Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом 21

Данилова М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, dan_m@mail.ru
Рыкман Л.В., кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета Психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, lyudmila_ryk@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования параметров психоэмоционального благополучия и особенностей саморазвития подростков 14—17 лет (81 респондент: 27 воспитанников детского дома, 24 подростка, проживающих в отрыве от семьи, 30 человек, проживающих в родительской семье).Обосновывается предположение о том, что психологическое благополучие подростков тесно связано с направленностью на саморазвитие.Показано, что осознание важности саморазвития в значимых сферах, таких как целеполагание и реализация способностей при низком уровне интереса к ним, вызывает внутренний конфликт и ведет к снижению психоэмоционального благополучия у подростков-сирот.Обращается внимание на то, что у подростков, живущих в отрыве от семьи, с показателями психоэмоционального благополучия тесно связаны конфликты в сферах образования, социальной, эстетики, развития воли.Выделяется особенность подростков, живущих в родительской семье: на их психоэмоциональном благополучии отражаются противоречия между возрастающими требованиями и актуальной ситуацией развития.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00307-ОГН.

Литература
  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии.СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.546 с.
  2. Бодалев А.А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально- психологические проблемы личности и коллектива.Вопросы психологической службы, общения и руководства: Сборник научных трудов / Отв.ред.О.Г.Кукосян.Краснодар, 1987.С.5—14.
  3. Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование.2012.№ 4.С.50—60.
  4. Заиченко А.А., Эксакусто Т.В. Личностные особенности людей с разным профилем субъективного качества жизни // Социальная психология и общество.2014.№ 2.С.100—114.
  5. Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника.2010.№ 6.C.72—78.
  6. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ- интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество.2012.№ 2.С. 143—153.
  7. Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально- психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс].Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016.Т.24.С.135—140.// Научно-методический электронный журнал «Концепт».URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm(дата обращения: 27.07.2017).
  8. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№ 3.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Larin_ Konopleva.phtml (дата обращения: 07.07.2017).doi: 10.17759/psyedu.2014060313
  9. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета.2016.№ 2(26).С. 77—85.doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
  10. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2005.288 с.
  11. Реан А.А. Психологические проблемы акмеологии.Акмеология личности // Психологический журнал.2000.№ 3.С.87—95.
  12. Реан А.А., Москвичева Н.Л. Подросток и семья // Психология подростка.Полное руководство / Под общ.ред.А.А.Реана.СПб: Прайм-Еврознак, 2008.С.203—233.
  13. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии.1986.№ 4.С.10—108.
  14. Рыбалко Е.Ф., Рудкевич Л.А. Становление индивидуальности // Онтопсихология: Учебное пособие / Под ред.А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко.СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.С.254—262.
  15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология / Ред.А.А. Деркач.2003.№ 1(2).С.15—22.
  16. Собкин В.С., Буреломова А.С. Кросс-культурный анализ ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество.2012.№ 1.С.100—112.
  17. Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире.Сборник научных статей.Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии / Отв.ред.Валиев Р.А.Екатеринбург, 2016.С.223—231.
  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.277 с.
  19. Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка // Научные исследования в образовании.2011.№ 11.С.38—50.
  20. Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество.2011.№ 1.С. 119—125.
  21. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Т.6.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Shchukina.phtml (дата обращения: 12.07.2017).doi: 10.17759/ psyedu.2014060408
  22. Эвнина К.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности в контексте позитивной психологии // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.Ю.В. Братчикова.Екатеринбург: УГПУ, 2013.С. 17—22.
  23. Diener E et al. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin.1999.Vol.125(2), pp.276—302.doi:10.1037/0033- 2909.125.2.276
  24. Nima A. et al. Adolescents’ happiness-increasing strategies, temperament, and character: Mediation models on subjective well-being.Health.2012.Vol. 4(10), pp.802—810.doi:10.4236/health.2012.410124
  25. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being.JournalofPersonalityandSocialPsychology.1989.Vol.57(6), pp.1069—1081.doi:10.1037/0022- 3514.57.6.1069
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика