Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей 84

Бочавер А.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, a-bochaver@yandex.ru
Вербилович О.Е., аспирант департамента социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, verbilovich.olga@gmail.com
Павленко К.В., кандидат социологических наук, аналитик, Центр исследований современного детства, Институт образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, Москва, Россия, pavlenko.ks@gmail.com
Поливанова К.Н., доктор психологических наук, директор, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, Москва, Россия, kpolivanova@mail.ru
Сивак Е.В., директор, Центр исследований современного детства, Институт образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, esivak@hse.ru

Аннотация

На материале 20 интервью с родителями школьников рассматриваются установки и стратегии родителей по отношению к дополнительному образованию. В контексте трех выделенных типов вовлеченности детей в дополнительное образование — высокой, мерцающей и низкой — обсуждаются варианты осмысления родителями функций дополнительного образования среди родителей, а также родительские практики контроля над детским обучением и поддержания детской мотивации, сравниваются представления родителей о задачах, решаемых с помощью разных направлений занятий (иностранные языки, спорт и танцы, изобразительные искусства, закрепление школьной программы с помощью репетиторов, освоение компьютера). Обсуждаются используемые среди родителей детей, характеризующихся высокой вовлеченностью в дополнительное образование, стратегии «максимального» и «оптимального» насыщения внешкольного образовательного пространства. Обосновывается значение семьи в том, как организуется образовательное пространство ребенка, поскольку именно семья, в первую очередь — родители ребенка являются инициаторами, организаторами, субъектами выбора тех или иных занятий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Дополнительное образование является традиционным способом структурировать детский досуг и обеспечить ребенку новые навыки, развивающее пространство, безопасное времяпрепровождение, общение со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка присутствуют проблемы в рамках школы (с успеваемостью, учебной мотивацией, статусом, отношениями со сверстниками и учителями и др.), дополнительное образование может стать средой для решения части его психолого-педагогических проблем, обнаружения и реализации интересов, получения опыта успешности, построения альтернативных школе отношений со сверстниками и взрослыми, получения удовольствия от собственной компетентности.

Литература
  1. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: Внеклассная деятельность российских школьников.Вопросы образования.2014.№ 3.С.174—196.doi: 10.17323/1814-9545-2014-3-174-196
  2. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания.Вопросы образования.2016.№ 1.С.160—190.doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190
  3. Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Доступ к дополнительному образованию: Влияние характеристик семьи // Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв.ред.М.Карной, И.Д.Фрумин, Н.Н.Кармаева.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.С.416—430.
  4. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию.Образовательная политика.2014.№ 1.С.27—40.
  5. Blomfield C.J., Barber B.L. Brief Report: Performing on the Stage, the Field, or Both? Australian Adolescent Extracurricular Activity Participation and Self-Concept.Journal of Adolescence.2009.Vol.32.No 3.Pp.733— 739.
  6. Feldman A.F., Matjasko J.L. The Role of School- Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions.Review of Educational Research.2005.Vol. 75.№ 2.Pp.159—210.
  7. Mahoney J.L., Schweder A.E., Stattin H.K. Structured After-School Activities as a Moderator of Depressed Mood for Adolescents with Detached Relations to their Parent.Journal of Community Psychology.2002.Vol.30.№ 1.Pp.69—86.
  8. Hansen D.M., Larson R.W., Dworkin J.B. What Adolescents Learn in Organized Youth Activities: A Survey of Self-Reported Developmental Experiences.Journal of Research on Adolescence.2003.Vol.13.№ 1.Pp.25—55.
  9. Hansen D.M., Skorupski W.P., Arrington T.L. Differences in Developmental Experiences for Commonly Used Categories of Organized Youth Activities.Journal of Applied Developmental Psychology.2010.Vol.31.№ 6.Pp.413—421.
  10. Lareau A. Home advantage: Social class and parental intervention in elementary education.Rowman & Littlefield Publishers.2000.288 p.
  11. Lareau A. Unequal childhoods: Class, race, and family life.University of California Press.2011.343 p.
  12. Vincent C., Ball S.J. Making up the middle-class child: families, activities and class dispositions.Sociology.2007.Vol.41.№ 6.Pp.1061—1077.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика