Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников 84

Карабанова О.А., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, okarabanova@mail.ru

Аннотация

Рассматривается возрастно-специфическая форма психологического благополучия в младшем школьном возрасте как результат освоения ребенком новой социальной позиции и роли ученика, составляющих содержание психологической адаптации ребенка к школе (К. Рифф).Исследование было направлено на изучение условий психологической адаптации ребенка к школе как процесса, обеспечивающего психологическое благополучие младшего школьника. В задачи исследования входило: изучить характер и динамику адаптации первоклассников к школе, провести сравнение особенностей представлений учителей и родителей об успешности адаптации к школе, определить характер связи успешности психологической адаптации к школе с особенностями внутренней позиции школьника, связи типа семейного воспитания и успешности психологической адаптации к школе. Выборку составили 122 первоклассника (7—8 лет) и 110 родителей первоклассников. Эмпирически доказано, что все составляющие психологического благополучия младшего школьника — позитивные отношения в форме сотрудничества в совместной учебной деятельности с учителем и сверстниками, самопринятие, выражением которого является внутренняя позиция школьника как самоидентификация с социальной ролью ученика; компетентность как владение средствами учебной деятельности и автономность как ее самостоятельная реализация, значимые цели в форме осмысленного принятия целей учебной деятельности, личностный рост, отражаемый в содержании и темпе индивидуального прогресса в личностной и метакогнитивной сфере развития связаны с психологической готовностью учителей и родителей к перестройке своих отношений с ребенком и созданию адекватных форм учебного сотрудничества. Установлено, что дисгармоничные типы семейного воспитания препятствуют психологической адаптации ребенка к школьному обучению.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В концепции К. Рифф (С. Ryff) психологическое благополучие рассматривается как направленность человека на позитивную реализацию своего личностного потенциала и возможностей и удовлетворенность собственной жизнью. Структуру психологического благополучия образуют шесть личностных факторов, прямо определяющих как субъективное эмоциональное благополучие, так и личностное развитие.

Литература
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред.Д.И.Фельдштейна.3-е изд.М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001.352 с.
  2. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии.2007.Том 2.№ 4.С.40—56.
  3. Лубовский Д.В. Особенности внутренней позиции учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности // Психологическая наука и образование.2009.№ 2.С.33—40.
  4. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации: дисс….канд.психол.наук.М., 1994.201 с.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.М.: Просвещение, 1983.96 с.
  6. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе // Сборник научных трудов / Под ред.И.В.Дубровиной.М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.С.59—71.
  7. Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь.М.: Генезис, 2003.104 с.
  8. Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д. и др. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность.Творчество.Образование.Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина) // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 3.С. 5—30.doi: 10.17759/chp.2018140302
  9. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология.2006.№ 4.С. 61—73.
  10. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.224 с.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск: Пеленг, 1993.268 с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.560 с.
  13. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология.2016.Том 12.№ 3.С.93—112.doi: 10.17759/ chp.2016120306
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.СПб.: Питер, 2008.672 с.
  15. Ashby F.G., Isen A.M. & Turken A.U. A neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition // Psychological Review.1999.№ 106.P.529—550.
  16. Bryant F.B., Veroff J. The structure of psychological well-being: A socio-historical analysis // Journal of Personality and Social Psychology.1982.№ 43.P. 653—673.
  17. Fredrickson B.L., Joiner T. Positive emotions trigger upward spirals toward emotional well-being // Psychological Science.2002.№ 13.P.172—175.
  18. Isen A.M., Daubman K.A., Nowicki G.P. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology.1987.№ 17.P. 107—112.
  19. Lucas R.E., Diener E., Suh E. Discriminant validity of well-being measures // Journal of Personality and Social Psychology.1996.№ 71.P.616—628.
  20. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995.№ 50.P. 1192—1198.
  21. Shmotkin D. (1998). Happiness in the face of adversity: Reformulating the dynamic and modular bases of subjective well-being // General Psychology Review.1998.№ 9.P.291—325.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика