рефлексии, что негативно влияет на результат адаптации . Пусковым механизмом рефлексии является любое изменение привычного хода жизни, а поскольку современная жизнь динамична, то рефлексия запускается постоянно . Очевидно это связано с большими внутренними затратами субъекта и невозможностью получения продуктивного рефлексивного результата . Все это снижает адаптированность студентов к учебной группе

Таким образом, рефлексия играет специфическую роль в адаптационных процессах:

—        механизмы мысленного повтора и эмоционально положительного подкрепления действий, сочетание необходимой для оперативного реагирования на изменения ситуации динамики и достаточной для осознания и создания мотивации стабильности и четкости рефлексивных образов способствуют социально­психологической адаптированности студентов;

—        побуждение к рефлексии извне, слуховые образы рефлексивного процесса, избыточная насыщенность, динамика или стабильность рефлексивных образов тормозят адаптационный процесс, задерживают установление соответствия между требованиями образовательной среды вуза и возможностями студентов

Литература

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
  2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.
  4. Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 145—147.
  5. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263.
  6. Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363.
  7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.02.2014).
  8. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45—57.
  9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с.
  11. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56
  12. Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 720с.
  14. Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69.
  15. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41.
  16. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110 (дата обращения:10.02.2014).
  17. Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья //Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160.
  18. Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al. Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale: Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876 Published: SEP 2012
  19. Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working (with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice / Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94.
  20. Liu K. Critical reflection as a framework for transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol. 67 (2). P. 135—157.
  21. Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__

Информация об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186, e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Голубева Наталья Михайловна, ассистент, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, e-mail: crape@live.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3185
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1225
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7