Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей 322

Шульга Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МГОУ МО), Москва, Россия, shulgatatiana@gmail.com
Антипина М.А., заместитель директора по социально-реабилитационной работе, ГКО Социально-реабилитационный центр «Алтуфьево» ДТСЗН г.Москвы, Москва, Россия, antipina1701@yandex.ru

Аннотация

Раскрываются особенности деятельности специалистов по сопровождению замещающих семей, принявших на воспитание старших подростков, оставшихся без попечения родителей.На основе проведенного исследования с использованием блока методик дан сравнительный анализ эмоциональной среды замещающей семьи и среды родной (кровной) семьи.Впервые выделены критерии эмоциональной среды семьи, оказывающие воздействие на старших приемных подростков.Показано, что эмоциональное отношение приемных и родных старших подростков к отцу и матери, членам семьи отличается по ряду критериев.Обращается внимание на то, что старшие подростки недостаточно позитивно ощущают себя в семьях, так как у них достаточно часто преобладает печаль.Подтверждено, что в замещающей семье, как и в кровной, отношение к матерям более позитивное, чем отношение к отцам, другим членам семьи.Утверждается, что для приемных старших подростков позитивный образ замещающей мамы является основой ощущения их позитивного эмоционального состояния в семье и эмоциональной защищенности, что позволяет им социализироваться.Подчеркнута особая роль в создании эмоциональной среды семьи организации совместного проведения досуговой деятельности родителей и старших подростков, при этом это касается как родной, так и замещающей семьи.

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: автореф.дисс.… канд.психол.наук.М., 2008.23 с.
  2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф.дис.… канд.психол.наук.Ярославль, 2004.22 с.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.2-е изд.М.: Академический проект, 2004.232 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребенком.Как? Изд-во АСТ.2008.352 с.
  5. Иванова И.М. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях приемной семьи: автореф.дисс … канд.п.наук.СПб, 2007.21 с.
  6. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2007.25 с.
  7. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.Прага: Авиценум.1984.334 с.
  8. Ослон В.Н.Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.М.: Генезис, 2006.368 с.
  9. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.№ 4.URL: http://psyedu.ru/ journal/2012/4/3147.phtml (дата обращения: 14.08.2016).
  10. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф.дисс.… докт.психол.наук.М., 2004.57 с.
  11. Семья Г.В.Национальная стратегия действий в интересах детей в России и стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.108—118.doi: 10.17759/pse.2016210109
  12. Спиваковская А.С.Психотерапия: игра, детство, семья.М., Изд.«Эксмо-пресс».Т.1.304 с.
  13. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник МГОУ.Серия: «Психологические науки».М.: Изд-во МГОУ.2010.№ 4.С.47—49.
  14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб: Питер, 2005.400 с.
  15. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики «Семейная доска» // Вопросы психологии.2014.№ 2.С.63—66.
  16. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье.Вестник МГОУ.Серия «Психологические науки».М.: Издательство МГОУ, 2012.№ 3.C.32—40.
  17. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор реабилитации личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского государственного областного университета.Серия «Психологические науки».М.: Издательство МГОУ, 2012.№ 4.С.52—63.
  18. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ.Серия «Психологические науки» М.: Изд-во МГОУ, 2010.№ 1.С.5—11.
  19. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ.1998.№ 2.С.34—56.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика