Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте»)

2183

Аннотация

В статье обсуждаются результаты первого этапа исследовательского проекта: «Роль социальных сетей в жизни современных подростков», реализованного на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ в 2015—2018 гг. В качестве методик исследования применялись: Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера А.Е. Личко; «Q-сортировка» Б. Стефансона; Методика субъективной оценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера; тест-опросник «Стиль поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса; методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; контент-анализ страниц социальной сети «ВКонтакте». Выборку исследования составили 88 человек в возрасте от 15 до 18 лет. В результате проведенного исследования была выявлена связь между структурой профиля в социальной сети и рядом личностных особенностей пользователей подросткового возраста.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, социальная сеть, самопрезентация, «профиль», «аватарка»

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230305

Для цитаты: Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 54–66. DOI: 10.17759/pse.2018230305

Полный текст

 

Введение

Современное подростничество развивается в цифровую эпоху, характеризующуюся не только новыми средствами связи, но и принципиально иными видами культурных орудий, которые определяют особенности социального взаимодействия, а следовательно, и специфику подросткового общения. Российские и международные исследования подтверждают возрастающий интерес молодых людей к ресурсам глобальной сети Интернет. Так, например, по данным информационно-аналитического центра «Парето», 72,9% молодых людей заходят в Интернет, как только у них появляется свободное время, а 13,5% молодых людей практически всегда находятся онлайн. При этом наиболее популярной областью Интернет-пространства является та его часть, которая попадает под определение «многопользовательских веб­сайтов, наполнением которых занимаются сами пользователи», — т.е. социальные сети. Социологи отмечают, что с каждым годом количество времени, ежедневно проводимого подростками в социальных сетях, увеличивается, в то время как возраст регистрации в сети становится все ниже. Как следствие, у пользователей социальных сетей возникает целый ряд разнообразных интересов, мотивов, целей, потребностей, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым виртуальным пространством и на данный момент практически не оказывавшихся в фокусе внимания отечественных авторов. Одним из наиболее актуальных направлений исследований представляется проблема самопрезентации подростков в социальных сетях, поскольку изучение данного феномена напрямую связано с содержанием развития в подростковом возрасте.

Понятие «самопрезентация» (англ. «self-presentation») используется в современной научной литературе для обозначения способов управления образом самого себя с использованием разнообразных техник и стратегий. Исследователи по-разному трактуют данный феномен, рассматривая его как:

—         способ поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд; М. Лири и Р. Ко­вальски; Д. Майерс);

—         способ воздействия на отношение окружающих (А.А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков, Г.В. Бо­роздина);

—         способ организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);

—         способ самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);

—         форму социального поведения (Дж. Те- деши и М. Риес);

—         ресурс формирования образа «Я» и самооценки (Дж.Г. Мид и Ч. Кули);

—         способ формирования объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);

—         способ создания определенного впечатления и регуляции собственного поведения (Ю.М. Жуков).

На сегодняшний день лишь немногие отечественные авторы адресно обращались к изучению различных аспектов подростковой самопрезентации в виртуальном пространстве.

Так, например, А.И. Затулий предпринял попытку изучения гендерных идеалов современной молодежи посредством анализа «аватарок» Интернет-пользователей. Автором был выявлен ряд особенностей, характерных для самопрезентации молодежи в виртуальном пространстве, среди которых:

1)     стремление девушек приукрашивать собственную внешность, ориентируясь на модные «идеалы»; стремление юношей к демонстрации силы (спортивность и др.);

2)          использование в качестве «аватарки» фотографий актеров, сказочных персонажей или игроков виртуальных игр (до 35—60% пользователей);

3)          значительное влияние этнической принадлежности на представление о гендерном идеале.

Характерной особенностью виртуального пространства, отмечает А.И. Затулий, является возможность конструировать «свой» мир, в любой момент удаляя или изменяя виртуальные объекты — в том числе желаемый образ самого себя. По мнению исследователя, данная особенность виртуальной реальности оказывает негативное влияние на личность пользователей, поскольку свободное варьирование пола, внешности, возраста, места жительства и пр. лишают человека базовых ценностей, подменяют их «симулякрами».

Взаимосвязь между самоотношением подростка и вариативностью его самопрезентации в общении, опосредованном Интернетом, изучала А.В. Гордеева. Автор выявила следующие закономерности:

1.          Содержание самопрезентации подростков в виртуальном пространстве становится более разнородным и нестабильным, когда отсутствует ясное чувство идентичности. Тогда подростки пробуют различные варианты поведения в Интернет-общении.

2.          Вариативность самопрезентации подростка в Интернет-общении не определяется только ситуативными внешними причинами, но связана с содержательными характеристиками самоотношения пользователя.

В исследовании «Особенности самопрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи» О.В. Гавриченко и Т.В. Смо-якова пришли к выводу, что подростки используют виртуальное пространство, в первую очередь, как своеобразный вид публичного дневника. По мнению авторов, виртуальные дневники представляют собой нарратив, в котором подростки фиксируют социокультурный контекст собственной жизни и реконструируют жизненные события через призму своего уникального индивидуального опыта. Основными способами самопрезентации в Интернет-дневниках являются: самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства (рисунки, фотографии, аудиозаписи, ссылки на другие Интернет-ресурсы или данные выполненных онлайн-тестов, например, психологических).

В целом можно сказать, что несмотря на стремительное увеличение времени, проводимого подростками онлайн, на данный момент в отечественной психолого-педагогической науке ощущается острый недостаток работ, адресно посвященных различным аспектам поведения и взаимодействия подростков в виртуальном пространстве, в частности — в социальных сетях.

Социальная сеть «ВКонтакте»

Термин «социальная сеть» (англ. «social network») обозначает веб-сайт, с помощью которого можно построить, отразить и организовать социальные взаимоотношения при их визуализации в социальных графах. Сайт социальной сети отличают следующие особенности:

•            необходимость создания собственного «профиля» (англ. «profile») пользователя (в зависимости от объема представленной личной информации «профиль» может носить характер публичного или полупубличного; при этом существует минимальный объем данных, без которых пользователь не получит разрешение зарегистрироваться в социальной сети);

•            возможность не только создавать список друзей на своей странице, но и отображать типы отношений с пользователями из списка (друг, родственник, коллега, одноклассник и т.п.);

•            возможность просматривать страницы других пользователей, в том числе друзей своих друзей, возможных друзей;

•            наличие множества вариантов для представления и обмена информацией (фото, видео, блоги, микроблоги, группы, чаты, функция отметки своего местонахождения и т. п.).

Таким образом, социальная сеть является, прежде всего, платформой, онлайн-сервисом и веб-сайтом, предназначенным для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в сети Интернет, где люди могут общаться по интересам, причастности к определенной социальной группе и т.д., обмениваясь сообщениями, фотографиями, видео, «постами» и «статусами». Отметим, что к социальными сетям не относятся такие веб-сайты, которые имеют узкий спектр возможностей и не ставят в качестве приоритета сообщение пользователями максимального объема достоверной информации о себе (например, «livejournal» — площадка блогов, «Twitter» — площадка микроблогов) . Одной из наиболее известных социальных сетей для русскоязычных пользователей является платформа «ВКонтакте».

Созданный как аналог зарубежной сети Facebook, сайт «ВКонтакте» был запущен в октябре 2006 г. Сегодня в этой социальной сети зарегистрировано более 410 млн человек. В среднем за сутки сайт посещают около 87 714 854 пользователей. Ежедневно в этой сети открывается более 2 млрд страниц, загружается более 12 млн фотографий, более 100 тыс. новых видеофайлов, более 100 тыс. новых аудиозаписей, а также отсылается более 100 млн сообщений. По данным «SimilarWeb», «ВКонтакте» занимает четвертое место в рейтинге самых посещаемых сайтов в мире, будучи ведущей социальной сетью в России и Украине.

У каждого зарегистрированного пользователя социальной сети «ВКонтакте» есть свой «профиль», т. е. персональная страница, на которой он размещает информацию о себе. В «профиле» отображаются анкетные данные, которые пользователь заполняет по желанию, различные вкладки, видео, фотографии, а также «стена» — пространство, которое могут заполнять как сам пользователь, так и гости его страницы. Обязательным элементом «профиля» является «аватарка» — главная фотография, которую видят пользователи, заходящие на страницу.

В социальной сети «ВКонтакте» представлены разные разделы и вкладки, среди которых: «Мои друзья», «Мои фотографии», «Мои сообщения», «Мои видеозаписи», «Мои аудиозаписи», «Мои группы», «Мои новости», «Мои ответы». Понравившуюся информацию участники общения отмечают специальной кнопкой на сайте, которая графически отображается в виде сердца (в обычной речи это называют «лайком»). Помимо того, что каждый пользователь может поставить «лайк», он также имеет возможность поделиться этой записью со своими друзьями или сохранить ее на своей странице (сделать «репост»). Также пользователи могут оставлять свои комментарии под выложенными материалами (фото- и видеозаписями) или на «стене» — именно так обычно начинаются развернутые диалоги между пользователями. Отличительная особенность комментирования — открытость, т. е. комментарии видят все пользователи социальной сети, которым открыт доступ к странице.

По данным Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ, «ВКонтакте» является самой популярной социальной сетью среди российских подростков.

Организация и ход исследования

В настоящей статье представлены результаты первого этапа исследовательского проекта «Роль социальных сетей в жизни современных подростков». Проект реализован на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ под руководством О.В. Рубцовой1 в 2015— 2017 гг. Главная цель проекта заключается в изучении функций социальных сетей в жизни современных подростков. В соответствии с поставленной целью основными задачами первого этапа исследования стали изучение особенностей самопрезентации в социальной сети и выявление их связи с личностными характеристиками пользователей подросткового возраста.

Для проведения эмпирического исследования в рамках проекта были осуществлены:

•            веб-реализация системы тестирования и системы загрузки расширенной информации о пользователе и показателей его активности в социальной сети «ВКонтакте» с использованием API (программный интерфейс, который позволяет получать информацию из базы данных vk.com с помощью http-запросов к серверу);

•            программная обработка и анализ эмпирических данных с использованием современных статистических методов.

В первом этапе исследования приняли участие 88 человек в возрасте от 15 до 18 лет. Для участия в проекте подросткам необходимо было перейти по ссылке [http://social. roledevelopment.ru], подтвердив свое желание участвовать в исследовании и разрешив доступ к своей странице «ВКонтакте». Разработанная в рамках проекта система автоматически считывала данные предоставленных «профилей», а также с интервалом в 30 минут проверяла, когда пользователь последний раз был в сети. Если полученные дата и время последнего посещения сети пользователем изменились после предыдущего запроса, производилась их запись в базу данных.

Для изучения личностных особенностей пользователей были использованы следующие методики:

•            Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) А.Е. Личко;

•            Методика «Q-сортировка» Б. Стефансона;

•            Методика субъективной оценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина);

•            Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликтной ситуации» (в адаптации

Н.В. Гришиной);

•            Самооценка психических состояний Г. Айзенка.

Подобранный комплекс методик позволяет исследовать такие личностные особенности, как наличие и отсутствие акцентуаций характера (методика А.Е. Личко); наличие внутренних противоречий по шести основным тенденциям поведения человека в группе: «зависимость — независимость», «общительность — необщительность», «принятие «борьбы» — избегание «борьбы» (методика Б. Стефансона); уровень личностной и ситуативной тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера); характерный для человека тип поведения в конфликтной ситуации («соперничество», «приспособление», «компромисс», «избегание», «сотрудничество») (методика К. Томаса); уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности (методика Г. Айзенка).

Для изучения особенностей самопрезентации подростков был проведен контент-анализ страниц социальной сети «ВКонтакте», в рамках которого были рассмотрены и проанализированы следующие параметры:

—         имя и фамилия пользователя (настоящее или вымышленное);

—         «аватарка» (реальная фотография или изображение);

—         основные анкетные данные страниц («возраст», «семья», «главное в людях», «главное в жизни и людях», «отношение к курению и алкоголю»);

—         «заполненность» «профиля» (количество пунктов анкеты пользователя, которые заполнены);

—         подписчики (люди, которые хотели бы дружить с этим человеком, или те, кто видят новости его страницы);

—         количество «друзей» (сколько людей числится у данного пользователя в друзьях);

—         количество фотографий и количество альбомов (фотографии, которые пользователь сам размещает на своей странице);

—         количество комментариев к фотографиям (собственных комментариев и комментариев других пользователей);

—         количество записей на «стене» (информация, которую пользователь или другие люди оставляют на странице пользователя).

Для выявления связей между личностными особенностями и способами самопрезентации подростков в социальной сети «ВКон­такте» был применен анализ статистических различий с помощью критерия Манна—Уит­ни и рангового коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты исследования

В первую очередь, интерес представляют сопоставление реальной частоты посещений пользователями социальной сети с их представлением о количестве времени, проводимом онлайн. Для анализа были использованы данные2, зафиксированные системой, и ответы пользователей на вопрос анкеты: «Как часто Вы заходите в свой аккаунт в социальной сети?» Большая часть респондентов (80%) — указали, что практически все время находятся онлайн (рис. 1).

Из диаграммы, представленной на рис. 2, следует, что 21% испытуемых находятся он­лайн практически все время. В табл. 1 приведены данные по шести испытуемым, которые входят в эту группу и показывают самые высокие результаты по частоте посещений профиля.

Сопоставление данных анкеты, предоставленных пользователями, и результатов автоматической регистрации посещений показано на рис. 3.

Из диаграммы, представленной на рис. 3, следует, что в среднем число посещений страницы не различается среди испытуемых, которые, по собственному мнению, находятся онлайн все время (15 входов), и испытуемых, которые посещают социальную сеть один раз в день (11 входов). Это связано с тем, что в группу испытуемых, которые считают, что все время находятся онлайн, также входят пользователи, по которым в среднем зарегистрировано менее пяти входов в день на протяжении не менее пяти дней наблюдений.

При этом в группе испытуемых, которые указали, что посещают свою страницу один раз в день, по результатам автоматической регистрации половина респондентов в действительности посещает социальную сеть более 10 раз в сутки (рис. 5).

Таким образом, в результате проведенного анализа было установлено, что 24% испытуемых недостоверно оценивают частоту собственных посещений социальной сети. Так, 14% склонны занижать реальную частоту посещений профиля, а 10% респондентов, напротив, склонны завышать количество времени, проводимого онлайн. Полученные данные представляются весьма интересными и нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении.

 Рис. 1. Распределение ответов испытуемых на вопрос анкеты: «Как часто Вы заходите в свой аккаунт в социальной сети?»

Рис. 2. Среднее количество входов в социальную сеть в сутки, регистрируемых с интервалом в 30 минут

Таблица 1

Данные по испытуемым, наиболее часто посещающим аккаунт в социальной сети

Номер

испыту­

емого

Количество дней, в которые велась регистрация посещений

Суммарное количество входов в социальную сеть

Среднее количество входов в социальную сеть в сутки

1

32

1042

33

2

31

915

30

3

32

937

29

4

35

967

28

5

32

888

28

6

32

818

26

 

Рис. 3. Распределение среднего числа входов в социальную сеть в сутки, регистрируемых с интервалом в 30 минут, по результатам анкетных данных

В ходе проведенного исследования также удалось выявить связи между рядом личностных особенностей и структурой «профиля» подростков в социальной сети «ВКонтакте».

Так, например, при попытке обнаружить связь между акцентуациями характера и структурой профиля, было выявлено наличие статистически значимой связи по U-критерию Манна—Уитни по следующим типам акцентуаций: лабильный, сенситивный, циклоидный, тревожно-педантический и интровертированный.

Лабильный тип акцентуации характера имеет связь с рядом параметров профиля. Так, данные, полученные при анализе статистических различий с помощью критерия Манна—Уитни, позволяют заключить, что существует статистически значимое различие между наличием и отсутствием лабильной акцентуации характера по переменной «количество подписчиков» (р = 0,048). Наличие лабильной акцентуации характера уменьшает число подписчиков у пользователей (в среднем 90), а ее отсутствие увеличивает это число (в среднем 265).

При наличии лабильной акцентуации характера профиль чаще заполнен по таким параметрам, как «главное в людях» (р = 0,038). При отсутствии лабильной акцентуации характера чаще заполнены следующие параметры: «главное в жизни» (р = 0,005), «отношение к курению» (р = 0,017), «отношение к алкоголю» (р = 0,003).

 
 
Рис. 4. Распределение среднего количества входов в социальную сеть в сутки (1—31) и числа испытуемых, которые по результатам анкеты считают, что они все время находятся онлайн
 


Рис. 5. Распределение среднего количества входов в социальную сеть в сутки (1—21) и числа испытуемых, которые по результатам анкеты считают, что посещают социальную сеть один раз в день

Сенситивный тип акцентуации характера имеет связь с такими показателями, как «количество друзей», «количество одинаковых школ у друзей», «заполняемость профиля».

Данные, полученные при анализе статистических различий с помощью критерия Манна—Уитни, позволяют заключить, что существует статистически значимое различие между наличием и отсутствием сенситивной акцентуации характера по переменной «количество друзей» (р = 0,024). При наличии сенситивной акцентуации друзей у пользователей социальной сети «ВКонтакте» меньше (в среднем 84), а при отсутствии данной акцентуации количество друзей больше (в среднем 124). Данное обстоятельство отчасти можно объяснить тем, что подростки с сенситивным типом акцентуации характера в принципе склонны к замкнутости и обычно ограничиваются относительно узким кругом общения — в том числе и в социальной сети.

В ходе анализа эмпирических данных также было выявлено статистически значимое различие между наличием и отсутствием сенситивной акцентуации характера по переменной «количество школ у друзей» (р = 0,027). Так, при наличии сенситивной акцентуации характера указание количества одинаковых школ у друзей пользователя социальной сети «ВКонтакте» встречается реже, а при отсутствии данной акцентуации — чаще. Можно предположить, что подросткам с сенситивной акцентуацией лучше удается общение с учениками не из своего класса/школы (поскольку, возможно, у них уже возникали трудности в общении с ними в реальной жизни, ввиду чего в сети они предпочитают общаться с другими людьми, причем, вполне вероятно, с теми, с кем они познакомились в виртуальном пространстве).

При отсутствии сенситивной акцентуации характера профиль чаще заполнен по таким параметрам, как «главное в людях» (р = 0,005), «главное в жизни» (р = 0,0002), «отношение к курению» (р = 0,0016), «отношение к алкоголю» (р = 0,0001). При наличии сенситивной акцентуации характера эти данные заполняются пользователями в меньшей степени. Можно предположить, что это связано с присущей сенситивным подросткам неуверенностью в себе, повышенной чувствительностью ко всему — в частности, тому, какое мнение составят о них другие пользователи, прочитав эти данные на странице.

Циклоидный тип акцентуации характера имеет связь с такими параметрами в социальной сети, как «главное в людях», «главное в жизни», «отношение к курению», «отношение к алкоголю». При отсутствии данной акцентуации чаще заполнены «главное в людях» (р = 0,0001) и «отношение к курению» (р = 0,0002); при наличии — «главное в жизни» (р = 0,0002), «отношение к алкоголю» (р = 0,0002).

Тревожно-педантический тип акцентуации характера имеет связь с заполнением в профиле таких параметров, как «главное в людях» (р = 0,0002), «отношение к курению» (р = 0,0037), «отношение к алкоголю» (р = 0,0004). При отсутствии тревожно-педантической акцентуации характера эти параметры заполнены чаще, чем при наличии акцентуации.

Интровертированный тип акцентуации характера имеет связь с заполнением в профиле таких параметров, как «главное в людях» (р = 0,0009), «главное в жизни» (р = 0,0006), «отношение к курению» (р = 0,0006), «отношение к алкоголю» (р = 0,0015). При отсутствии интровертированной акцентуации характера эти параметры заполнены чаще, чем при наличии акцентуации. Возможно, это связано с тем, что при наличии интровертированной акцентуации пользователи являются более скрытными и осторожными по сравнению с пользователями без акцентуации.

Астено-невротический тип акцентуации характера связан со следующими показателями: «количество друзей», «количество комментариев к фотографиям» и «количество подписчиков».

Наличие акцентуации по данному типу (р = 0,01) приводит к меньшему числу друзей (в среднем 75), чем ее отсутствие (в среднем 116), а также к меньшему числу комментариев к фотографиям пользователя (р = 0,035). Разброс количества школ у друзей меньше у испытуемых с наличием акцентуации по рассматриваемому типу. Также данный тип акцентуации связан с числом подписчиков, которое увеличивается при отсутствии акцентуации (в среднем 228) и уменьшается при ее наличии (в среднем 59).

При дальнейшем анализе связей результатов тестовых методик и параметров профиля пользователей социальной сети были выявлены статистически значимые различия по ряду признаков, среди которых:

•            Количество альбомов с фотографиями больше у тех, у кого по тесту К. Томаса в конфликтных ситуациях преобладает тактика приспособления, а по тесту самооценки психического состояния Г.Ю. Айзенка диагностирован низкий и умеренный уровень фрустрации; у данных пользователей также отмечается высокая тревожность.

•            Количество групп выше у людей, у которых уровень тревожности высокий или выше среднего; при этом у данной группы пользователей по тесту К. Томаса в конфликтных ситуациях могут быть сильно выражены как избегание, так и соперничество.

•            Количество друзей больше у испытуемых, у которых уровень тревожности высокий или выше среднего; по тесту самооценки психического состояния Г.Ю. Айзенка у данной группы пользователей отмечается низкая и умеренная фрустрация и ригидность.

•            Количество записей на «стене» больше у людей, у которых уровень личностной тревожности высокий или выше среднего; по тесту К. Томаса в конфликтных ситуациях для данной группы пользователей могут быть характерны тактики избегания, соперничества или приспособления.

•            Количество фотографий больше у пользователей, у которых в конфликтных ситуациях слабо выражено избегание и соперничество, сильно выражено приспособление; для данной группы также характерна низкая и умеренная фрустрация или агрессивность, но также может отмечаться высокая тревожность.

•            Подписчиков больше у пользователей, у которых определяется умеренная и низкая фрустрация, ригидность и тревожность.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что наличие какой-либо сильно выраженной тактики поведения в конфликтной ситуации затрудняет взаимодействие испытуемого с другими людьми в виртуальном пространстве.

В результате дальнейшего анализа с помощью уровня ранговой корреляции Спирме­на удалось подтвердить наличие статистически значимых корреляций по ряду параметров методики «Q-сортировка». Так, было установлено, что подростки, у которых выявлено наличие трех внутриличностных конфликтов, оставляют только самую необходимую информацию на своей персональной странице. У таких подростков записей на «стене» мало или они вовсе отсутствуют, в анкете заполнены лишь основные данные, в «профиле» загружена только одна фотография, на которой пользователь изображен не один и его плохо видно.

Анализ «аватарок» и их связи с личностными особенностями позволяет зафиксировать следующее:

•            при наличии лабильной и сенситивной акцентуации характера пользователи предпочитают использовать в качестве «аватарки» картинку вместо своей фотографии;

•            подростки с интровертированной и возбудимой акцентуациями характера вместо своей фотографии часто используют изображение человека противоположного пола;

•            при наличии внутриличностного конфликта по тенденциям «зависимость — независимость» и «общительность — необщительность» в качестве «аватарки» подростки используют преимущественно собственную фотографию, на которой изображены лицо, шея и плечи (крупным планом);

•            при наличии внутриличностного конфликта по тенденции «избегание борьбы — принятие борьбы» подростки также обычно используют в качестве «аватарки» собственную фотографию, однако предпочитают не показывать лицо крупным планом (пользователь изображен вдалеке).

Заключение

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет констатировать следующее.

1.     Личностные особенности подростков тесным образом связаны со структурой их «профилей» в социальной сети «ВКонтакте». Так, выявлены многочисленные корреляции между различными параметрами персональных страниц и такими личностными характеристиками, как акцентуации характера, вну- триличностные конфликты, предпочтительный тип поведения в конфликтной ситуации, а также уровень тревожности, ригидности, агрессивности и фрустрации.

2.          «Аватарки» пользователей отражают некоторые личностные особенности подростков — в том числе наличие акцентуаций и внутриличностных конфликтов.

3.          Около четверти респондентов подросткового возраста (24%) недостоверно оценивают частоту собственных посещений социальной сети, при этом часть пользователей склонны занижать, а часть — завышать количество времени, проводимого онлайн.

Полученные данные нуждаются в дальнейшем теоретическом и экспериментальном осмыслении, однако уже на данном этапе исследования можно говорить о том, что анализ персональных страниц пользователей позволяет с большой степенью вероятности выявлять у подростков определенные личностные характеристики. Дальнейшие перспективы исследования связаны с возможностью выявления подростков из группы риска (в том числе со склонностью к суицидальному или девиант­ному поведению и др.) посредством анализа структуры их «профилей» в социальной сети.

Литература

  1. Баткаева Е. Роль социальных сетей в социализации молодежи [Электронный ресурс] // URL: http://www.pareto-center.ru/smi-59.html (дата обращения: 18.10.2016).
  2. Блог про ноутбуки и компьютеры. Notebook.net. [Электронный ресурс] // URL: http://notebooke.net/ social-networking/vkontakte-registratsiya-opisanie.html (дата обращения: 09.05.2018).
  3. Верховская Е.К., Рубцова О.В., Панфилова А.С. Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов / под ред. А.И. Галушкина, А.В. Чечкина, Л.С. Куравского, С.Л. Артеменкова, Г.А. Юрьева, П.А. Мармалюка, А.В. Горбатова, С.Д. Кулика. М.: МГППУ. 2016. С. 69—70.
  4. Вконтакте.ру [Электронный ресурс] // URL: 1. https://vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 09.05.2018).
  5. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности самопрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.05.2018)
  6. Гордеева А.В. Вариативность самопрезентации подростков в Интернете. Донецк [Электронный ресурс] // URL: http://www.sudexp.org/publ/10-1-0-362 (дата обращения 25.11.2016).
  7. Затулий А.И. // Культурология и педагогика. Вестник ТОГУ. 2012. № 1(24). C. 297—304.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  9. Матросова М.М. Реализация модуля администратора для психодиагностического комплекса по выявлению ролевого конфликта у подростков: дис. … магистра. Москва, 2017.
  10. Нестерова А.В. Реализация модуля тестирования для психодиагностического комплекса по выявлению ролевого конфликта у подростков: дис. … магистра. Москва, 2017.
  11. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е.В. Аржаных, И.В. Задорин, Е.Ю. Колесникова, О.А. Гуркина, Е.М. Новикова, Д.В. Мальцева. М., 2014. 107 с.
  12. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство». Сб. тезисов / отв. редактор К.Н. Поливанова. 2017. С. 85—86.
  13. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Digital Media as a Means of Developing Reflection in Students with Disabilities: Cultural-Historical Perspective [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2014. Т. 12. № 1. С. 95—118. URL: http://psyjournals. ru/tatigkeitstheorie/2014/n1/75098.shtml (дата обращения: 23.05.2018)
  14. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/es/23309/Интернет (дата обращения 05.02.2017).
  15. Смирнова В.К. Связь внутриличностных конфликтов и способов самопрезентации в виртуальном пространстве в старшем подростковом возрасте: дис. … магистра. М., 2017.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Панфилова Анастасия Сергеевна, кандидат технических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН (ФГБУН «ИП РАН»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1892-5901, e-mail: panfilova87@gmail.com

Смирнова Виктория Константиновна, преподаватель, Московский городской педагогический университет Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, Москва, Россия, e-mail: smvic@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4458
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2183
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1