Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8072Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства 130

Баянова Л.Ф., доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии, Институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия, LFBayanova@kpfu.ru
Шишова Е.О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия, Evgeniya.Shishova@kpfu.ru

Аннотация

Обсуждается проблема формирования билингвизма у детей дошкольного возраста в сложившихся условиях двуязычия и многоязычия в России. Обращается внимание на то, что необходимость повышения эффективности формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования требуют создания системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма. Описаны основные психологические условия формирования двуязычия. Предлагается организационная модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства, раскрывающая сущность языкового развития и обучения ребенка через выделение ее структурно-процессуальных характеристик. Подчеркивается, что модель имеет практическую значимость для повышения качества билингвального образования, одна из задач которого — развитие языковой личности ребенка. Приводимые эмпирические данные получены на базе восьми билингвальных дошкольных образовательных организаций в Республике Татарстан, выборку составили 529 человек (25 воспитателей и 504 дошкольника).

Ссылка для цитирования

Финансирование

Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-29-02092 офи_м.

Подкаст

Баянова Л.Ф., Шишова Е.О. Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 37–49. doi:10.17759/pse.2019240204

Фрагмент статьи

Феномен билингвизма является центральным объектом внимания различных наук, общие вопросы формирования билингвальной компетентности рассматриваются с позиций психолингвистики, лингводидактики, психологии и опираются на возможность усвоения в раннем возрасте второго языка. Владение другими языками рассматривается не только как обретение преимущества с инструментальной точки зрения и дальнейшее благополучие ребенка, но и как его подлинное культурное и личное обогащение.

Литература
  1. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование: Теория и практика.Рига: «RETORIKA А», 2005.384 с.
  2. Багироков Х.З. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты: Монография.Майкон: АГУ, 2004.316 с.
  3. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.5—13.
  4. Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации: Монография.Казань: Изд- во Казанского университета, 2017.128 с.
  5. Библер В.С. Культура.Диалог культур // Вопросы философии.1989.№ 6.С.31—42.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебник.М.: Просвещение, 2004.255 с.
  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2011.№ 3.С.22—32.
  8. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия.М.: Изд- во МГУ, 1969.160 с.
  9. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т.Т.3: Проблемы развития психики.М.: Педагогика, 1983.С.329—337.
  10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета.2013.№ 1.URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/281 (дата обращения: 2.04.2018).
  11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языка.Лингводидактика и методика: учебное пособие.М.: ИЦ Академия, 2004.336 с.
  12. Иванова Н.В. Билингвальное образование дошкольников.[Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.2013.№ 4.URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=9987 (дата обращения: 10.04.2018).
  13. Кабакчи В.В. Английский язык межкультурного общения новый аспект в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе.2000.№ 6.С. 84—89.
  14. Комиссарова Л.Г. Особенности создания билингвальной (трилингвальной) среды в дошкольной образовательной организации // Современные тенденции развития науки и технологий.2017.№ 1.Часть 9.С.62—64.
  15. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Практика работы с дошкольниками-билингвами // Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen.2014.С. 216—273.
  16. Лактионова Е.Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2013.№ 1.URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/Laktionova.phtml (дата обращения: 06.04.2018)
  17. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: Автореф.дисс.…д-ра психол.наук.СПб, 2013.53 с.
  18. Леонтьев А.А. Психолингвистические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе.1985.№ 5.С.24—30.
  19. Нормативный документ «Конвенция о правах ребенка образовании» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г.№ 1559-1 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  20. Положение о гранте «Лучший билингвальный детский сад» (утв.приказом Министерства образования и науки РТ от 10 марта 2017 г.N под- 396/17) [Электронный ресурс] URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_922637.pdf
  21.  Протасова Е.Ю. Двуязычные дошкольные учреждения: организация работы // Дошкольное воспитание.2003.№ 3.С.17—21.
  22. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку.М.: Владос, 2010.304 с.
  23. Протасова Е.Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду: Автореф.дис.… д-ра педагогич.наук.М.: Институт общего среднего образования РАО.1996.48 с.
  24. Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Под ред.А.А.Леонтьева.М.: Изд-во МОДЭК, 2004.448 с.
  25. Сахипова З.Г. Проблема языка и речи в поликультурной семье [Электронный ресурс] // Вестник РУДН.Серия: Лингвистика.2010.№ 2.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-yazyka-i-rechi-v-polikulturnoy-semie (дата обращения: 22.04.2017).
  26. Улзытуева А.И. Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен // Профессиональное образование, теория и методика обучения.Ученые записки ЗабГГПУ.2011.С.127—132.
  27. Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 4.С.75—83.doi: 10.17759/pse.2017220411
  28. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.5—18.doi: 10.17759/pse.2017220301
  29. Ширин А.Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: Автореф.дис.… д-ра пед.наук.Великий Новгород, 2007.54 с.
  30. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2017.№ 10.С.50—59.
  31. Шишова Е.О. Психологические факторы формирования двуязычия как оптимальная среда условия эффективного билингвального образования дошкольников // Материалы Международной научно-практической конференции «Общее и особенное в культурах и традициях народов» (г.Москва, 28-29 сентября 2017 г.).Москва: МО и Н РФ, РАО.С.389—392.
  32. Шишова Е.О. Cистемный подход к изучению психологических факторов успешности овладения неродным языком [Электронный ресурс] // Вестник ТГГПУ.2010.№ 20.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/cistemnyy-podhod-k-izucheniyu-psihologicheskih-faktorov-uspeshnosti-ovladeniya-nerodnym-yazykom.
  33. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С.Выготского // Вестник МГПУ.Серия Педагогика и психология.2011.№ 1(15).С.34—43.
  34. Baker C. Becoming bilingual through bilingual education / Handbook of Multilingualism and Multilingual Communication.Auer, Peter and Li, Wey (editors).Berlin, New York (Mouton de Gruyter), 2007.pp.131— 154.
  35. Baker C. Foundations of Bilingual education and Bilingualism, Multilingual Matters / C.Baker.— Printed in the USA, Copiright, 2001.476 p.
  36. Gabdulchakov V.F., Shishova E.O. Educating Teachers for a Multicultural School Environment.Intercultural Communication: Strategies, Challenges and Research.Monograph.Chapter 1.Nova Science Publishers.Hauppauge, NY, United States.2017.pp. 1—41.
  37. Kruger-Potratz M. Interkulturelle Pedagogik.Studienbriefder Fernuniversitdt Hagen.1994.173 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика