Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи 115

Новикова М.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория профилактики асоциального поведения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, mnovikova@hse.ru
Реан А.А., доктор психологических наук, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, arean@hse.ru

Аннотация

Дается определение понятиям агрессии и буллинга, проводится различие между ними по параметрам повторяемости и дисбаланса власти. Оценивается распространенность данных явлений на сегодняшний день в России и за рубежом. На материале российских и зарубежных исследований раскрываются семейные предпосылки того, окажется ли ребенок в ситуации травли и какую роль он при этом займет; описывается влияние структурных, функциональных и коммуникативных характеристик семейной системы (степень близости/дистантности между членами семьи, предпочитаемый коммуникативный стиль, наличие супружеского конфликта, отношения с сиблингами и т.д.), а также особенности детско-родительского взаимодействия. Также производится анализ социальных факторов вовлеченности школьников в травлю: влияние уровня благосостояния семьи, наличия у родителей высшего образования и т. д. Производится оценка степени влияния психологических и социальных характеристик семьи на риск виктимизации в ситуации школьной травли для детей разных возрастных групп (от младших школьников до старшеклассников).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Жестокость — значимая проблема мирового сообщества, официально признанная несколькими международными организациями. Согласно Конвенции о правах ребенка ООН, школьный буллинг — наиболее распространенное проявление агрессии и жестокости у детей и подростков, подрывающее их право на образование.

Литература
  1. Бочавер А.А., Кузнецова В.Б., Бианки Е.М., Дмитриевский П.В., Завалишина М.А., Капорская Н.А., Хломов К.Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии.2015.№ 5.С.146—157.
  2. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество.2015.Т.6.№ 1.С.103—116.
  3. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско- родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.138—161.
  4. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б.Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков // Вопросы психологии.2013.№ 2.С.24—30.
  5. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.19—27.doi:10.17759/sps.2016070202
  6. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество.2016.Т.7.№. 2.С.19—34.
  7. Гулис И.В. Особенности проявления агрессии в служебных отношениях // Научные труды Республиканского института высшей школы.Исторические и психолого-педагогические науки: сб.науч.ст.: в 2 ч.Ч. 2.Вып.9 (14) / Под ред.В.Ф. Беркова.Минск: РИВШ, 2010.С.102—107.
  8. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психологическая наука и образование.2014.№.2.С.246—256.
  9. Кудасова Е.А., Скитневская Л.В. Характеристика психологических особенностей феномена «жертвы» // Интерактивная наука.2017.Т.4.№.14.С.98—100.
  10. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дисс. … канд.психол.наук.СПб., 2011.190 с.
  11. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование.2013.№. 1.С.39—49.
  12. Реан А.А. Психология агрессии у подростков // Психология девиантности.Дети.Общество.Закон / Под ред.А.А.Реана.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.С. 96—107.
  13. Собкин В.С. Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество.2014.№.2.С. 71—86.
  14. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование.2016.Т.8.№.4.С.102—116.doi:10.17759/psyedu.2016080411
  15. Шереги Ф.Э. Насилие в школе над детьми и подростками .2011.// Центр социального прогнозирования и маркетинга.URL: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/2012/nasilie_v_shkole.pdf (дата обращения 15.01.2018)
  16. Bowers L., Smith P. K., Binney Vol. Cohesion and power in the families of children involved in bully/victim problems at school // Journal of Family Therapy.1992.Vol.14 (4).P. 371—387.doi.org/10.1046/j..1992.00467.x
  17. Bosworth K., Espelage, D.L., Simon, T.R. Factors associated with bullying behavior in middle school students // The Journal of Early Adolescence.1999.Vol.19.P.341—362.doi.org/10.1177/02724316990 19003003
  18. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Development.1989.Vol.6.P.187—249.
  19. Caughlin J.P. Family communication standards // Human Communication Research.2003.Vol.29 (1).P. 5—40.doi.org/10.1111/j.1468—2958.2003.tb00830.x
  20. Cerezo F., Ruiz-Esteban C., Sanchez Lacasa C., Gonzalo A., Julian J. Dimensions of parenting styles, social climate, and bullying victims in primary and secondary education // Psicothema.2018.Vol.30(1).P.59—65.
  21. Conners-Burrow N.A., Johnson D.L., Whiteside- Mansell L., McKelvey L., Gargus R.A. Adults matter: Protecting children from the negative impacts of bullying // Psychology in the Schools.2009.Vol.46 (7).P.593—604.
  22. Cook C.R., Williams K.R., Guerra N.G., Kim T.E., Sadek S. Predictors of bullying and victimization in childhood and adolescence: A meta-analytic investigation // School Psychology Quarterly.2010.Vol.25.P.65—83.doi.org/10.1037/a0020149 .
  23. De Vries E. E., Verlinden M., Rijlaarsdam J., Jaddoe V.W., Verhulst F. C., Arseneault L., Tiemeier H. Like Father, like Child: Early Life Family Adversity and Children’s Bullying Behaviors in Elementary School // Journal of abnormal child psychology.2017.P.1—16.
  24. Dodge, K.A., Greenberg M.T, Malone P.S. Testing an idealized dynamic cascade model of the development of serious violence in adolescence // Child Development.2008.Vol.79.P.1907—1927.doi.org/10.1111/j.1467- 8624.2008.01233.x
  25. Finnegan R.A., Hodges E.V.E., Perry D.G. Victimization by peers: Associations with children’s reports of mother-child interaction // Journal of personality and social psychology.1998.Vol.75 (4).P. 1076—1086.doi.org/10.1037/0022-3514.75.4.1076
  26. Fink E., Patalay P., Sharpe H., Wolpert M. Child-and school-level predictors of children’s bullying behavior: A multilevel analysis in 648 primary schools // Journal of educational psychology.2018.Vol.110 (1).P.17.
  27. Fromm E. The anatomy of human destructiveness.New York; Chicago; San-Francisco: Holt, Rinehart and Winston, 1973.
  28. Hazler R.J. Breaking the cycle of violence: Interventions for bullying and victimization.Washington, DC: Taylor & Francis, 1996.
  29. Lereya S.T., Samara M., Wolke D. Parenting behavior and the risk of becoming a victim and a bully/ victim: A meta-analysis study // Child abuse & neglect.2013.Vol.37 (12).P.1091—1108.
  30. Matsunaga M. Parents Don’t (always) know their children have been bullied: child-parent discrepancy on bullying and family-level profile of communication standards // Human Communication Research.2009.Vol.35 (2).P.221—247.
  31. Menesini E., Salmivalli C.Bullying in schools: the state of knowledge and effective interventions // Psychology, health & medicine.2017.Vol.22 (1).P. 40—253.URL: doi.org/10.1080/13548506.2017.12 79740
  32. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood / Ed.by K.H.Rubin, J.B.Asendorf.Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993.P.315— 341.
  33. OECD (2017), Bullying / PISA 2015 Results (Volume III) : Students’ well-being, OECD Publishing, Paris.doi.org/ 10.1787/9789264273856-12-en
  34. Pepler D., Jiang D., Craig W., Connolly Jl. Developmental trajectories of bullying and associated factors // Child development.2008.Vol.79 (2).P.325— 338.doi: 10.1111/j.1467—8624.2007.01128.x
  35. Rigby K., Slee P.T. Dimensions of interpersonal relation among Australian children and implications for psychological well-being // The Journal of social psychology.1993.Vol.133 (1).P.33—42.URL: doi.org/: 10.1080/00224545.1993.9712116
  36. Schwartz D., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates, J.E. The early socialization of aggressive victims of bullying // Child development.1997.Vol.68 (4).P.665—675.doi.org/10.2307/1132117
  37. Von Marées N., Petermann F. Bullying in German primary schools: Gender differences, age trends and influence of parents’ migration and educational backgrounds // School Psychology International.2010.Vol. 31 (2).P.178—198.doi.org/10.1177/0143034309352416
  38. Wolke D., Woods S., Stanford K., Schulz H. Bullying and victimization of primary school children in England and Germany: Prevalence and school factors // British Journal of Psychology.2001.Vol.92 (Pt.4).P.673— 696.doi.org/10.1348/000712601162419
  39. Zych I., Farrington D., Llorent Vol. J., Ttofi M.M. Protecting children against bullying and its consequences.London: Macmillan Publishers, 2017.doi.org/10.1007/978-3-319-53028-4
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика