Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 1. С. 5–24
doi:10.17759/pse.2018230101
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт, новые образовательные результаты, независимая оценка компетенций, уровни образования, модели подготовки педагогических кадров, образовательные программы, профессионально-ориентированные образовательные модули, деятельностный подход
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230101
Для цитаты: Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 5–24. DOI: 10.17759/pse.2018230101
Полный текст
Комплексный проект по модернизации педагогического образования был инициирован Минобрнауки России в 2014 г. и осуществлялся в два этапа: 2014—2015 и 2016—2017 гг. Структурно-комплексный проект включал в себя 33 проекта, охватывающих модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки». В реализации комплексного проекта приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации. В целях обеспечения экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов на межрегиональном уровне были созданы Ресурсный центр на базе Оператора проекта — МГППУ и соисполнителя Оператора — НИУ ВШЭ, портал сопровождения проектов «педагогическоеобразование.рф». В ходе реализации комплексного проекта была разработана и апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ, позволяющая реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы в подготовке педагогических кадров.
По итогам каждого этапа проекта была реализована процедура независимой оценки профессиональных компетенций студентов и аспирантов на основе разработанной в ходе проекта методики оценки профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Всего в независимой оценке профессиональных компетенций приняли участие более 6300 обучающихся из 51 вуза Российской Федерации.
Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт педагога, деятельностный подход, новые образовательные результаты, независимая оценка компетенций, уровни образования, модели подготовки педагогических кадров, образовательные программы, профессионально-ориентированные образовательные модули.
1. Предпосылки модернизации педагогического образования
Основные проблемы педагогического образования, на решение которых был направлен проект, были сформулированы в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241 п-П8).
1. «Несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию своей профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. «Наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, разработанных на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемым профессиональным стандартом педагога и работодателями».
3. «Отсутствие многоканальной системы получения педагогического образования, направленной на привлечение в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц, в том числе осуществляющих такой профессиональный выбор не только после получения общего образования, но и в процессе получения непедагогического образования или уже после его получения».
4. «Недостаточность целенаправленной профориентационной работы образовательных организаций по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к будущей педагогической деятельности».
2. Нормативные основания модернизации педагогического образования
Поручение Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года. Пр-1148, п.2), о приведении ФГОС ВО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
«Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 N3241 п-П8).
Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы.
3. Цели и задачи комплексного проекта
Цель проекта: модернизация системы подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Задачи комплексного проекта.
1. Разработка компетентностной модели («портрета») современного учителя, способного в своей профессиональной деятельности соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, основным вызовам ХХ! века.
2. Обеспечение вариативности траекторий подготовки педагогов.
3. Реализация методологии деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров.
4. Проектирование образовательных программ на основе разработки профессионально ориентированных модулей, обеспечивающих готовность к решению основных профессиональных задач педагога.
5. Усиление практической подготовки будущих педагогов за счет использования сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями (модель «школьноуниверситетского партнерства»).
6. Институализация новых подходов:
— разработка модели непрерывного педагогического образования и обобщенной ком- петентностной модели выпускника по УГСН «Образование и педагогические науки»;
— создание нормативно-правовой базы: актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) 3++, разработка примерных основных образовательных программ по основным профилям педагогического образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников.
7. Модернизация учебно-методического обеспечения педагогического образования: создание библиотеки профессионально ориентированных образовательных модулей и массовых открытых онлайн-курсов.
8. Масштабирование результатов проекта:
— привлечение значительной части вузов, обеспечивающих подготовку педагогов, к апробации модернизированных образовательных программ;
— повышение квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава;
— предоставление широкого доступа к результатам проекта вузам Российской Федерации.
9. Обеспечение создания пилотных площадок по апробации модели целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки».
10. Оценка качества разработанных образовательных программ на основе независимой оценки профессиональных компетенций студентов, разработанной в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
4. Структура и содержание комплексного проекта
Комплексный проект по модернизации педагогического образования осуществлялся в 2014—2015 гг. (1-й этап) [Болотов, 2015] и 2016—2017 гг. (2-й этап).
Структурно комплексный проект включал в себя 33 проекта, реализованных на протяжении 2014—2017 гг. и охватывающих модернизацию всех основных профилей подготовки педагогов по трем направлениям и всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» (рис. 1).
Реализованные проекты были объединены едиными целями и задачами программы модернизации педагогического образования (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241 п-П8) и обеспечивались непрерывным экспертно-аналитическим сопровождением со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, организации-оператора проекта (МГППУ), организации-соисполнителя (НИУ ВШЭ).
В 24 проектах первого этапа (2014—2015) вузами-участниками проекта (отобранными по результатам конкурсного отбора) совместно с вузами-соисполнителями отрабатывались вопросы:
— проектирования отдельных профессионально-ориентированных модулей (в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования);
— сетевого взаимодействия между университетами в процессе апробации разработанных модулей, а также между вузами и общеобразовательными организациями (модель школьно-университетского партнерства).
В рамках реализации первого этапа комплексного проекта было также осуществлено повышение квалификации профессорско- преподавательского состава вузов-участников проекта. В 2015 г. была апробирована модель инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Второй этап реализации комплексного проекта (2016—2017) структурно включал в себя 9 проектов, реализованных вузами- участниками (отобранными на основании конкурсного отбора) совместно с вузами-со- исполнителями.
Содержание проектов второго этапа было направлено на разработку и апробацию основных профессиональных образовательных программ по основным профилям подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и на основе разработанной в ходе первого этапа методологии деятельностного подхода к проектированию модульных образовательных программ.
По итогам реализации этого этапа проекта вузами-участниками проекта были разработаны и внесены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (ФУМО) проекты примерных основных профессиональных образовательных программ в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», подготовлены новые образцы современного учебно-методического обеспечения педагогического образования (включая электронные массовые открытые онлайн-курсы, учебники и учебные пособия, программы образовательных модулей и новых форм учебной практики студентов).
В процессе реализации второго этапа комплексного проекта было проведено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-участников проекта, а также реализована независимая оценка профессиональных компетенций студентов, обучавшихся как по апробируемым образовательным программам, так и по действующим программам подготовки.
5. Участники и масштаб комплексного проекта
5.1. Краткая характеристика системы педагогического образования Российской Федерации1
На рис. 2—4 представлены: образовательные организации высшего образования, реализующие программы по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (на 1 октября 2016 г.); контингент обучающихся по направлениям подготовки (на 1 октября2016 г.); динамика контрольных цифр приtма в вузы.
По данным Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Рис. 2. Образовательные организации высшего образования, реализующие программы по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (на 1 октября 2016 г.)
Рис. 3. Контингент обучающихся по направлениям подготовки (на 1 октября 2016 г.)
Рис. 4. Динамика контрольных цифр приема
5.2. Охват проекта по контингенту обучающихся
В реализации комплексного проекта принаняли участие 65 вузов. Контингент обучающихся в вузах-участниках комплексного проекта составляет 59% от общего контингента по УГСН «Образование и педагогические науки» (рис. 5, 6).
Рис. 6. Контингент обучающихся в вузах-участниках комплексного проекта от общего контингента по УГСН «Образование и педагогические науки» (%)
В реализации комплексного проекта (2014—2017) приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 51 субъекте 8 федеральных округов Российской Федерации.
Из них 13 образовательных организаций высшего образования (отобранных на условиях конкурсного отбора) участвовали в проекте в качестве основных исполнителей проектов и 52 образовательные организации высшего образования участвовали в проекте в качестве вузов-соисполнителей (рис. 7, 8).
Оператор проекта: Московский государственный психолого-педагогический университет;
Соисполнитель: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Вузы-исполнители проектов по модернизации педагогического образования:
1) Московский городской педагогический университет;
2) Московский педагогический государственный университет;
3) Казанский (Приволжский) федеральный университет;
4) Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
5) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина;
6) Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;
7) Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова;
Рис. 7. Распределение вузов-участников комплексного проекта по двум этапам
8) Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова;
10) Новосибирский государственный педагогический университет;
11) Южный федеральный университет.
Вузы-соисполнители проектов по модернизации педагогического образования:
12) Адыгейский государственный университет;
13) Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина;
14) Алтайский государственный педагогический университет;
15) Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
16) Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы;
17) Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
18) Бурятский государственный университет;
19) Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
20) Вологодский государственный университет;
21) Вятский государственный университет;
22) Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко;
23) Дальневосточный федеральный университет;
24) Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина;
25) Забайкальский государственный университет;
26) Ивановский государственный университет;
27) Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского;
28) Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева;
29) Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина;
30) Марийский государственный университет;
31) Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева;
32) Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева;
33) Набережночелнинский государственный педагогический университет;
34) Омский государственный педагогический университет;
35) Оренбургский государственный педагогический университет;
36) Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева;
37) Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
38) Псковский государственный университет;
39) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;
40) Самарский государственный социально-педагогический университет;
41) Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;
42) Сахалинский государственный университет;
43) Севастопольский государственный университет;
44) Северо-Кавказский федеральный университет;
45) Смоленский государственный университет;
46) Ставропольский государственный педагогический институт;
47) Сургутский государственный педагогический университет;
48) Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина;
49) Тверской государственный университет;
50) Тихоокеанский государственный университет;
51) Томский государственный педагогический университет;
52) Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого;
53) Тюменский государственный университет;
54) Удмуртский государственный университет;
55) Уральский государственный педагогический университет;
56) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
57) Череповецкий государственный университет;58) Чеченский государственный педагогический университет;
59) Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева;
60) Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова;
61) Шадринский государственный педагогический университет;
62) Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;
63) Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушин- ского.
5.3. География участников проекта
На рис. 9 на карте показано количество вузов-участников комплексного проекта по округам.
Федеральный округ |
Количество вузов-участников комплексного проекта |
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) |
3 |
Приволжский федеральный округ (ПФО) |
17 |
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) |
8 |
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) |
3 |
Сибирский федеральный округ (СФО) |
9 |
Уральский федеральный округ (УФО) |
6 |
Центральный федеральный округ (ЦФО) |
15 |
Южный федеральный округ (ЮФО) |
4 |
6. Итоги реализации комплексного проекта
6.1. Актуализация содержания педагогического образования
Содержание педагогического образования приведено в соответствие с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования:
— ФГОС ВО в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
— разработаны и внесены на утверждение в Минобрнауки России проекты ФГОС ВО 3++ по всем направлениям педагогического образования;
— вузами-участниками комплексного проекта разработаны проекты новых примерных основных образовательных программ, которые представлены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
6.2. Разработка и апробация новой модели модульных основных профессиональных образовательных программ
В ходе реализации комплексного проекта была разработана и успешно апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ [Марголис, 2015], позволяющая реализовать деятельностный подход к подготовке педагогических кадров. В соответствии с этим подходом основным содержанием профессиональной образовательной программы становится не столько исторически сложившаяся сумма академических знаний, традиционных для программ подготовки к педагогической деятельности, сколько само содержание профессиональной деятельности, представленное в виде перечня типовых профессиональных задач, а также необходимых для успешной подготовки к ним профессиональных действий и обеспечивающих их знаний и умений. Содержание каждой из выделенных в соответствии с требованиями профессионального стандарта профессиональных задач может быть освоено студентами в ходе изучения соответствующих образовательных единиц такой программы — профессионально ориентированного модуля.
Переход от учебной дисциплины к профессионально ориентированному модулю как основной единице формирования трудовых функций и профессиональных действий, на которые и направлена основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) в целом, невозможно осуществить, ограничившись объединением в модуль необходимых для освоения профессионального действия разных, но лишь теоретических разделов. Освоить трудовую функцию и профессиональные действия в рамках изучения модуля исключительно в университетской аудитории невозможно. Модуль должен быть дополнен существенной долей практики, притом не столько для иллюстрации теории, сколько для постановки проблемы осуществления профессионального действия и его отработки в специально организованной лабораторно-учебной среде (практикум) и на практической «клинической» базе (в условиях реальной образовательной организации).
Таким образом, основные направления модернизации педагогических программ в рамках совершенствования их структуры связаны с переходом к модульному принципу построения программы (с включением учебно-ознакомительной и учебной практики, а также НИРС и рефлексивного семинара в каждый модуль), предполагающему, что содержание и цели изучения каждого модуля направлены на овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями) профессионального стандарта педагога. При этом каждый модуль оказывается комплексной практико-теоретической единицей [Марголис, 2014]. В табл. 1 указаны основные этапы организации учебной деятельности студентов в ходе освоения ими содержания профессионально ориентированного образовательного модуля.
6.3. Новые основные профессиональные образовательные программы
№ этапа |
Название этапа |
Учебное содержание |
Этап 1 |
Учебно-ознакомительная практика |
1. Демонстрация образцов профессиональных действий, объединенных одной или несколькими трудовыми функциями. 2. Профессиональные пробы. Попытки самостоятельного выполнения профессиональных заданий. 3. Формирование списка педагогических проблем и задач |
Этап 2 |
Теоретический |
1. Изучение теоретического материала модуля как способа решения педагогических проблем и задач. 2. Формирование способов выполнения профессиональных действий (инструментальный аспект). 3. Отработка конкретных способов профессиональных действий в учебнолабораторной среде (практикум) |
Этап 3 |
Учебная практика |
1. Выполнение профессиональных действий на клинической базе (реальной образовательной организации) в условиях супервизии |
Этап 4 |
НИРС |
1. Анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий. 2. Организация мини-исследований, направленных на анализ причин неэффективности и затруднений в профессиональной деятельности, построение нового профессионального действия |
Этап 5 |
Теоретико-рефлексивный |
1. Организация рефлексии (групповой, индивидуальной) своих действий с учетом результатов НИРС. 2. Формирование общего способа профессиональных действий (понимание реализации профессионального действия в пространстве возможностей) |
В ходе реализации второго этапа комплексного проекта были разработаны 42 новые основные профессиональные образовательные программы по семи профилям трех направлений подготовки и трем уровням образования (рис. 10).
В ходе комплексного проекта в вузах- участниках была проведена апробация 42 новых основных профессиональных образовательных программ, по которым прошло обучение более 12 000 обучающихся (рис. 11).
6.4. Усиление практической подготовки выпускников
Новая методология деятельностного подхода в подготовке педагогов и модульного построения образовательных программ ставит во главу угла формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность к построению педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Реализация этого подхода требует принципиально новой модели взаимодействия университета с общеобразовательной организацией, построенной на принципах школьно-университетского партнерства, которая предполагает принципиальный пересмотр традиционного (для педагогического образования) подхода, в рамках которого школа воспринимается как «младший брат» университета с точки зрения влияния на подготовку будущего педагога. Школа, с этой точки зрения, воспринимается обычно, прежде всего, как место иллюстрации знаний, сформированных в теории в университете. В новой модели взаимодействия школа рассматривается, прежде всего, как средоточие уникального «практического знания» и опытных педагогов, обладающих теми профессиональными компетенциями, которые необходимо сформировать у будущих педагогов.
Рис. 10. Распределение новых основных профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов педагогических работников, по профилям и уровням образованияОтбор школы в качестве возможного и равноправного партнера университета по реализации педагогической программы должен, таким образом, быть направлен прежде всего на верификацию того, обладает ли школа образцами тех профессиональных действий, которые необходимо сформировать у будущего педагога в рамках практики, встроенной в определенный этап профессионального модуля (модулей) или долгосрочной учебно-производственной практики. Такой способ организации практики (модель распределенной практики, встраиваемой в каждый модуль) предполагает и иное распределение сфер ответственности между университетским куратором практики и учителем-наставником, показанное в табл. 2.
Наиболее целесообразным представляется такое различение ролей супервизора и координатора, при котором супервизор отвечает за формирование профессионального действия «по образцу», являясь для стажера в некоторой степени образцом модельных профессиональных действий с учащимися, в то время как профессиональная задача университетского координатора практики в большей степени связана с организацией рефлексии по отношению к результатам действий стажера, научного исследования проблем, препятствующих их реализации и организации понимания стажером модельных действий в пространстве возможных профессиональных действий, в том числе в изменяющихся условиях.
6.5. Независимая оценка профессиональных компетенций обучающихся
Рис. 11. Распределение обучавшихся по модернизированным образовательным программам комплексного проекта по профилям подготовки
В рамках реализации комплексного проекта Оператором проекта (МГППУ) совместно с вузами-участниками дважды была проведена апробация системы независимой оценки профессиональных компетенций обучающихся педагогических программ. Всего в независимой оценке профессиональных компетенций приняли участие более 6300 обучающихся из 51 вуза Российской Федерации.
№ |
База |
Содержание |
Этап 1 |
Школа |
Супервизор: • демонстрация образца профессиональных действий. Университетский координатор: • формирование списка педагогических проблем |
Этап 2 |
Университет |
Университетский координатор: • интеграция теоретического материала, как средства решения педагогических проблем; • отработка инструментария готовности к осуществлению профессиональных действий |
Этап 3 |
Школа |
Супервизор: • формирование профессиональных действий (от показа образца через совместное выполнение к вазисамостоятельной деятельности) |
Этап 4 |
Школа |
Университетский координатор: • организация НИРС |
Этап 5 |
Университет |
Университетский координатор: • формирование общего способа профессионального действия |
Независимый характер обеспечивало проведение оценки профессиональных и общепрофессиональных компетенций (ПК и ОПК) обучающихся по единым контрольно-измерительным материалам, разработанным группой экспертов, не принимающих непосредственное участие в апробации образовательных программ в вузах-участниках комплексного проекта, но принимавших участие в мероприятиях комплексного проекта.
Целью оценки являлась проверка сформированности профессиональных компетенций у студентов и аспирантов, обучавшихся по модернизированным программам, в соответствии со спецификой трудовых действий профессионального стандарта педагога.
Инструментарий включал тестовые и кейсовые задания, направленные на проверку знаний и умений в соответствии с паспортами общепрофессиональных компетенций.
В рамках проведения независимой оценки в 2017 г. были сформированы две группы: экспериментальная группа (обучавшихся по модернизированным образовательным программам) и контрольная группа (обучавшихся по действующим программам). Всего в оценке участвовали 2768 обучающихся из 43 вузов: экспериментальную группу составили 1838 обучающихся, контрольную — 930 обучающихся.
Проведенная оценка позволяет построить профиль сформированности общепрофессиональных компетенций обучающегося, по группе и по проекту (рис. 12).
Пример проверяемых компетенций: ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
ОПК-2. Способен участвовать в разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
Рис. 12. Результаты независимой оценки общепрофессиональных компетенций обучающихся вуза по профилю, по уровню образования бакалавриат (профиль групп)
ОПК-В. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Результаты оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у обучающихся экспериментальных и контрольных групп различаются в целом и по уровням образования (рис. 13, 14), что свидетельствует об эффективности разработанных программ подготовки и их соответствии требованиям профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Рис. 13. Средний балл выполнения заданий в экспериментальной и контрольной группах
6.6. Организовано широкое сетевое взаимодействие вузов по подготовке основных категорий педагогических кадров
(педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов общего образования и целого ряда других).
6.7. Профессорско-преподавательский состав вузов-участников проекта прошел повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования образовательных программ.
В ходе реализации комплексного проекта было проведено повышение квалификации более 7500 руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб вузов (методистов) по основным направлениям модернизации педагогического образования (рис. 15).
В ходе реализации второго этапа комплексного проекта были разработаны 30 онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), на основе модернизированных основных профессиональных образовательных программ (рис. 16).
Рис. 14. Средний балл выполнения заданий по уровням образования
6.8. Материалы проекта прошли широкое профессионально-общественное обсуждение в рамках 20 Всероссийских конференций, на заседаниях Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и размещены на портале «педагогическое образование.рф» для общедоступного использования.
Рис. 15. Число слушателей программ повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб вузов (методистов) по основным направлениям модернизации педагогического образования
Рис. 16. Распределение разработанных онлайн-курсов в соответствии с модернизированными образовательными программами комплексного проекта по профилям подготовки
7. Нерешенные проблемы — направления дальнейшей модернизации педагогического образования
Несмотря на то, что многие из сформулированных предложений по направлениям модернизации педагогического образования вошли в дальнейшие проекты и планы (усиление воспитательной функции педагога, усиление предметной подготовки, создание системы профориентационной работы (включая педагогические олимпиады), создание библиотеки федеральных ресурсов педагогического образования, в том числе онлайн-курсов (МООС), разработка новой модели целевого обучения педагогов), несколько ключевых направлений дальнейшей модернизации педагогического образования остаются по- прежнему приоритетными и актуальными с точки зрения достижения значимого эффекта в построении качественно новой системы педагогического образования в России.
А. Модернизация методической подготовки
Методическая подготовка, понимаемая традиционно как последовательность изучения тем и порядок освоения учебного содержания, не отвечает современным представлениям и не гарантирует эффективной работы педагога. Методическая подготовка в контексте модернизации педагогических программ предполагает насыщение соответствующих модулей содержанием, связанным с изучением представлений обучающихся об изучаемом предмете, в том числе о типовых ошибках обучающихся, о различных способах представления научных понятий и о различных стратегиях освоения учебного содержания.
Б. Постдипломное сопровождение, наставничество
Имеющийся опыт ряда вузов показывает, что без создания программ эффективного постдипломного сопровождения даже хорошо подготовленные выпускники педагогических программ оказываются в значительной степени предоставлены собственным попыткам решения профессиональных трудностей, и отсев, уход из школ таких молодых специалистов оказывается по-прежнему довольно значительным. В то же время при наличии программ постдипломного сопровождения такой отсев оказывается минимальным. В рамках разработки и развития проекта целевого обучения педагогов и с учетом роли региона в этой подготовке представляется целесообразным прописать механизм постдипломного сопровождения, а также организации в образовательных организациях общего образования модели наставничества за счет средств регионов.
В. Отбор организационных моделей институционализации профессионального экзамена
При отборе организационных моделей институционализации профессионального экзамена необходимо определить место и роль профессионального экзамена. Возможно рассмотреть следующие варианты: профессиональный экзамен как часть государственной итоговой аттестации (ГИА); профессиональный экзамен как независимая часть ГИА, которая проводится по федеральным контрольно-измерительным материалам; профессиональный экзамен после завершения получения профессионального образования в рамках изменения положения об аттестации в качестве условия допуска к профессиональной деятельности; профессиональный экзамен в соответствии с существующим положением об аттестации для молодых специалистов по окончании «пробного» периода их профессиональной деятельности от одного до трех лет.
Г. Профессионально-общественная аккредитация программ
Представляется, что главным элементом модернизации в оценке качества существующих программ подготовки является институализация профессионально-общественной аккредитации программ, которая должна учитывать не только требования к условиям реализации программ, но базироваться на оценке сформированности профессиональных компетенций у выпускников.
Литература
- Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13—28. doi:10.17759/pse.2015200503
- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http:// педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 20.02.2018).
- Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45—64. doi:10.17759/pse.2015200505
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105—126.
- Поручение Президента России по вопросам повышения качества высшего образования Пр-1148, п. 2 от 22 мая 2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/assignments/21112 (дата обращения: 20.02.2018).
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 20.02.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3462
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 2151
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3