Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 3. С. 5–18
doi:10.17759/pse.2019240301
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: жизненный сценарий, жизненная модель, молодежь, семья, родительская семья
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240301
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00599 «Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование»).
Для цитаты: Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2019240301
Полный текст
Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями
Вопросы, связанные с построением близких отношений (в том числе как основы для создания семьи) всегда находятся в поле зрения исследователей, поскольку являются отражением тех социальных, культурных, экономических изменений, которые происходят в конкретный период развития общества . В настоящее время ускорение темпа жизни, рост доступности информации, появление «цифрового пространства» приводят к серьезной перестройке устоявшихся представлений о том, что такое семья, какова роль мужчины и женщины, материнства и отцовства [Zinovieva] . Видоизменяется сам способ «совместности людей» [4, с . 31] . В обществе все чаще возникает беспокойство по поводу «ухода» от традиционных семейных ценностей, сосредоточенности молодежи на себе и связанного с этим снижения значимости института семьи, снижения готовности к рождению детей, возникновения межпоколенческих проблем [Ковалева], усложнения межличностных отношений, увеличения числа внебрачных рождений и неполных семей, падения педагогического потенциала семьи [Докучаева] .
Многие исследователи связывают происходящие изменения не только с общественными трансформациями, но и с дефицитарностью механизма межпоколенной трансмиссии сегодня [Григорова; Изотова, 2017; Маленова; Gibson; Vaterlaus; White] . В то же время в литературе имеются данные о сохраняющемся влиянии семьи на формирование ценностной системы и установок молодых людей, лидирующем положении семьи в структуре жизненных ценностей молодежи [Реан] .
Можно предположить, что существующие противоречия обусловлены большой вариативностью выстраиваемой молодыми людьми траектории жизненного пути как в отношении планируемых жизненных целей, так и в плане их ориентации на жизненный путь родителей . Противоречивость имеющихся данных также может быть связана с использованием разных теоретических подходов и, соответственно, психологического инструментария к исследованию жизненного пути [3; 5; 15 и др . ] . Наиболее часто жизненный путь изучается на основе жизненного сценария — понятия, предложенного Э . Берном [Берн, 2003] В современной трактовке жизненный сценарий рассматривается не как неосознанная структура, детерминированная ранним опытом и во многом определяющая последующую жизнь человека, а как результат осознанных решений, как структура, которой человек может управлять [Erskine, 2010] .
Другой важной тенденцией является понимание жизненного сценария как многосоставной модели, включающей нормативный и индивидуальный компоненты с разными вариантами соотношения, траекториями реализации и трансформации [Гришина] . В то же время отсутствие эмпирического концепта, который, с одной стороны, интегрировал бы основные аспекты жизненного сценария, а с другой — позволял конкретизировать, сопоставлять и обобщать данные, полученные в различных исследованиях, служит препятствием для полноценного изучения жизненного пути личности
Понятие жизненной модели и методологические основы исследования
В качестве концепта, позволяющего преодолеть методические противоречия и эмпирически исследовать составляющие жизненного сценария молодых людей, предлагается использовать понятие жизненной модели, понимаемой как фрагмент жизненного сценария, реализуемый человеком в конкретной жизненной сфере Введение этого понятия позволяет детализировать жизненный сценарий, изучить его с точки зрения совокупности и логики событий; лежащих в их основе ценностей и убеждений; их внутренней целостности, сходства и противоречий в разных сферах; рассматривать на уровне когниций, поведения и переживания значимости; сопоставлять выделенные референты жизненных моделей как внутри одного поколения, так и в межпоколенном аспекте [Костромина] .
Содержание жизненной модели раскрывает активность человека в разных сферах жизнедеятельности . Это означает, что в рамках жизненного пути реализуется не одна жизненная модель, а их совокупность: например, в сфере близких отношений, в сфере профессионального самоопределения и построения карьеры, в сфере саморазвития и реализации себя — жизненной философии и т . д. Множественность жизненных моделей характеризует жизненный сценарий не как линейное, а как сложное многослойное образование, а также обуславливает вероятность того, что жизненные модели в разных сферах могут быть основаны на разных представлениях и установках Влияние семьи на их становление может также отличаться Можно предположить, что жизненная модель в профессиональной сфере будет больше подвержена влиянию внутрипоколенной трансмиссии, а жизненная модель близких отношений — межпоколенной трансмиссии
Эмпирическими референтами исследования жизненных моделей выступают базовые параметры, характеризующие активность человека в данных областях Для изучения жизненных моделей в сфере близких отношений на основании анализа литературы и результатов эмпирических исследований [4; 10; 14; 20 и др . ] были выделены следующие параметры:
• потребность в близких отношениях, в наличии семьи и поддержании родственных отношений;
• характер близких отношений (распределение ответственности, прав и полномочий, тип удовлетворяющих отношений: гармоничные, конфликтные, дистантные);
• ориентация на жизненное пространство семьи как жизненную опору (потребность в удовлетворяющем пространстве дома, в ощущении «надежного тыла», жизненного комфорта)
Каждая из характеристик опирается на тот или иной компонент жизненной модели Например, потребность в близких отношениях, жизненных опорах определяется системой убеждений и когнитивных установок (когнитивный компонент), а переживание значимости отношений (аффективный компонент), видов активности, жизненного пространства позволяет выстраивать событийный ряд в этой сфере В свою очередь, отношение к этим аспектам жизнедеятельности влечет за собой поступки, направленные на их достижение, детерминируя степень активности и вовлеченности в решение задач и достижение целей (поведенческий компонент)
Аналогичным образом можно было описать эмпирические референты в профессиональной сфере Например, через потребность в интересной работе и занятиях; потребность в наличии определенного социального статуса; потребность в обеспечении материального положения [Костромина] .
Введение конструкта «жизненная модель» позволяет проводить сравнительные исследования выделенных параметров у разных групп респондентов по возрасту, месту проживания, специфике образования, характеристикам родительской семьи и др . Важным методическим решением выступает возможность сопоставления жизненных моделей не только внутри одного поколения, но и между поколениями, а также выявление степени влияния старших поколений, прежде всего родительской семьи, на жизненную модель молодых людей .
Высокую степень принятия и одобрения опыта старших (родительской семьи) и эмпирически выявленное стремление молодого человека (осознанное или неосознанное) к воспроизведению опыта прошлых поколений можно рассматривать как показатели влияния родительской семьи на конструирование молодым человеком жизненной модели в той или иной сфере жизнедеятельности
Процедура исследования
Целью исследования было описание жизненных моделей молодежи в сфере отношений в аспекте сопоставления с представлениями студентов о жизненных моделях своих родителей
Выборку составили 100 студентов СПбГУ (факультеты — филологический, философский, восточный и журналистики), средний возраст 21,02±1,11 года, 88% — девушки, 12% — юноши . 43% опрошенных постоянно проживают в Санкт-Петербурге, 57% — приехали на учебу в СПбГУ из разных регионов России (Новосибирск, Самара, Саранск, Калининград, Пермь, Ростов-на-Дону и др . ) . Проживали с родителями на момент опроса 26% студентов, 32% — в студенческом общежитии, 42% — у родственников или снимали жилье . Выросли в полной семье 71%, в неполной (воспитывались матерью) — 23% 45% студентов являются единственными детьми в семье, 55% — имеют братьев или сестер (34% — одного сиблинга, 18% — двоих и более) . Средний возраст отца 50,06±5,1 лет; средний возраст матери 48,17±5,09 лет . Исследование проводилось в апреле 2018 года .
Основным методом исследования выступило полуструктурированное интервью, включающее вопросы о конкретных жизненных событиях молодых людей и их родителей; вопросы-референты, описывающие сферу близких отношений и профессиональную сферу по выделенным параметрам; утверждения, раскрывающие установки и убеждения; вопросы, отражающие переживание значимости определенной сферы жизнедеятельности; вопросы, направленные на выявление степени идентификации молодых людей со своим поколением и степени близости с поколением родителей; вопросы, связанные с представлениями молодых людей о своем будущем Всего 80 вопросов . Часть из них предусматривала возможность сопоставления ответов респондентов относительно себя и родительской семьи (например, в первом блоке: «Было ли в Вашей семье принято совместное проведение досуга: домашние праздники, встречи с родственниками, совместные спортивные мероприятия и т . п . ?»; в шестом блоке: «Вы в своей будущей семье будете собираться большим семейным кругом, совместно проводить досуг?») .
Для выявления взаимосвязей и преемственности в жизненных моделях разных поколений применялись методы математического анализа данных с помощью анализа сопряженности ответов и дисперсионного анализа (SPSS-21) .
Результаты исследования
Результаты исследования представлены в двух разделах . Первый посвящен описанию характеристик жизненных моделей студентов в сфере отношений и анализу их взаимосвязей с аналогичными характеристиками родительской семьи Во втором рассмотрены варианты выстраивания жизненных моделей молодыми людьми в аспекте влияния родительской семьи
1. Характеристики жизненных моделей молодежи в сфере близких отношений и их представления о семье родителей.
В целом, у молодых людей выявлена высокая степень потребности в установлении и поддержании отношений с близкими людьми, создании собственной семьи, рождении детей Во временной перспективе (через 10 лет) большинство респондентов представляют, что у них «обязательно» будут дети, счастливая семья (62%), они будут «общаться с родственниками, собираться семейным кругом» (60%) . Вместе с тем значительное число респондентов считают это «необязательным» или откладывают во времени (38% и 40% соответственно), т е выборка с этой точки зрения не является однородной . Что касается представлений о родительской семье, то 60% молодых людей оценили отношения в ней как благополучные, 12% — как неблагополучные, и 28% затруднились ответить однозначно . По словам студентов, у 32% родительских семей было принято совместное проведение досуга (спортивные мероприятия, домашние праздники), у 43% семей — время от времени, а у 24% — очень редко Почти половина родительских семей поддерживали тесные связи с родственниками (47%), столько же — не очень тесные (47%), не общались с родственниками только в 6% семей . Таким образом, можно говорить о дифференциации в способах проведения свободного времени и организации семейной жизни уже и в поколении родителей .
В представлениях о характере будущих семейных отношений, в частности, о распределении обязанностей, подавляющее большинство придерживаются эгалитарной позиции («выполнять какую-либо обязанность будет тот, у кого будет возможность, время» — 92%) . При этом, по мнению студентов, эгалитарное распределение обязанностей было только в половине родительских семей (58%), почти в трети семей — «традиционное, на “мужские” и “женские” обязанности» (26%), остальные затруднились с ответом . Желаемое распределение власти в будущей семье наиболее часто описывается молодыми людьми как равноправное («будем решать все вместе» — 76%), либо как распределение ответственности («в одних случаях решающее слово будет за мужем, а в других — за женой» — 11%) . Незначительное меньшинство придерживается позиции «единовластия» («решать будет муж» — 4%, или «решать будет жена» — 3%) .
Родители, по мнению студентов, «решали все вместе» (40%); «как правило, все решала мама» (22%); «по-разному» (21%) и «мнение отца было решающим» (только 9%) . Интересно, что здесь, как и при организации досуга и семейного уклада, также прослеживается «отход» от традиционных установок уже и в поколении родителей
Ориентация молодых людей на жизненное пространство семьи, потребность в удовлетворяющем жизненном/бытовом пространстве дома, в ощущении «надежного тыла» отражается в представлениях о будущем 65% представляют, что через 10 лет у них «обязательно» будет свое жилье Подавляющее большинство описывает его как «квартиру, собственное комфортное жизненное пространство» (87,1%) . Значительно меньшее число респондентов считают, что это «квартира, но на ее обустройство не нужно затрачивать много усилий» (9,7%), и только 3,2% респондентов ответили, что «не обязательно иметь свою квартиру, не хочу быть привязан(а) к одному месту». Большинство респондентов (82,8%) представляют свой дом «комфортным и практичным» Незначительное число респондентов хотели бы, чтобы дом напоминал о детстве (6,3%), о событиях в жизни (4,7%), «был красивым» (4,7%) и технологичным (1,6%) . Говоря о родителях, молодые люди отмечали, что они очень заботились об уюте и комфорте жилья, посвящали этому много усилий (70%) . Только в 10% семей, по мнению студентов, считали, что «достаточно минимального комфорта, лучше потратить время и ресурсы на что-то другое»
Прямые оценки эмоциональной близости с родительской семьей характеризуют высокую степень поддержки отношений: 71% молодых людей близки с родителями («безусловно, да» и «скорее, да»); отрицательно ответили только 7%, и пятая часть ответивших (22%) затруднились ответить При этом 77% обращаются к родителям за помощью и советом в трудной жизненной ситуации («безусловно» — 50%, «скорее, да» — 27%), и затрудняются ответить только 15% . Фактологические вопросы показали достаточно тесное взаимодействие молодых людей с родителями . Например, во время обучения в школе родители помогали по предметам (57%), интересовались отметками (49%), участвовали в работе родительского комитета (19%); только у 12% опрошенных родители в школьной жизни «практически не участвовали» 74% опрошенных советовались с родителями, что делать после школы, 60% — относительно выбора факультета, 30% сделали выбор самостоятельно, и «родители их поддержали» Связь с родителями у многих молодых людей сохраняется и в период студенчества: родители «поддерживают материально» (84%), «стараются помогать, чем могут» (61%), «регулярно интересуются учебой» (60%), «периодически пытаются воспитывать» (27%) и «пытаются контролировать, как и с кем я провожу время» (13%)
На прямой вопрос относительно сходства взглядов и жизненных принципов с родительскими большинство молодых людей ответили, что «в чем-то разделяют взгляды родителей, а с чем-то не согласны» (64%) . Однако выделились группы студентов как «разделяющих большинство взглядов родителей» (их меньше всего — 14%), так и «расходящихся с ними по многим вопросам» (22%)
Применение коэффициента взаимной сопряженности Пирсона для определения взаимосвязи ответов респондентов выявило в группе молодых людей, близких с родителями, а не в целом по выборке, значимые связи желания «повторить семейную жизнь родителей» с «полнотой» семьи (х2=0,476; р=0,014) и с позитивной оценкой семейной жизни родителей (х2=0,544; р=0,001) . По параметрам «рождение детей», «распределение власти и обязанностей в будущей семье» значимой сопряженности корреспондирующих вопросов не выявлено. Интересно, что планирование поддержания в будущем отношений с родственниками, встреч «широким семейным кругом» не зависит от соответствующего поведения родителей (62% молодых людей планируют их «обязательно») . Таким образом, преемственность наблюдается скорее в стремлении повторить семейную атмосферу, модель эмоциональных взаимоотношений родителей в семьях, отношения в которых оцениваются молодыми людьми как благополучные Тогда как установки в области взаимодействия супругов и планирования жизни семьи находятся, видимо, в большей степени под влиянием изменяющихся социальных и культурных моделей
Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный для уточнения полученных результатов, подтвердил значимость фактора «близости к родителям». Его влияние обнаружилось в желании повторить семейную модель родителей, включая не только отношения в семье (F=2,980; р=0,026), но и наличие детей (F=3,370; р=0,013) При этом на желание повторить профессиональный путь родителей он не влияет
2. Жизненные модели молодых людей и факторы их дифференциации.
Факторный анализ массива данных позволил выделить пять факторов с нагрузкой от 0,798 до 0,379 (приводятся в таблице) .
Первый фактор, обозначенный как «Активная включенность в жизнь», образовали утверждения, раскрывающие активную жизненную позицию и стремление к успеху в жизни (необходимость прикладывать усилия, удовлетворение от деятельности, ориентация на хорошую работу, материальный достаток, построение счастливой семьи)
Второй фактор «Ориентация на свое поколение» объединил характеристики поколения молодых: открытость новому опыту, стремление к широкому кругу общения, ориентация на личное благополучие и карьерный рост, стремление к личному развитию
Третий фактор «Уверенность в своих силах» аккумулирует утверждения, раскрывающие специфику жизненной позиции: уверенность в себе, ориентация на новизну, готовность начать все с начала, способность меняться под влиянием условий
Четвертый фактор «Самостоятельность и автономия» указывает на эмоциональную отчужденность с семьей: родители принимают минимальное участие в жизни, отношения родителей воспринимаются как неблагополучные, взгляды и ценности с родителями различны
Пятый фактор «Поддержка семьи», наоборот, фиксирует близость с семьей: поддержка и участие родителей в школьной и студенческой жизни, оценка отношений родителей как благополучных, сходство взглядов и ценностей, опора на советы родителей, ощущение семейного круга
Последующая кластеризация выборки на основе пятифакторной модели выявила пять кластеров, представленных на рисунке Один из них (четвертый) оказался самым малочисленным (6% респондентов), в связи с чем был исключен из дальнейшего анализа Три кластера (первый, второй и третий) демонстрируют близкие отношения с семьей (положительные значения по пятому фактору), а один (пятый кластер) — высокую дистанцированность (отрицательные значения по пятому фактору)
Первый кластер объединил молодых людей с наиболее высокими среди других значениями по третьему фактору (они готовы меняться, начинать жизнь «с чистого листа») и
№ |
Название фактора |
Входящие переменные |
Факторные нагрузки |
|
Активная включенность в жизнь |
Необходимость прикладывать усилия |
0 . 788 |
Удовлетворение от деятельности |
0,759 |
||
Удовлетворение при напряжении сил |
0,754 |
||
Активная жизнь и деятельность |
0,719 |
||
Ориентация на успешность |
0,714 |
||
Ориентация на развитие потенциала |
0,694 |
||
|
Оценка поколения сверстников |
Открытость новому |
0,798 |
Стремление к широкому общению |
0,786 |
||
Ориентация на личное благополучие |
0,775 |
||
Целеустремленность |
0,749 |
||
Ориентация на карьерный рост |
0,692 |
||
Стремление к личному развитию |
0,643 |
||
|
Уверенность в своих силах |
Уверенность в своих силах |
0,534 |
Ориентация на новизну |
0,521 |
||
Настойчивость усилий |
0,339 |
||
Способность меняться под влиянием условий |
0 .451 |
||
Готовность начать все с начала |
0,478 |
||
|
Самостоятельность и автономия |
Родители принимают минимальное участие в жизни |
0,503 |
Школа практически не оказала влияние на жизнь |
0,521 |
||
Отношения родителей неблагополучны |
0,458 |
||
Взгляды и ценности различаются с родительскими |
0,379 |
||
Мобильность |
0,435 |
||
Способность мобилизоваться |
0 . 393 |
||
|
Поддержка семьи |
Поддержка и участие родителей в школьной и студенческой жизни |
0,611 |
Отношения родителей благополучны |
0,546 |
||
Совместное проведение досуга в семье |
0,513 |
||
Сходство взглядов и ценностей с родителями |
0,482 |
||
Опора на родителей, их советы |
0,426 |
||
Ощущение семейного круга |
0,379 |
по пятому фактору (они близки с родителями, стараются с ними советоваться, ориентированы на них) . Это группа молодых людей (21% выборки), наиболее эмоционально близких с родителями . В интервью большая часть из них отмечает совместное проведение в детстве досуга с родителями; до сих пор практически у половины из них родители продолжают интересоваться учебой . Именно молодые люди этого кластера отмечают, что через десять лет у них обязательно будет счастливая семья, и они обязательно будут собираться семейным кругом . Однако, интересно отметить, что при эмоциональной близости с родителями, ориентации на традиционные ценности — поддержку семьи и планирование создания собственной семьи — в области личностного и профессионального самоопределения они демонстрируют приверженность взглядам своего поколения — готовность к изменению себя и «необязательность» наличия статусной работы и материальной обеспеченности Среди них больше тех, кто приехал на учебу в Петербург из других регионов России .
Во второй кластер вошли наблюдения с минимальными значениями по первому фактору (молодые люди с пассивной жизненной позицией, которые не готовы «вкладываться» в себя и свою жизнь) и положительными значениями по пятому фактору (поддержка родителей) (19% выборки) . Они в основном живут в Петербурге (0,004) (здесь и далее в скобках приводится степень значимости различий между кластерами по критерию хи-квадрат Пирсона) . Как и у молодых людей из первого кластера, у большей половины из них родители продолжают регулярно интересоваться учебой (0,010) . Однако эта близость слабо отражается на планах по созданию семьи (значительная часть отмечает, что через 10 лет у них «необязательно» будет счастливая семья (0,048)), выстраивании близких отношений, достижении материального достатка и построении карьеры При этом они все-таки хотели бы через 10 лет собираться семейным кругом Таким образом, главной характеристикой респондентов второго кластера является ориентация на жизнь «по течению», отсутствие желания «вкладываться» в жизнь, а близость с родительской семьей проявляется в желании оставаться внутри семьи, поддерживать близкие отношения и получать поддержку
Третий кластер образован наблюдениями с наиболее высокими значениями по первому фактору (активная включенность в жизнь) и четвертому фактору (самостоятельность и автономность), но сниженными — по третьему фактору (готовность к изменениям и уверенность в себе) (31% выборки) Социально-демографический анализ показывает, что молодые люди из третьего кластера в основном приехали из регионов России; чаще они — единственные дети в семье (0,003) . Большая часть из них демонстрирует близость с родителями (достаточно высокие значения по пятому фактору), что, как и у респондентов первого кластера, отражается на планах по созданию счастливой семьи и активном желании собираться семейным кругом (0,000) . Однако, в отличие от первого и второго кластера, они сильно сфокусированы на карьерном росте, статусной работе и материальном достатке . Можно сказать, что представители этого кластера опираются в своих жизненных моделях на традиционные ценности, независимо от сферы активности
Пятый кластер имеет наиболее низкие значения по пятому фактору (респонденты максимально дистанцированы от семьи и не ориентируются на ее поддержку) (23% выборки) Одновременно они демонстрируют большую уверенность и готовность к изменениям, чем респонденты, вошедшие во 2, 3 и 4 кластеры, готовность проявлять максимальную самостоятельность Социально-демографические характеристики представителей кластера свидетельствуют, что эти молодые люди вместе с родителями переезжали в другой город (0,001) и меняли школу, но вызвано это было сменой места жительства (0,000) Они указывают, что родители им не помогали с учебой (0,000), а совместное проведение досуга было редким (0,013) . В то же время больше половины из них советовались с родителями . Эта дистанцированность от родительской семьи не могла не сказаться на жизненной модели построения близких отношений . Половина респондентов считают, что через 10 лет у них «необязательно» будет счастливая семья (0,037); большинство, скорее всего, не будут собираться семейным кругом (0,000) .
При этом они в наибольшей степени из всей выборки ориентированы на собственные усилия (0,014), материальный достаток (0,000) и карьерный рост (0,001)
Выводы
Исследование жизненного сценария в сфере близких отношений на основе конструкта «жизненная модель» позволило описать базовые характеристики представлений молодых людей относительно выстраивания своей жизни в сфере близких отношений, выявить их дифференциацию и сравнить с представлениями молодых людей о модели родительской семьи
Полученные данные показывают, что примерно две трети опрошенных демонстрируют актуальную потребность в установлении и поддержании отношений с близкими людьми, создании собственной семьи; представляют желаемое распределение власти в будущей семье как равноправное, а распределение обязанностей — как эгалитарное; ощущают потребность в стабильном комфортном удовлетворяющем пространстве своего будущего дома (квартиры) . У остальных молодых людей либо имеются другие представления о семейной жизни (например, «традиционное» распределение обязанностей супругов или, наоборот, отражение сегодняшних ценностей в желании мобильности без привязки к стабильному жилью), либо наблюдается откладывание планов во времени
Характеристики жизненных моделей молодежи связаны со степенью близости с родительской семьей, причем как в плане эмоциональной близости, подтверждаемой большинством опрошенных, так и в плане разделения жизненных ценностей и взглядов, в отношении которых выборка более дифференцирована Преемственность жизненных моделей обнаруживается в желании воспроизвести родительскую модель эмоционально близких отношений в семьях, отношения в которых оцениваются молодыми людьми как благополучные, тогда как установки в области взаимодействия супругов и планирования жизни семьи, а также профессионального самоопределения, понимания жизненного успеха, построения карьеры находятся, видимо, в большей степени под влиянием изменений, происходящих в обществе
Выявление пяти вариантов жизненных моделей молодежи подтвердило принципиальное значение близости с родительской семьей, ее влияние на выстраивание жизненного сценария в сфере близких отношений При этом опора на ценности поколения родителей, поддержка семьи могут способствовать формированию как активных жизненных моделей, основанных на реализации себя, так и пассивных, основанных на реактивном выстраивании жизненного сценария (жизнь «по обстоятельствам») . В то же время дистанцированность с родительской семьей практически не сказывается на степени активности жизненной позиции, но ведет к отсутствию потребности в создании семьи и поддержании близких отношений с родственниками Полученные нами результаты имеют принципиальное значение как для теории, так и для психологической практики В общетеоретическом плане использование конструкта «жизненная модель» операционализирует понятие жизненного сценария, позволяет выделить эмпирические референты активности человека в разных сферах жизнедеятельности, создает условия для методической разработки инструментария, направленного на изучение механизмов внутрипоколенной и межпоколенной трансмиссии. Практическая ценность эмпирических данных состоит в структурном и смысловом описании жизненных ориентиров молодежи и их родителей, возможности их сопоставления на уровне общественных трансформаций и семейных отношений Тот факт, что одни и те же процессы — опора на ценности поколения родителей, поддержка семьи — могут способствовать формированию как активных жизненных моделей, так и пассивных, позволяет глубже понимать причины трудностей молодых людей, демонстрирующих желания на уровне убеждений, но имеющих проблемы в реализации собственных планов и целей
[Асмолов] Москвичева Наталья Львовна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВПО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия . E-mail: n . moskvicheva@spbu . ru
[Берн, 2003] Реан Артур Александрович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения института образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия . E-mail: arean@hse . ru
[Буровихина] Костромина Светлана Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии, ФГБОУ ВПО СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия . E-mail: s . kostromina@spbu . ru
[Варга, 2012] Гришина Наталия Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВПО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия . E-mail: n ,v.grishina@spbu . ru
[Верещагина] Зиновьева Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВПО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия . E-mail: e . zinovieva@spbu . ru
[Григорова] Moskvicheva Natalia Lvovna, PhD in Psychology, Associate Professor, St. Petersburg State University, St . Petersburg, Russia. E-mail: n . moskvicheva@spbu . ru
[Гришина] Rean Artur Alexandrovich, PhD in Psychology, Professor, Head of the Laboratory for Prevention of Asocial Behavior of the Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia . E-mail: arean@hse . ru
[Докучаева] Kostromina Svetlana Nikolaevna, PhD in Psychology, Professor, Head of the Department of Personality Psychology, St . Petersburg State University, St. Petersburg, Russia . E-mail: s . kostromina@spbu . ru
[Изотова, 2017] Grishina Natalia Vladimirovna, PhD in Psychology, Professor, St. Petersburg State University, St . Petersburg, Russia E-mail: n v grishina@spbu ru
[ Карпова] Zinovyeva Elena Viktorovna, PhD in Psychology, Associate Professor, St . Petersburg State University, St. Petersburg, Russia . E-mail: e . zinovieva@spbu . ru
Литература
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2015.Т.8.№ 40 (1).URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.06.2018).
- Берн Э. Люди, которые играют в игры.М.: Эксмо-пресс, 2003.576 с.
- Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестник Московского Университета.Серия 14: Психология.2011.№ 4.С.148—160.
- Варга А.Я. Системная психотерапия супружеских пар.М.: Когито-Центр, 2012.342 с.
- Верещагина М.В., Гагулаева А.А. Гендерные особенности представлений студентов о жизненном пути [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.2016.№ 1.URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24138 (дата обращения: 14.04.2019).
- Григорова Т.П. Представления студентов о семье как проявление жизненного сценария и совладания с его трудностями // Вестник Костромского государственного университета.Серия: Педагогика.Психология.Социокинетика.2016.№ 4.
- Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2011.№ 3(17).URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2011n3-17/491- (дата обращения: 12.06.2018).
- Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование.2005.№ 3.С.41—55.
- Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии.М.: Московский психолого-социальный университет, 2017.№ 1.С. 51—63.
- Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование.2013.№ 4.С.84—97.
- Ковалева Ю.В. Семья и семейные ценности — центральная тема XII форума интеллигенции стран СНГ // Институт психологии Российской академии наук.Социальная и экономическая психология.2018.Т.3.№ 1 (9).С.59—76.
- Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В., Москвичева Н.Л. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник Санкт-Петербургского университета.Психология.2018.Т.8.Вып.4.С.341—357.
- Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Особенности мотивации брачно-семейных отношений у представителей разных поколений // Вестник Омского университета.Серия «Психология».2010.№ 2.С.39—51.
- Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Резниченко С.И., Хачатурова М.Р. Дом и его обитатели: психологическое исследование.М.: Памятники исторической мысли, 2018.293 c.
- Мдивани М.О. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии.2006.№ 4.С.146—151.
- Реан А.А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал.2017.Т.14.№ 1.С.62—76.
- Erskine R.G. (Ed.) Life Scripts: A transactional analysis of unconscious relational patterns.London, England: Karnac Books, 2010.312 p.
- Gibson G.W., Greenwood R.A., Murphy E.F. Generational Differences In The Workplace: Personal Values, Behaviors, And Popular Beliefs // Journal of Diversity Management.2009.№ 4 (3).P.1—8.
- Zinovieva E.V., Kazantseva T.V., Pleshkova A.N., Kostromina S.N.The quality of paternal relationship in modern Russia // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: EpSBS ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education.V.XLIII.№ 33.P.248—256.
- Kostromina S., Moskvicheva N. Parents’ readiness for social partnership with teachers // 9th International technology, education and development conference (INTED 2015).2015.P.1948—1956.
- Vaterlaus J.M., Jones R.M., Tulane S.Perceived differences in knowledge about interactive technology between young adults and their parents // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace.2015.№ 9 (4).Article 3.doi: 10.5817/ CP2015-4-3
- White A., Storms G., Malt B.C., Verheyen S. Mind the generation: Differences between young and old in everyday lexical categories // Journal of Memory and Language.2018.Vol.98.P.12—25.doi: 10.1016/j.jml.2017.09.001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3038
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 1661
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 16