Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 7992Ключевые слова 19501 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования 44

Ермолаева М.В., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mar-erm@mail.ru
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

Представлена диагностическая программа, созданная в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России от 27.02.2017 № 30.4390.2017/НМ для обеспечения преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов и прошедшая апробацию в исследовании 390 обучающихся 4-х классов и 226 обучающихся 9-х классов до и после перехода на новый уровень общего образования с целью оценки динамики образовательных результатов (метапредметных и личностных). Применялись задачи с неполным или противоречивым условием и опросник мотивации учения А.М.Прихожан. Показано, что переход с одного уровня образования на другой обучающиеся 4—5 классов воспринимают как вызов неопределенности, а большинство десятиклассников — нет. На основе полученных данных авторы приходят к выводу о важной роли технологий развития личностного потенциала обучающихся в обеспечении преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). Подчеркивается роль современных моделей подготовки педагогов и психологов образования в решении проблемы преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена за счет средств, выделенных на выполнение государственного задания Минобрнауки России от 27.02.2017 № 30.4390.2017/НМ «Научно-методическая разработка технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и их апробация».

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе данных директора ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» г. Самары Т.Н. Клюеву и учителя-дефектолога, координатора по инклюзии ГБОУ г. Москвы «Школа № 2083» А.П. Усову.

Фрагмент статьи

К числу задач, возникших перед педагогами и психологами общего образования с момента введения Федерального государственного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), относится и обеспечение преемственности психолого- педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов. В современных условиях дети и подростки, переходя на новый уровень системы образования, не только сталкиваются с новой системой требований (что было всегда), но и попадают в образовательную ситуацию, регламентируемую другими нормативными документами об образовании.

Литература
  1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.512 с.
  2. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2013.№ 5.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_ Schilenkova.shtml (дата обращения: 12.12.2018)
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Интор, 1996.544 с.
  4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России.2014.№ 2.С.74—82.
  5. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора.М.: Смысл, 2015.464 с.
  6. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред.Д.А.Леонтьева.М.: Смысл, 2011.680 с.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
  8. Клюева Т.Н. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на примере Самарского региона) // Вестник практической психологии образования.2012.Том 32.№ 3.С. 14—29.
  9. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 5.С.45—64.doi:10.17759/pse.2015200505
  10. Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование.2018.№ 1.C.5—24.doi: 10.17759/pse.2018230101
  11. Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2017.№ 3.C.2—18 doi: 10.17759/psyedu.2017090302
  12. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К.Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП // Вестник практической психологии образования.2015.№ 2.С.7—16.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения 10.12.2018).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // URL: http:// window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_ OO.pdf (дата обращения 10.12.2018).
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика