Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах 141
Борисова И.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и профессиональной психологии, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», Брянск, Россия, irmarbor1@yandex.ru
Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах (получено на выборке учащихся общеобразовательной школы г.Брянска в количестве 82 человек, из них 46 мальчиков и 36 девочек).Определение характера школьной тревожности и мотивации учебной деятельности проводилось с помощью методик «Тест школьной тревожности» Филипса и «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга.Обработка полученных данных проводилась с использованием методов математической статистики (критерий Манна—Уитни и критерий Пирсона).Установлено, что игровые мотивы учебной деятельности имеют связь со страхом не оправдать чужих ожиданий и низкой физиологической устойчивостью к стрессовым ситуациям.Позиционные мотивы имеют прямую связь со страхом выражения своих мыслей и чувств, со страхом не оправдать ожидания других людей, с проблемами в отношениях с педагогами и сверстниками, с общим уровнем тревожности в школе, и обратную связь — с получением отметки, с учебными и социальными мотивами.Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для работы с проблемами школьной тревожности и учебной мотивации школьников.
Борисова И.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А., Петухова Л.П.
Особенности совладающего поведения студентов факультета физической культуры с
различными уровнями тревожностями // Ученые записки Университета
им.П.Ф.Лесгафта.2011.№ 10 (80).С.42—45.
Борисова И.В. Мотивация учебной деятельности подростков с разной
успеваемостью // Материалы Международной конференции.Отв.ред.: Ю.П. Зинченко,
О.А.Карабанова, А.И.Подольский, Г.А.Глотова.2014.С.156—158.
Борисова И.В., Нутрикова М. Взаимосвязь детско- родительских
отношений и учебной мотивации подростков // Личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии.2015.№ 50—51.С.180—185.
Борисова И.В., Новикова Ю.П. Эмпирическое исследование способов
поведения в конфликте учащихся-подростков с разным уровнем самооценки и
тревожности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
психологии.2014.№ 41.С.178—184.
Гинзбург М.Р., Бадмаева Н.Ц. Диагностика учебной мотивации
школьников и студентов: методические рекомендации.Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,
2004.175 с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения.М.: Просвещение, 1990.212 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.М.: Педагогика,
1984.144 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика.Воронеж: Модек, 2000.178 с.
Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей
младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru.2016.Т.8.№ 1.C.76—85.doi: 10.17759/
psyedu.2016080107.(дата обращения: 3.04.2017).
Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного
возраста // Психологическая наука и образование.2012.№ 3.С.70—76.
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы
исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте.М.: Физкультура и спорт,
1983.С.12—24.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.СПб: Азбука,
Азбука-Аттикус, 2013.480 с.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте.М.: Физкультура и спорт,
1980.288 c.
Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность.СПб: Питер,
2001.С.166—181.
Philips B.N. School stress and anexiety.New York, 1978.167 p.