Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик

2945

Аннотация

Представлен обзор современных зарубежных систем оценки квалификации и качества профессиональной деятельности учителей. Отмечается, что оценка профессиональной деятельности педагогов становится эффективным механизмом повышения качества их работы только в контексте профессионального развития и непрерывного образования. Показана типология видов оценивания профессиональной деятельности педагогов: по целям и задачам, по нормативным основаниям, используемому инструментарию и предмету оценивания. Рассмотрены ключевые международные исследования эффективности инструментов оценки деятельности педагогов: ETC (2008), The Sutton Trust (2013), MET (2009—2013).В статье описаны лучшие практики оценки готовности будущих педагогов (выпускников педагогических программ) к профессиональной деятельности на основе подходов EdTPA, PPAT, TAA, MCTE. Рассматривается вопрос сертификации работающих педагогов на основе профессиональных стандартов на примере стандартов NBPTS (1987) и APST (2013).Представлены рекомендации для оценки качества профессиональной деятельности педагогов в контексте построения национальной системы учительского роста (НСУР) в Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: педагог , оценка квалификации, аттестация педагогов, педагогическая деятельность, национальная система учительского роста (НСУР), педагогическое образование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240101

Для цитаты: Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 5–30. DOI: 10.17759/pse.2019240101

Фрагмент статьи

Обсуждение оценки профессиональной деятельности учителей, как правило, сопровождается общественной дискуссией о том, кем и как эта деятельность должна оцениваться, насколько часто, и каковы должны быть последствия такой оценки для самих учителей и системы образования в целом. Несмотря на наличие полярных точек зрения по этим вопросам, «горячих» общественных обсуждений, большинство стейкхолдеров, включая самих педагогов (в странах, внедривших регулярное оценивание деятельности педагогов), приходят к консенсусу насчет того, что оно является одним из наиболее эффективных механизмов повышения качества их профессиональной деятельности и, как следствие, качества обучения их учащихся.

Литература

  1. Лях Ю.А. Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей в контексте национальной системы учительского роста [Электронный ресурс] // Академия АПК и ППРО.М.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2017.8 с.Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/presentation_4.pdf (дата обращения: 08.12.2017).
  2. Станченко С.В. Итоги Всероссийского исследования компетенций учителей математики [Электронный ресурс] // ФИРО.М.: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2016.11 с.Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/10/Станченко.pdf (дата обращения: 08.12.2017).
  3. A Composite Estimator of Effective Teaching / K.Mihaly, D.F.McCaffrey, D.O.Staiger, J.R.Lockwood.Seattle, WA: Bill & Melinda Gates Foundation RAND Corporation.2013.51 p.
  4. Bracey G.W. Value-Added Assessment Findings: Poor Kids Get Poor Teachers // Phi Delta Kappan, 2004.Vol.86.№.4.P.331—333.
  5. Certification of Highly Accomplished and Lead Teachers in Australia.Australian Institute for Teaching and School Leadership (AITSL).Melbourne VIC: AITSL, 2012.28 p.
  6. Coe R. What makes great teaching?: Review of the Underpinning Research.Coe R.(eds.).London: The Sutton Trust.2014.57 p.
  7. Creating Effective Teaching and Learning Environments [Electronic resource]: First Results from TALIS / OECD.Paris: OECD publishing, 2009.310 p.Available at: http://www.oecd.org/edu/school/43023606.pdf (Accessed: 08.12.2017).
  8. Danielson Ch. The Framework for Teaching Evaluation Instrument / Charlotte Danielson.Princeton, NJ: The Danielson Group, 2011.104 p.
  9. Darling-Hammond L. Evaluating Teacher Effectiveness: How Teacher Performance Assessments Can Measure and Improve Teaching.Linda Darling- Hammond.Washington, DC: Center for American Progress, 2010.36 p.
  10. Darling-Hammond L. Evaluating Teacher Evaluation // Phi Delta Kappan.2012.Vol.93.№ 6.P. 8—16.
  11. Ensuring Fair and Reliable Measures of Effective Teaching: Culminating Findings from MET Three-Year Long Study: Policy and Practitioner Brief: MET project. Bill & Melinda Gates Foundation.Philadelphia, PA: Consortium of Policy Research in Education, 2001.28 p.
  12. Kimball S.M. et al. Examining the Relationship Between Teacher Evaluation and Student Assessment Results in Washoe County // Peabody Journal of Education.2004.Vol.79.№ 4.P.54—78.
  13. Gallagher H.A. Vaughn Elementary’s Innovative Teacher Evaluation System : Are Teacher Evaluation Scores Related to Growth In Student Achievement? // Peabody Journal of Education.2004.Vol.79.№ 4.P. 79—107.
  14. Goe L. Approaches to Evaluating Teacher Effectiveness: a Research Synthesis.Goe L.(eds.).Washington, DC: ETS, 2008.108 p.
  15. Kyriakides L. Drawing from Teacher Effectiveness Research and Research into Teacher Interpersonal Behaviour to Establish a Teacher Evaluation System: a Study on the Use of Student Ratings to Evaluate Teacher Behaviour // The Journal of Classroom Interaction.2005.Vol.40.№ 2.P.44—66.
  16. Learning about teaching: Initial Findings from the Measures of Effective Teaching Project: Policy Brief: MET project.Bill & Melinda Gates Foundation.Seattle, WA: Bill & Melinda Gates Foundation, 2010.7 p.
  17. Louden W. Standardised Assessment of Initial Teacher Education: Environmental Scan and Case Studies: a Paper Prepared for the Australian Institute for Teaching and School Leadership.Melbourne VIC: AITSL, 2015.50 p.
  18. Measuring Teachers’ Pedagogical Content Knowledge in Surveys: an Exploratory Study.Rowan B.et.al.Philadelphia, PA: Consortium of Policy Research in Education, 2001.20 p.
  19. Milanowski A. The Relationship Between Teacher Performance Evaluation Scores and Student Achievement: Evidence from Cincinnati // Peabody Journal of Education.2004.Vol.79.№ 4.P.33—53.
  20. Peterson K.D. Student Surveys for School Teacher Evaluation // Journal of Personnel Evaluation in Education.2000.Vol.14.№ 2.P.135—153.
  21. Teacher Evaluation: a Conceptual Framework and Examples of Country Practices.OECD.Paris: OECD, 2009.37 p.
  22. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching.OECD.Paris: OECD publishing, 2013.124 p.
  23. Validation of Student, Principal and Self-Ratings in 360 Feedback® for Teacher Evaluation.Wilkerson D.J.et al.Journal of Personnel Evaluation in Education, 2000.Vol.14.№ 2.P.179—192.
  24. Ingvarson L. Conceptualising and evaluating teacher quality: substantive and methodological issues [Electronic resource] // Australian Journal of Education.2008.Vol.52.№ 1.P.5—35.Available at: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/000494410805200102 (Accessed: 08.12.2017).Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл.1992.18 с.
  25. Леонтьев Д.А. Переживания, сопровождающие деятельность, и их диагностика // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса.Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике 9—11 сентября

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4644
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 2945
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 39