Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7452Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками 449

Булыгина М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, bulyginam@list.ru
Мячина Е.Л., педагог-психолог, служба психолого-педагогического сопровождения, ГБОУ Школа №1298, Москва, Россия, evgeniya.artis@gmail.com

Аннотация

Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между особенностями отношений матери и ребенка-дошкольника и взаимодействием ребенка со сверстниками. Авторы предполагали, что характер и степень эмоциональной близости матери с ребенком отражается на качестве контакта ребенка со сверстниками. В исследовании приняли участие 166 человек — 83 ребенка (в возрасте 4—5 лет), воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Москвы, и их матери. Выявлено, что разные типы эмоциональных отношений между матерью и ребенком (дистантные, эмоционально близкие, нормальные) связаны с особенностями взаимодействия ребенка со сверстниками. Установлено, что наиболее проблемный характер взаимодействия со сверстниками — у детей, которые эмоционально дистанцированы в отношениях с матерью. Конфликты со сверстниками также значимо чаще присущи детям, у которых сохраняются очень близкие эмоциональные отношения с матерью. При этом матери данной группы оказались менее адекватными и более снисходительными в оценке конфликтности своих детей. Делаются выводы об особенностях взаимодействия со сверстниками детей-дошкольников, имеющих разные типы эмоциональных отношений с их матерями.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для каждого периода жизни человека характерна особенная ситуация взаимодействия с окружающими его людьми. Если в младенческом и раннем возрастах круг общения ребенка чаще всего ограничен семьей, то по мере его взросления сфера контактов расширяется, и особое значение приобретает взаимодействие со сверстниками.

Литература
  1. Авдеева Н.Н., Дружинина Н.И., Мусаэлян Н.Ю., Шаулова Ю.В. Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками // У истоков развития.Сб.науч.статей/ Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Котляр (Корепановой).М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.С. 105—115.
  2. Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско- родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование.2010.№ 3.С.97—105.
  3. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.162—175.doi:10.17759/cpp.2015230410.
  4. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и психотерапия.1999.№ 2.С.14— 41.
  5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.М.: Академический Проект, 2004.232 с.
  6. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестн.Нижегород.ун-та.Сер.Социальные науки.2004.№ 1.С.13—26.
  7. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности.Мать и дитя.Екатеринбург: Литур, 2004.400 с.
  8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е изд.СПб.: Питер, 2005.944 с.
  9. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.95—100.
  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.: Речь, 2005.150 с.
  11. Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка // Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред.Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой.М.: Когито-Центр, 2003.С.33— 51.
  12. Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольника со сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychologos.ru/articles/ view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami (дата обращения: 12.10.2016).
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.М.: Владос, 2005.158 с.
  14. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка.Учебно-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ, 2000.88 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика