Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Восприятие эмоциональной слуховой и зрительной информации и успешность обучения младших школьников 17

Дмитриева Е.С., Старший научный сотрудник, ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук (ИЭФБ РАН), Санкт-Петербург, Россия, dmit49@mail.ru
Гельман В.Я., доктор философских наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики , Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия, gelm@sg2104.spb.edu

Аннотация

Представлены результаты исследования связи характеристик восприятия невербальной эмоциональной информации при двух модальностях предъявления — зрительной и слуховой — с показателями успеваемости у 32 школьников 8—9 лет.Изучалось распознавание детьми четырех базовых эмоций — радости, печали, гнева, страха по лицевой экспрессии и в интонации речи и их взаимосвязь с успеваемостью по трем школьным дисциплинам: русскому языку, чтению и математике.Показано, что имеется выраженная взаимосвязь между успеваемостью и акустическим восприятием эмоций; связи со зрительным восприятием не обнаружено.Выявлено, что особенности связи эффективности восприятия эмоций с успеваемостью школьников по-разному проявлялись у детей разного пола, а также зависели от конкретного учебного предмета и типа эмоции.У мальчиков в отличие от девочек наблюдалось улучшение успеваемости с повышением эффективности распознавания эмоций.Не было выявлено достоверно доказанной связи успешности обучения и преимущественного типа восприятия младшими школьниками эмоциональной информации (акустического или визуального).

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России (тема № АААА-А18-118013090245-6).

Литература
  1. Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: Автореф.дисс.канд.психол.наук.СПб, 2013.24 с.
  2. Гельман В.Я., Дмитриева Е.С. Индивидуальные характеристики и обучаемость.Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing.2015.136 p.
  3. Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я. Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста // Экспериментальная психология.2016.Т.9.№ 1.С.38—52.doi: 10.17759/ exppsy.2016090104
  4. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М. Онтогенетические особенности взаимосвязи психофизиологических механизмов восприятия эмоций и успеваемости у школьников // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.2003.Т.53.№ 5.С.560—568.
  5. Дмитриева Е.С., Зайцева К.А., Гельман В.Я. Возрастно-половые особенности восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума // Физиология человека.1999.Т.25.№ 3.С.57—64.
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб: Питер, 2001.752 с.
  7. Морозов В.П. и др.Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / Ред.Морозов В.П.Л.: Наука, 1988.135 с.
  8. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка.М.: Педагогика, 1991.232 с.
  9. Agnoli S., Mancini G. , Pozzoli T., Baldaro B., Russo P.M., Surcinelli P. The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children // Personality and Individual Differences.2012.Vol.54.P. 660—665.
  10. Barbe W.B., Milone M.N. What We Know About Modality Strengths // Educational Leadership.1981.Vol. 38.№ P.378—380.
  11. Beauvais A.M., Stewart J.G., DeNisco S., Beauvais J.E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study // Nurse Educ Today.2014.Vol.34.№ P. 918—923.
  12. Billings C.E.W., Downey L.A., Lomas J.E., Lloyd J., Stough C. Emotional Intelligence and scholastic achievement in pre-adolescent children // Personality and Individual Differences.2014.Vol.65.P.14—18.
  13. Carroll J.J., Steward M.S. The role of cognitive development in children’s understandings of their own feelings // Child Development.1984.P.1486—1492.
  14. Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study // BMC Med Educ. 2013.Vol.27.P.13—44.
  15. Demenescu L.R., Mathiak K.A., Mathiak K. Age-and gender-related variations of emotion recognition in pseudowords and faces // Experimental Aging Research.2014.Vol.40.№ P.187—207.
  16. Felder R.M., Silverman L.K. Learning and teaching styles in engineering education //Engineering education.1988.Vol.78.№ P.674—681.
  17. Lambrecht L., Kreifelts B., Wildgruber D. Age-related decrease in recognition of emotional facial and prosodic expressions // Emotion.2012.Vol.12.№ P. 529.
  18. Lambrecht L., Kreifelts B., Wildgruber D. Gender differences in emotion recognition: Impact of sensory modality and emotional category // Cognition & emotion.2014.Vol.28.№ P.452—469.
  19. Matsumoto D., Ekman P. Japanese and Caucasian facial expressions of emotion and neutral faces (JACFEE and JACNeuF) [Slides].San Francisco: Human Interaction and Emotion Research Laboratory, University of California.1988.
  20. Most T., Bachar D., Dromi E. Auditory, visual, and auditory—visual identification of emotions by nursery school children // Journal of Speech-Language Pathology and Applied Behavior Analysis.2012.Vol.5.P.25—34.
  21. Most T., Weisel A., Zaychik A. Auditory, visual and auditory-visual identification of emotions by hearing and hearing-impaired adolescents // British journal of audiology.1993.Vol.27.№ P.247—253.
  22. Pashler H., McDaniel M., Rohrer D., Bjork R. Learning styles concepts and evidence // Psychological science in the public interest.2008.Vol.9.№ P. 105—119.
  23. Peters C., Kranzler J.H., Rossen E. Validity of the Mayer—Salovey—Caruso emotional intelligence test: youth version — research edition // Canadian Journal of School Psychology, 2009.Vol.24(1).P.76—81.
  24. Qualter P., Gardner K.J., Pope D.J., Hutchinson J.M., Whiteley H.E. Ability emotional intelligence, trait emotional intelligence, and academic success in British secondary schools: A 5 year longitudinal study // Learning and Individual Differences.2012.Vol.22.№ P.83—91.
  25. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality.1989.Vol.9.№ P.185—211.
  26. Stice J.E.Using KoIb’s Learning Cycle to Improve Student Learning // Engineering Education.1987.Vol. 77.№ P.291—296.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика