Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования

721

Аннотация

Представлена диагностическая программа, созданная в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России от 27.02.2017 № 30.4390.2017/НМ для обеспечения преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов и прошедшая апробацию в исследовании 390 обучающихся 4-х классов и 226 обучающихся 9-х классов до и после перехода на новый уровень общего образования с целью оценки динамики образовательных результатов (метапредметных и личностных). Применялись задачи с неполным или противоречивым условием и опросник мотивации учения А.М.Прихожан. Показано, что переход с одного уровня образования на другой обучающиеся 4—5 классов воспринимают как вызов неопределенности, а большинство десятиклассников — нет. На основе полученных данных авторы приходят к выводу о важной роли технологий развития личностного потенциала обучающихся в обеспечении преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). Подчеркивается роль современных моделей подготовки педагогов и психологов образования в решении проблемы преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, обучающиеся , преемственность психолого-педагогического сопровождения, переход на новый уровень образования

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240106

Финансирование. Работа выполнена за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания Минобрнауки России от 27.02.2017 № 30.4390.2017/НМ «Научно-методическая разработка технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и их апробация».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных директора ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» г. Самары Т.Н. Клюеву и учителя-дефектолога, координатора по инклюзии ГБОУ г. Москвы «Школа № 2083» А.П. Усову.

Для цитаты: Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 80–88. DOI: 10.17759/pse.2019240106

Подкаст

Фрагмент статьи

К числу задач, возникших перед педагогами и психологами общего образования с момента введения Федерального государственного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), относится и обеспечение преемственности психолого- педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов. В современных условиях дети и подростки, переходя на новый уровень системы образования, не только сталкиваются с новой системой требований (что было всегда), но и попадают в образовательную ситуацию, регламентируемую другими нормативными документами об образовании.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.512 с.
  2. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2013.№ 5.URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_ Schilenkova.shtml (дата обращения: 12.12.2018)
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Интор, 1996.544 с.
  4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России.2014.№ 2.С.74—82.
  5. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора.М.: Смысл, 2015.464 с.
  6. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред.Д.А.Леонтьева.М.: Смысл, 2011.680 с.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
  8. Клюева Т.Н. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на примере Самарского региона) // Вестник практической психологии образования.2012.Том 32.№ 3.С. 14—29.
  9. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 5.С.45—64.doi:10.17759/pse.2015200505
  10. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование.2018.№ 1.C.5—24.doi: 10.17759/pse.2018230101
  11. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2017.№ 3.C.2—18 doi: 10.17759/psyedu.2017090302
  12. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К.Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП // Вестник практической психологии образования.2015.№ 2.С.7—16.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения 10.12.2018).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // URL: http:// window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_ OO.pdf (дата обращения 10.12.2018).

Информация об авторах

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1806
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 721
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4