Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.)

2151

Аннотация

Комплексный проект по модернизации педагогического образования был инициирован Минобрнауки России в 2014 г. и осуществлялся в два этапа: 2014—2015 и 2016—2017 гг. Структурно-комплексный проект включал в себя 33 проекта, охватывающих модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки». В реализации комплексного проекта приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации. В целях обеспечения экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов на межрегиональном уровне были созданы Ресурсный центр на базе Оператора проекта — МГППУ и соисполнителя Оператора — НИУ ВШЭ, портал сопровождения проектов «педагогическоеобразование.рф». В ходе реализации комплексного проекта была разработана и апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ, позволяющая реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы в подготовке педагогических кадров. По итогам каждого этапа проекта была реализована процедура независимой оценки профессиональных компетенций студентов и аспирантов на основе разработанной в ходе проекта методики оценки профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Всего в независимой оценке профессиональных компетенций приняли участие более 6300 обучающихся из 51 вуза Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт, новые образовательные результаты, независимая оценка компетенций, уровни образования, модели подготовки педагогических кадров, образовательные программы, профессионально-ориентированные образовательные модули, деятельностный подход

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230101

Для цитаты: Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI: 10.17759/pse.2018230101

Полный текст

 

Комплексный проект по модернизации педагогического образования был инициирован Минобрнауки России в 2014 г. и осуществлялся в два этапа: 2014—2015 и 2016—2017 гг. Структурно-комплексный проект включал в себя 33 проекта, охватывающих модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки». В реализации комплексного проекта приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации. В целях обеспечения экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов на межрегиональном уровне были созданы Ресурсный центр на базе Оператора проекта — МГППУ и соисполнителя Оператора — НИУ ВШЭ, портал сопровождения проектов «педагогическоеобразование.рф». В ходе реализации комплексного проекта была разработана и апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ, позволяющая реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы в подготовке педагогических кадров.

По итогам каждого этапа проекта была реализована процедура независимой оценки профессиональных компетенций студентов и аспирантов на основе разработанной в ходе проекта методики оценки профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Всего в независимой оценке профессиональных компетенций приняли участие более 6300 обучающихся из 51 вуза Российской Федерации.

Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт педагога, деятельностный подход, новые образовательные результаты, независимая оценка компетенций, уровни образования, модели подготовки педагогических кадров, образовательные программы, профессионально-ориентированные образовательные модули.

1.    Предпосылки модернизации педагогического образования

Основные проблемы педагогического образования, на решение которых был направлен проект, были сформулированы в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241 п-П8).

1.          «Несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию своей профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

2.          «Наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемым профессиональным стандартом педагога и работодателями».

3.          «Отсутствие многоканальной системы получения педагогического образования, направленной на привлечение в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц, в том числе осуществляющих такой профессиональный выбор не только после получения общего образования, но и в процессе получения непедагогического образования или уже после его получения».

4.       «Недостаточность целенаправленной профориентационной работы образовательных организаций по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к будущей педагогической деятельности».

2.    Нормативные основания модернизации педагогического образования

Поручение Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года. Пр-1148, п.2), о приведении ФГОС ВО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

«Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 N3241 п-П8).

Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы.

3.    Цели и задачи комплексного проекта

Цель проекта: модернизация системы подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Задачи комплексного проекта.

1.          Разработка компетентностной модели («портрета») современного учителя, способного в своей профессиональной деятельности соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, основным вызовам ХХ! века.

2.          Обеспечение вариативности траекторий подготовки педагогов.

3.          Реализация методологии деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров.

4.          Проектирование образовательных программ на основе разработки профессионально ориентированных модулей, обеспечивающих готовность к решению основных профессиональных задач педагога.

5.          Усиление практической подготовки будущих педагогов за счет использования сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями (модель «школьно­университетского партнерства»).

6.          Институализация новых подходов:

—         разработка модели непрерывного педагогического образования и обобщенной ком- петентностной модели выпускника по УГСН «Образование и педагогические науки»;

—         создание нормативно-правовой базы: актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) 3++, разработка примерных основных образовательных программ по основным профилям педагогического образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников.

7.          Модернизация учебно-методического обеспечения педагогического образования: создание библиотеки профессионально ориентированных образовательных модулей и массовых открытых онлайн-курсов.

8.          Масштабирование результатов проекта:

—         привлечение значительной части вузов, обеспечивающих подготовку педагогов, к апробации модернизированных образовательных программ;

—         повышение квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава;

—         предоставление широкого доступа к результатам проекта вузам Российской Федерации.

9.          Обеспечение создания пилотных площадок по апробации модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки».

10.       Оценка качества разработанных образовательных программ на основе независимой оценки профессиональных компетенций студентов, разработанной в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

4.  Структура и содержание комплексного проекта

Комплексный проект по модернизации педагогического образования осуществлялся в 2014—2015 гг. (1-й этап) [Болотов, 2015] и 2016—2017 гг. (2-й этап).

Структурно комплексный проект включал в себя 33 проекта, реализованных на протяжении 2014—2017 гг. и охватывающих модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» (рис. 1).

Реализованные проекты были объединены едиными целями и задачами программы модернизации педагогического образования (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241 п-П8) и обеспечивались непрерывным экспертно-аналитическим сопровождением со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, организации-оператора проекта (МГППУ), организации-соисполнителя (НИУ ВШЭ).

В 24 проектах первого этапа (2014—2015) вузами-участниками проекта (отобранными по результатам конкурсного отбора) совместно с вузами-соисполнителями отрабатывались вопросы:

—         проектирования отдельных профессионально-ориентированных модулей (в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования);

—         сетевого взаимодействия между университетами в процессе апробации разработанных модулей, а также между вузами и общеобразовательными организациями (модель школьно-университетского партнерства).

В рамках реализации первого этапа комплексного проекта было также осуществлено повышение квалификации профессорско- преподавательского состава вузов-участников проекта. В 2015 г. была апробирована модель инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов.

Второй этап реализации комплексного проекта (2016—2017) структурно включал в себя 9 проектов, реализованных вузами- участниками (отобранными на основании конкурсного отбора) совместно с вузами-со- исполнителями.

Содержание проектов второго этапа было направлено на разработку и апробацию основных профессиональных образовательных программ по основным профилям подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и на основе разработанной в ходе первого этапа методологии деятельностного подхода к проектированию модульных образовательных программ.

По итогам реализации этого этапа проекта вузами-участниками проекта были разработаны и внесены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (ФУМО) проекты примерных основных профессиональных образовательных программ в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», подготовлены новые образцы современного учебно-методического обеспечения педагогического образования (включая электронные массовые открытые онлайн-курсы, учебники и учебные пособия, программы образовательных модулей и новых форм учебной практики студентов).

В процессе реализации второго этапа комплексного проекта было проведено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-участников проекта, а также реализована независимая оценка профессиональных компетенций студентов, обучавшихся как по апробируемым образовательным программам, так и по действующим программам подготовки.

5.    Участники и масштаб комплексного проекта

5.1.    Краткая характеристика системы педагогического образования Российской Федерации1

На рис. 2—4 представлены: образовательные организации высшего образования, реализующие программы по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (на 1 октября 2016 г.); контингент обучающихся по направлениям подготовки (на 1 октября2016 г.); динамика контрольных цифр приtма в вузы.

 
Рис. 1. Охват в проектах уровней образования в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»

По данным Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Рис. 2. Образовательные организации высшего образования, реализующие программы по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (на 1 октября 2016 г.)


Рис. 3. Контингент обучающихся по направлениям подготовки (на 1 октября 2016 г.)

Рис. 4. Динамика контрольных цифр приема

5.2. Охват проекта по контингенту обучающихся

В реализации комплексного проекта прина­няли участие 65 вузов. Контингент обучающихся в вузах-участниках комплексного проекта составляет 59% от общего контингента по УГСН «Образование и педагогические науки» (рис. 5, 6).

Рис. 5. Контингент обучающихся в вузах-участниках комплексного проекта от общего контингента по УГСН «Образование и педагогические науки» (человек)

Рис. 6. Контингент обучающихся в вузах-участниках комплексного проекта от общего контингента по УГСН «Образование и педагогические науки» (%)

В реализации комплексного проекта (2014—2017) приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации.

Из них 13 образовательных организаций высшего образования (отобранных на условиях конкурсного отбора) участвовали в проекте в качестве основных исполнителей проектов и 52 образовательные организации высшего образования участвовали в проекте в качестве вузов-соисполнителей (рис. 7, 8).

 
 

Оператор проекта: Московский государственный психолого-педагогический университет;

Соисполнитель: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

 

Вузы-исполнители проектов по модернизации педагогического образования:

1)         Московский городской педагогический университет;

2)         Московский педагогический государственный университет;

3)         Казанский (Приволжский) федеральный университет;

4)         Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;

5)         Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина;

6)         Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;

7)         Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова;

Рис. 7. Распределение вузов-участников комплексного проекта по двум этапам

 

Рис. 8. Типология вузов-участников комплексного проекта

8)    Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова;

10)      Новосибирский государственный педагогический университет;

11)      Южный федеральный университет.

Вузы-соисполнители проектов по модернизации педагогического образования:

12)      Адыгейский государственный университет;

13)      Алтайский государственный гумани­тарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина;

14)      Алтайский государственный педагогический университет;

15)      Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;

16)      Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы;

17)      Белгородский государственный национальный исследовательский университет;

18)      Бурятский государственный университет;

19)      Волгоградский государственный социально-педагогический университет;

20)      Вологодский государственный университет;

21)      Вятский государственный университет;

22)      Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко;

23)       Дальневосточный федеральный университет;

24)       Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина;

25)       Забайкальский государственный университет;

26)       Ивановский государственный университет;

27)       Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского;

28)       Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева;

29)       Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина;

30)       Марийский государственный университет;

31)       Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева;

32)       Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева;

33)       Набережночелнинский государственный педагогический университет;

34)       Омский государственный педагогический университет;

35)       Оренбургский государственный педагогический университет;

36)       Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева;

37)       Пермский государственный гумани­тарно-педагогический университет;

38)       Псковский государственный университет;

39)       Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;

40)       Самарский государственный социально-педагогический университет;

41)       Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;

42)       Сахалинский государственный университет;

43)       Севастопольский государственный университет;

44)       Северо-Кавказский федеральный университет;

45)       Смоленский государственный университет;

46)       Ставропольский государственный педагогический институт;

47)        Сургутский государственный педагогический университет;

48)        Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина;

49)        Тверской государственный университет;

50)        Тихоокеанский государственный университет;

51)        Томский государственный педагогический университет;

52)        Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого;

53)        Тюменский государственный университет;

54)        Удмуртский государственный университет;

55)        Уральский государственный педагогический университет;

56)        Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;

57)        Череповецкий государственный университет;

58)       Чеченский государственный педагогический университет;

59)       Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яков­лева;

60)       Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова;

61)       Шадринский государственный педагогический университет;

62)       Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;

63)       Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушин- ского.

5.3. География участников проекта

На рис. 9 на карте показано количество вузов-участников комплексного проекта по округам.

Федеральный округ

Количество вузов-участников комплексного проекта

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

3

Приволжский федеральный округ (ПФО)

17

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

8

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)

3

Сибирский федеральный округ (СФО)

9

Уральский федеральный округ (УФО)

6

Центральный федеральный округ (ЦФО)

15

Южный федеральный округ (ЮФО)

4

6.    Итоги реализации комплексного проекта

6.1. Актуализация содержания педагогического образования

Содержание педагогического образования приведено в соответствие с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования:

—        ФГОС ВО в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

—        разработаны и внесены на утверждение в Минобрнауки России проекты ФГОС ВО 3++ по всем направлениям педагогического образования;

—        вузами-участниками комплексного проекта разработаны проекты новых примерных основных образовательных программ, которые представлены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

6.2. Разработка и апробация новой модели модульных основных профессиональных образовательных программ

В ходе реализации комплексного проекта была разработана и успешно апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ [Марголис, 2015], позволяющая реализовать деятельностный подход к подготовке педагогических кадров. В соответствии с этим подходом основным содержанием профессиональной образовательной программы становится не столько исторически сложившаяся сумма академических знаний, традиционных для программ подготовки к педагогической деятельности, сколько само содержание профессиональной деятельности, представленное в виде перечня типовых профессиональных задач, а также необходимых для успешной подготовки к ним профессиональных действий и обеспечивающих их знаний и умений. Содержание каждой из выделенных в соответствии с требованиями профессионального стандарта профессиональных задач может быть освоено студентами в ходе изучения соответствующих образовательных единиц такой программы — профессионально ориентированного модуля.

Переход от учебной дисциплины к профессионально ориентированному модулю как основной единице формирования трудовых функций и профессиональных действий, на которые и направлена основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) в целом, невозможно осуществить, ограничившись объединением в модуль необходимых для освоения профессионального действия разных, но лишь теоретических разделов. Освоить трудовую функцию и профессиональные действия в рамках изучения модуля исключительно в университетской аудитории невозможно. Модуль должен быть дополнен существенной долей практики, притом не столько для иллюстрации теории, сколько для постановки проблемы осуществления профессионального действия и его отработки в специально организованной лабораторно-учебной среде (практикум) и на практической «клинической» базе (в условиях реальной образовательной организации).

Таким образом, основные направления модернизации педагогических программ в рамках совершенствования их структуры связаны с переходом к модульному принципу построения программы (с включением учебно-ознакомительной и учебной практики, а также НИРС и рефлексивного семинара в каждый модуль), предполагающему, что содержание и цели изучения каждого модуля направлены на овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями) профессионального стандарта педагога. При этом каждый модуль оказывается комплексной практико-теоретической единицей [Марголис, 2014]. В табл. 1 указаны основные этапы организации учебной деятельности студентов в ходе освоения ими содержания профессионально ориентированного образовательного модуля.

6.3.    Новые основные профессиональные образовательные программы

 

№ этапа

Название этапа

Учебное содержание

Этап 1

Учебно-озна­комительная

практика

1.  Демонстрация образцов профессиональных действий, объединенных одной или несколькими трудовыми функциями.

2.  Профессиональные пробы. Попытки самостоятельного выполнения профессиональных заданий.

3.  Формирование списка педагогических проблем и задач

Этап 2

Теоретический

1.  Изучение теоретического материала модуля как способа решения педагогических проблем и задач.

2.  Формирование способов выполнения профессиональных действий (инструментальный аспект).

3.  Отработка конкретных способов профессиональных действий в учебно­лабораторной среде (практикум)

Этап 3

Учебная практика

1. Выполнение профессиональных действий на клинической базе (реальной образовательной организации) в условиях супервизии

Этап 4

НИРС

1.  Анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий.

2.  Организация мини-исследований, направленных на анализ причин неэффективности и затруднений в профессиональной деятельности, построение нового профессионального действия

Этап 5

Теоретико-реф­лексивный

1.  Организация рефлексии (групповой, индивидуальной) своих действий с учетом результатов НИРС.

2.  Формирование общего способа профессиональных действий (понимание реализации профессионального действия в пространстве возможностей)


В ходе реализации второго этапа комплексного проекта были разработаны 42 новые основные профессиональные образовательные программы по семи профилям трех направлений подготовки и трем уровням образования (рис. 10).

В ходе комплексного проекта в вузах- участниках была проведена апробация 42 новых основных профессиональных образовательных программ, по которым прошло обучение более 12 000 обучающихся (рис. 11).

6.4.    Усиление практической подготовки выпускников

Новая методология деятельностного подхода в подготовке педагогов и модульного построения образовательных программ ставит во главу угла формирование у выпускников профессиональных компе­тенций, обеспечивающих их готовность к построению педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Реализация этого подхода требует принципиально новой модели взаимодействия университета с общеобразовательной организацией, построенной на принципах школьно-университетского партнерства, которая предполагает принципиальный пересмотр традиционного (для педагогического образования) подхода, в рамках которого школа воспринимается как «младший брат» университета с точки зрения влияния на подготовку будущего педагога. Школа, с этой точки зрения, воспринимается обычно, прежде всего, как место иллюстрации знаний, сформированных в теории в университете. В новой модели взаимодействия школа рассматривается, прежде всего, как средоточие уникального «практического знания» и опытных педагогов, обладающих теми профессиональными компетенциями, которые необходимо сформировать у будущих педагогов.

Рис. 10. Распределение новых основных профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов педагогических работников, по профилям и уровням образования

Отбор школы в качестве возможного и равноправного партнера университета по реализации педагогической программы должен, таким образом, быть направлен прежде всего на верификацию того, обладает ли школа образцами тех профессиональных действий, которые необходимо сформировать у будущего педагога в рамках практики, встроенной в определенный этап профессионального модуля (модулей) или долгосрочной учебно­-производственной практики. Такой способ организации практики (модель распределенной практики, встраиваемой в каждый модуль) предполагает и иное распределение сфер ответственности между университетским куратором практики и учителем-наставником, показанное в табл. 2.

Наиболее целесообразным представляется такое различение ролей супервизора и координатора, при котором супервизор отвечает за формирование профессионального действия «по образцу», являясь для стажера в некоторой степени образцом модельных профессиональных действий с учащимися, в то время как профессиональная задача университетского координатора практики в большей степени связана с организацией рефлексии по отношению к результатам действий стажера, научного исследования проблем, препятствующих их реализации и организации понимания стажером модельных действий в пространстве возможных профессиональных действий, в том числе в изменяющихся условиях.

6.5.    Независимая оценка профессиональных компетенций обучающихся

Рис. 11. Распределение обучавшихся по модернизированным образовательным программам комплексного проекта по профилям подготовки

В рамках реализации комплексного проекта Оператором проекта (МГППУ) совместно с вузами-участниками дважды была проведена апробация системы независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся педагогических программ. Всего в независимой оценке профессиональных компетенций приняли участие более 6300 обучающихся из 51 вуза Российской Федерации.

 

База

Содержание

Этап 1

Школа

Супервизор:

  демонстрация образца профессиональных действий.

Университетский координатор:

  формирование списка педагогических проблем

Этап 2

Университет

Университетский координатор:

  интеграция теоретического материала, как средства решения педагогических проблем;

  отработка инструментария готовности к осуществлению профессиональных действий

Этап 3

Школа

Супервизор:

• формирование профессиональных действий (от показа образца через совместное выполнение к вазисамостоятельной деятельности)

Этап 4

Школа

Университетский координатор: • организация НИРС

Этап 5

Университет

Университетский координатор:

• формирование общего способа профессионального действия

Независимый характер обеспечивало проведение оценки профессиональных и общепрофессиональных компетенций (ПК и ОПК) обучающихся по единым контрольно­-измерительным материалам, разработанным группой экспертов, не принимающих непосредственное участие в апробации образовательных программ в вузах-участниках комплексного проекта, но принимавших участие в мероприятиях комплексного проекта.

Целью оценки являлась проверка сформированности профессиональных компетен­ций у студентов и аспирантов, обучавшихся по модернизированным программам, в соответствии со спецификой трудовых действий профессионального стандарта педагога.

Инструментарий включал тестовые и кейсовые задания, направленные на проверку знаний и умений в соответствии с паспортами общепрофессиональных компетенций.

В рамках проведения независимой оценки в 2017 г. были сформированы две группы: экспериментальная группа (обучавшихся по модернизированным образовательным программам) и контрольная группа (обучавшихся по действующим программам). Всего в оценке участвовали 2768 обучающихся из 43 вузов: экспериментальную группу составили 1838 обучающихся, контрольную — 930 обучающихся.

Проведенная оценка позволяет построить профиль сформированности общепрофес­сиональных компетенций обучающегося, по группе и по проекту (рис. 12).

Пример проверяемых компетенций: ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

ОПК-2. Способен участвовать в разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

Рис. 12. Результаты независимой оценки общепрофессиональных компетенций обучающихся вуза по профилю, по уровню образования бакалавриат (профиль групп)

ОПК-В. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Результаты оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у обучающихся экспериментальных и контрольных групп различаются в целом и по уровням образования (рис. 13, 14), что свидетельствует об эффективности разработанных программ подготовки и их соответствии требованиям профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Рис. 13. Средний балл выполнения заданий в экспериментальной и контрольной группах

6.6.              Организовано широкое сетевое взаимодействие вузов по подготовке основных категорий педагогических кадров

(педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов общего образования и целого ряда других).

6.7.              Профессорско-преподавательский состав вузов-участников проекта прошел повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования образовательных программ.

В ходе реализации комплексного проекта было проведено повышение квалификации более 7500 руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб вузов (методистов) по основным направлениям модернизации педагогического образования (рис. 15).

В ходе реализации второго этапа комплексного проекта были разработаны 30 он­лайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), на основе модернизированных основных профессиональных образовательных программ (рис. 16).

Рис. 14. Средний балл выполнения заданий по уровням образования

6.8.    Материалы проекта прошли широкое профессионально-общественное обсуждение в рамках 20 Всероссийских конференций, на заседаниях Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и размещены на портале «педагогическое образование.рф» для общедоступного использования.

Рис. 15. Число слушателей программ повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб вузов (методистов) по основным направлениям модернизации педагогического образования


Рис. 16. Распределение разработанных онлайн-курсов в соответствии с модернизированными образовательными программами комплексного проекта по профилям подготовки

7.    Нерешенные проблемы — направления дальнейшей модернизации педагогического образования

Несмотря на то, что многие из сформулированных предложений по направлениям модернизации педагогического образования вошли в дальнейшие проекты и планы (усиление воспитательной функции педагога, усиление предметной подготовки, создание системы профориентационной работы (включая педагогические олимпиады), создание библиотеки федеральных ресурсов педагогического образования, в том числе онлайн-курсов (МООС), разработка новой модели целевого обучения педагогов), несколько ключевых направлений дальнейшей модернизации педагогического образования остаются по- прежнему приоритетными и актуальными с точки зрения достижения значимого эффекта в построении качественно новой системы педагогического образования в России.

А.   Модернизация методической подготовки

Методическая подготовка, понимаемая традиционно как последовательность изучения тем и порядок освоения учебного содержания, не отвечает современным представлениям и не гарантирует эффективной работы педагога. Методическая подготовка в контексте модернизации педагогических программ предполагает насыщение соответствующих модулей содержанием, связанным с изучением представлений обучающихся об изучаемом предмете, в том числе о типовых ошибках обучающихся, о различных способах представления научных понятий и о различных стратегиях освоения учебного содержания.

Б. Постдипломное сопровождение, наставничество

Имеющийся опыт ряда вузов показывает, что без создания программ эффективного постдипломного сопровождения даже хорошо подготовленные выпускники педагогических программ оказываются в значительной степени предоставлены собственным попыткам решения профессиональных трудностей, и отсев, уход из школ таких молодых специалистов оказывается по-прежнему довольно значительным. В то же время при наличии программ постдипломного сопровождения такой отсев оказывается минимальным. В рамках разработки и развития проекта целевого обучения педагогов и с учетом роли региона в этой подготовке представляется целесообразным прописать механизм постдиплом­ного сопровождения, а также организации в образовательных организациях общего образования модели наставничества за счет средств регионов.

В.   Отбор организационных моделей институционализации профессионального экзамена

При отборе организационных моделей институционализации профессионального экзамена необходимо определить место и роль профессионального экзамена. Возможно рассмотреть следующие варианты: профессиональный экзамен как часть государственной итоговой аттестации (ГИА); профессиональный экзамен как независимая часть ГИА, которая проводится по федеральным контрольно-измерительным материалам; профессиональный экзамен после завершения получения профессионального образования в рамках изменения положения об аттестации в качестве условия допуска к профессиональной деятельности; профессиональный экзамен в соответствии с существующим положением об аттестации для молодых специалистов по окончании «пробного» периода их профессиональной деятельности от одного до трех лет.

Г. Профессионально-общественная аккредитация программ

Представляется, что главным элементом модернизации в оценке качества существующих программ подготовки является инсти­туализация профессионально-общественной аккредитации программ, которая должна учитывать не только требования к условиям реализации программ, но базироваться на оценке сформированности профессиональных компетенций у выпускников.

 

Литература

  1. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13—28. doi:10.17759/pse.2015200503
  2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http:// педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 20.02.2018).
  3. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45—64. doi:10.17759/pse.2015200505
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105—126.
  5. Поручение Президента России по вопросам повышения качества высшего образования Пр-1148, п. 2 от 22 мая 2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/assignments/21112 (дата обращения: 20.02.2018).
  6. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 20.02.2018).

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3462
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2151
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3