Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт 661

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Федотова А.В., научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, alexandrafedotova@rambler.ru

Аннотация

Представлен анализ проблемы отношения подростков к проявлениям агрессии в социальных сетях. Авторы исследуют связь отношения к агрессии в сети с социально-демографическими и поведенческими характеристиками респондентов. В основе статьи лежат материалы социологического опроса, проведенного сотрудниками ЦСО ИУО РАО с помощью специально разработанной анкеты. Были опрошены 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11 классов школ Московской области. Установлено, что с возрастом от 7 к 9 классу уменьшается доля тех, кому «не нравится» видеть сцены агрессии. Активным пользователям чаще «нравится» наблюдать такие сцены. Подростки, относящие свой профиль к «провокационным», «откровенным» или «неординарным», также чаще получают удовольствие от просмотра сцен насилия, чем владельцы «обычных» страниц. Показано, что подростки, выступавшие в роли «агрессоров» или «жертв», более склонны к принятию агрессии, чем «свидетели» (все указанные различия значимы на уровне p≤0,05).Материалы исследования свидетельствуют о своеобразии мужской и женской субкультуры в социальных сетях; пространство сетевого общения оказывается особой зоной, где разворачиваются процессы, связанные с борьбой за социальный статус. Приведенные данные позволяют выделить ключевые факторы, определяющие отношение подростков к проявлениям агрессии в сетевом общении: пол, возраст, интенсивность общения, самопрезентация в сети, статус в классе, оценка своих жизненных перспектив.

Ссылка для цитирования

Подкаст
Фрагмент статьи

Подростковый период является крайне важным для развития самосознания, становления идентичности и жизненного самоопределения. В силу особой ценностной значимости общения со сверстниками в этом возрасте снижается влияние традиционных институтов социализации.

Литература
  1. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2013.Т.6.№ 30.С.5.URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 02.04.2019).
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2008.398 с.
  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2014.Т.11.№ 3.С.177—191.
  4. Виноваты игры и соцсети: как эксперты предлагают бороться с агрессией после трагедии в Керчи [Электронный ресурс] // Ruposters.Режим доступа: https://ruposters.ru/news/18-10-2018/eksperti-posle-tragedii-kerchi (дата обращения: 02.04.2019).
  5. Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский.Собрание сочинений: В 6 т.Т.4.Детская психология / Под ред.Д.Б.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.С.5—242.
  6. Ениколопов С.Н. В ситуации кибербуллинга возрастных ограничений нет // Дети в информационном обществе.2014.№ 16.С.36— 41.
  7. Королева Д.О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 1.С.28—37.
  8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Левина Л.В. К вопросу о влиянии Интернета на суицидальное поведение // Ученые записки СПбГИПСР.2014.Т. 22.№ 2.С.103—107.
  9. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии.2010.№ 3.С.90—102.
  10. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая газета.2016.№ 51.С.2—5.
  11. Парфентьев У. Кибер—агрессоры // Дети в информационном обществе.2009.№ 2.С.66—67.
  12. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования.Т.8.Вып.13 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Центр социологии образования РАО, 2003.391 с.
  13. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М.Подросток: виртуальность и социальная реальность: По материалам социологического исследования // Труды по социологии образования.Т.6.Вып. 10 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Центр социологии образования РАО, 2001.156 с.
  14. Собкин В.С. Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию // Коммуникации.Медиа.Дизайн.2017.Т.2.№ 2.С. 99—113.
  15. Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика.2016.№ 8.С.61—72.
  16. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально- психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал.2018.№ 3 (31).С.23—36.
  17. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: риски и реакции // Вопросы психического здоровья детей и подростков.2018.№ 1.С.47—56.
  18. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток— неформал: принадлежность к группе и жизненные ориентации // Труды по социологии образования.Т. 13.Вып.22 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Институт социологии образования РАО, 2009.С.84—101.
  19. Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 3.C.29—41.
  20. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 3.С.71—80.doi: 10.17759/sps.2018090308
  21. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн» // Консультативная психология и психотерапия.2015.№ 3.С.50—66.
  22. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе.М.: Знание, 1991.80 с.
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.М.: Педагогика, 1989.560 с.
  24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер.с англ.; общ.ред.и предисл.А.В.Толстых.М.: Изд.группа «Прогресс», 1996.344 с.
  25. Griezel L., Finger L.R., Bodkin-Andrews G.H., Craven R.G., Yeung A.S. Uncovering the structure of gender and developmental differences in cyber bullying // The Journal of Educational Research.2012.No.105(6).P.442—455.doi: 10.1080/00220671.2011.629692
  26. Kowalski R.M., Limber S.P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbullying and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health.2013.No.53.P.13—20.
  27. Raskauskas J., Stoltz A.D. Involvement in Traditional and Electronic Bullying Among Adolescents // Developmental Psychology.2007.Vol.43.No.3.P. 564—575.
  28. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., Tippett N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child and Psychiatry.2008.No.49.P.376—385.
  29. Sobkin V.S., Evstigneeva Iu.M. The Adolescent: Virtual and Social Reality // Russian Education and Society.2004.Vol.46.No.6.P.6—100.
  30. Sobkin. V.S., Evstigneeva Iu.M. The Adolescent: Virtual and Social Reality // Russian Education and Society.2004.Vol.46.No.7.P.3—92.
  31. Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimization and perpetration // Children & Society.2011.No.25 (1).P.59—72.doi: 10.1111/j.1099- 0860.2009.00260.x
  32. Williams K., Cheung C.K.T., Choi W.Cyberostracism: Effects of being ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology.2000.No.40.P.303—311.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика