Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах

2633

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах (получено на выборке учащихся общеобразовательной школы г.Брянска в количестве 82 человек, из них 46 мальчиков и 36 девочек).Определение характера школьной тревожности и мотивации учебной деятельности проводилось с помощью методик «Тест школьной тревожности» Филипса и «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга.Обработка полученных данных проводилась с использованием методов математической статистики (критерий Манна—Уитни и критерий Пирсона).Установлено, что игровые мотивы учебной деятельности имеют связь со страхом не оправдать чужих ожиданий и низкой физиологической устойчивостью к стрессовым ситуациям.Позиционные мотивы имеют прямую связь со страхом выражения своих мыслей и чувств, со страхом не оправдать ожидания других людей, с проблемами в отношениях с педагогами и сверстниками, с общим уровнем тревожности в школе, и обратную связь — с получением отметки, с учебными и социальными мотивами.Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для работы с проблемами школьной тревожности и учебной мотивации школьников.

Общая информация

Ключевые слова: школьная тревожность, мотивация учебной деятельности, адаптация к обучению, гендерные различия

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230503

Для цитаты: Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 22–28. DOI: 10.17759/pse.2018230503

Литература

  1. Борисова И.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А., Петухова Л.П. Особенности совладающего поведения студентов факультета физической культуры с различными уровнями тревожностями // Ученые записки Университета им.П.Ф.Лесгафта.2011.№ 10 (80).С.42—45.
  2. Борисова И.В. Мотивация учебной деятельности подростков с разной успеваемостью // Материалы Международной конференции.Отв.ред.: Ю.П. Зинченко, О.А.Карабанова, А.И.Подольский, Г.А.Глотова.2014.С.156—158.
  3. Борисова И.В., Нутрикова М. Взаимосвязь детско- родительских отношений и учебной мотивации подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.2015.№ 50—51.С.180—185.
  4. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Эмпирическое исследование способов поведения в конфликте учащихся-подростков с разным уровнем самооценки и тревожности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.2014.№ 41.С.178—184.
  5. Гинзбург М.Р., Бадмаева Н.Ц. Диагностика учебной мотивации школьников и студентов: методические рекомендации.Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.175 с.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.М.: Просвещение, 1990.212 с.
  7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.М.: Педагогика, 1984.144 с.
  8. Микляева А.В., Румянцева П.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.Учебное пособие.СПб: Речь, 2004.248 с.
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.Воронеж: Модек, 2000.178 с.
  10. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Т.8.№ 1.C.76—85.doi: 10.17759/ psyedu.2016080107.(дата обращения: 3.04.2017).
  11. Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование.2012.№ 3.С.70—76.
  12. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте.М.: Физкультура и спорт, 1983.С.12—24.
  13. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013.480 с.
  14. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте.М.: Физкультура и спорт, 1980.288 c.
  15. Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность.СПб: Питер, 2001.С.166—181.
  16. Philips B.N. School stress and anexiety.New York, 1978.167 p.

Информация об авторах

Борисова Ирина Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра общей и профессиональной психологии, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», Брянск, Россия, e-mail: irmarbor1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2824
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 2633
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 39