Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников 465

Зайцев С.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, loo-site@rambler.ru

Аннотация

Обсуждаются и анализируются основные проблемы и противоречия, препятствующие успешному решению задачи формирования у младших школьников учебной самостоятельности, актуальность которой обусловлена введением нового государственного стандарта начального общего образования. Выделены основные противоречия, препятствующие становлению учебной самостоятельности: между свободой и необходимостью, единством и многообразием в обучении, между новыми образовательными задачами и несоответствующей им традиционной практикой школьного обучения. Подчеркивается, что преодоление этих фундаментальных противоречий требует не просто модернизации отдельных средств и методов обучения, а существенного изменения профессиональной позиции учителя, разработки и использования принципиально иных педагогических технологий: создания в классе активной и вариативной образовательной среды, управления ею в целях развития учебной самостоятельности школьников, ведения мониторинга за индивидуальным развитием каждого ученика. Автор формулирует условия, способствующие развитию учебной самостоятельности обучающихся, и представляет общую схему реализации этих условий на уроках в начальной школе.

Ссылка для цитирования

Подкаст
Фрагмент статьи

Введение нового государственного стан­дарта начального общего образования по­ставило перед практиками сложную зада­чу — обеспечить формирование у младших школьников умения учиться «как компетен­ции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями». По существу, речь идет о формировании у ребенка умения учить само­го себя или об учебной самостоятельности.

Литература
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика, 1991.480 с.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики.Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995.448 с.
  3. Зайцев С.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников // Директор школы.2005.№ 3.С.56—65.
  4. Зайцев С.В. Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость // Директор школы.2001.№ 6.С.68—80.
  5. Зайцев С.В. Создание вариативных развивающих ситуаций на уроках в начальной школе // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.46—52.doi:10.17759/ pse.2017220305
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
  7. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно— историческая психология.2018.Т.14.№ 3.С.101— 113.doi:10.17759/chp.2018140311
  8. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.1990.№ 6.С.37—44.
  9. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования.М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.220 с.
  10. Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе.М.: Сентябрь, 2011.176 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика