Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Родительское отношение в семьях, воспитывающих детей со специальными нуждами 52

Галасюк И.Н., кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, igalas64@gmail.com
Митина О.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии общения и психосемантики, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия, omitina@inbox.ru

Аннотация

Представлены методологические основания полисубъектного подхода к рассмотрению родительской позиции в семьях с особым ребенком. Адаптационные механизмы таких семей рассматриваются в контексте понятия «отраженная субъектность». Показано, что на личность родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, и их отношение к ребенку оказывают влияние отраженные субъекты (особый ребенок и профессионал) и отраженный объект (диагноз ребенка). Приводятся результаты двух эмпирических исследований, посвященных изучению родительской позиции в зависимости от принятия родителем ребенка, взаимоотношений родителя с профессионалами и восприятия родителем диагноза ребенка. Выделены четыре типа родительской позиции, включая «партнерство» и «отказ», и предложен инструмент, измеряющий выраженность каждого типа. Описаны результаты психометрической проверки методики, которые свидетельствуют о ее надежности. Предложенная методика будет полезна при разработке программ вмешательства для семей с особыми детьми.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт.Т. 4.Детская психология / Под ред.Д.В.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  2. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я.Варги, В.В.Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2017.№ 2.С.109—129.doi:10.17759/cpse.201706020
  3. Галасюк И.Н., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Родительская позиция в семье с особым ребенком» // Вестник РГГУ.Психология.Педагогика.Образование.2017.№ 4 С.155—178.
  4. Галасюк И.Н., Митина О.В. Влияние личностных и семейных характеристик на принятие родителями особого ребенка // Комплексные исследования человека: психология: Материалы VII Сибирского психологического форума / под ред.О.М.Краснорядцевой.— Томск: Томский государственный университет, 2017.Часть 2.Здоровье человека на пути к постинформационному обществу.C.43—49.
  5. Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии.Методическое пособие / Под ред.Д.Н.Исаев, В.Е.Каган.СПб, 1991.С.30— 34.
  6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.М.: Просвещение, 2008.239 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.М.: Политиздат, 1975.304 с.
  8. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособ.для студентов высших учебных заведений / Под ред.В.И.Селиверствой.М.: Владос, 2003.408 с.
  9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.: ТОО «Горбунок», 1992.224 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.М.: Изд-во АН СССР, 1957.330 с.
  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 тт.Т.2.М.: ООО Апрель-пресс; ЗАО Изд- во Эксмо-Пресс, 2000.464 с.
  12. Blacher J.E., Baker B.L.Families and mental retardation: A collection of Notable AMR Journal articles across the 20th century.Washington, DC.American Association on Mental Retardation, 2002.382 p.
  13. Bostro P.K., Broberg M., Bodin L.Child’s positive and negative impacts on parents — A person-oriented approach to understanding temperament in preschool children with intellectual disabilities.Research in Developmental Disabilities, 2011.Vol.32, pp.1860—1871.
  14. Dempsey I.et al.Parent stress, parenting competence and family-centered support to young children with an intellectual or developmental disability.Research in Developmental Disabilities, 2009.Vol. 30 (3), pp.558—566.doi: 10.1016/j.ridd.2008.08.005
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика