Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием 617

Леонтьев Д.А., доктор психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, dleontiev@hse.ru
Осин Е.Н., кандидат психологических наук, Заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, evgeny.n.osin@gmail.com
Досумова С.Ш., Старший специалист, ПАО МегаФон, Москва, Россия, sdosumova@gmail.com
Рзаева Ф.Р., аспирантка кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, Москва, Россия, fatimarzaeva05@gmail.com
Бобров В.В., Младший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», Москва, Россия, VVbobrov@hse.ru

Аннотация

Представлен анализ эмпирических данных о взаимосвязи характера переживания учебы с психологическим благополучием учащегося и с эффективностью учебной деятельности.Данные были получены с помощью методики диагностики переживаний в деятельности (ДПД) и ряда дополнительных методик (ШПАНА, ООС, СЖО, ШУДЖ и др.).Приведены результаты четырех исследований.Первое посвящено психометрической валидизации опросника ДПД.Результаты подтвердили конструктную валидность предложенной модели переживания.Второе исследование посвящено сравнению переживаний в разных видах деятельности (учебной и досуговой).Различия в структуре корреляций разных переживаний между собой подтвердили гипотезу о переживании как элементе структуры деятельности (а не структуры личности).В описании третьего исследования представлены данные о связи переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью.Обнаружено, что лишь переживание удовольствия связано с показателем успеваемости.Наконец, целью последнего исследования было выявить на материале объединенной выборки структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия.Показатели удовольствия и смысла тесно связаны друг с другом и отрицательно связаны с показателем пустоты, тогда как показатель усилия показал крайне слабые связи с тремя другими показателями.Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (показатель пустоты — обратные связи) с индикаторами благополучия.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».

Литература
  1. Гервиц А.Е., Леонтьев Д.А. Переживания в одиночестве и в компании в зависимости от отношения к одиночеству // Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: Сборник научных работ // Отв.ред.О.В.Соловьева, Т.Г.Стефаненко.М.2017.С.409—414.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл.1992.18 с.
  3. Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса.Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике 9—11 сентября 2015 г.// Отв.ред.Н.А.Батурин.Т.1.Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.С.175—179.
  4. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал.2016.T.4(62).С.18—37.
  5. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г.Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Моск.ун-та.Сер.14.Психология.2018.№ 4.С.106—119.
  6. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Т.9.№ 4.С.91—110.
  7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса.М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов.2008.[Электронный ресурс] // URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 26.11.2018).
  8. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология.2017.Т.7.№ 2.С.30—51.
  9. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика.2015.№ 3.С.80— 104.
  10. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания.М.: Смысл; Альпина Нон-фикшн.2011.464 с.
  11. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема // Иностранная психология.1996.№ 7.С.71—76.
  12. Csikszentmihalyi M. (1988).The flow experience and its significance for human psychology In: M. Csikszentmihalyi, I.S.Csikszentmihalyi (Eds.).Optimal Experience: Psychological studies of flow in consciousness (15—35).Cambridge: Cambridge University Press.
  13. Csikszentmihalyi M., Nakamura J. (1999).Emerging goals and the self-regulation of behavior.In: R.Wyer (Ed.).Advances in social cognition.Vol.12.Perspectives on behavioral self-regulation (107—118).Mahwah, NJ: Erlbaum.
  14. Nakamura J., Csikszentmihalyi M. (2003).The construction of meaning through vital engagement.In C.L.M.Keyes & J.Haidt (Eds.), Flourishing.Positive psychology and the life well-lived (pp.83—104).Washington D.C.: American Psychological Association.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика