Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования 75

Рябкова И.А., старший научный сотрудник отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ibaladinskaya@gmail.com
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Шеина Е.Г., старший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, leshgp@gmail.com

Аннотация

Статья является частью цикла исследований, посвященных наблюдению за свободной игрой дошкольников с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. Здесь представлены результаты наблюдений игры с предметами оперирования. Показана динамика игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет). Отмечается, что в двух младших группах ролевые переименования встречаются крайне редко и сопровождаются игровыми действиями, в то время как внешность в связи с ролью дети не изменяют. После 5 лет число переименований резко увеличивается — две трети детей называют себя ролевым именем, многие наряжаются, и подавляющее большинство играет в роли. В возрасте 6 лет наблюдается незначительный спад количества детей с ролевыми переименованиями и незначительное увеличение числа детей, изменяющих внешность, по сравнению с детьми 5 лет. В среде с предметами оперирования роль возникает в ответ на игрушки, что существенно отличается от того, как появляется роль в среде с полифункциональными материалами. Авторами перечисляются роли, которые звучали в игре с предметами оперирования.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01226).

Фрагмент статьи

В статье представлены очередные данные, полученные в цикле исследований с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. В отечественной традиции за единицу сюжетно-ролевой игры принимается роль.

Литература
  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.416 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966.№ 6.С.62—77.
  3. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой.М.: Элти- Кудиц, 2003.
  4. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников.М.: ЛИНКА-пресс, 2016.256 с.
  5. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.96 с.
  6. Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред.Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко.М.: Педагогика, 1987.
  7. Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет.М.: Высшая школа психологии, 2005.141 с.
  8. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 3.С.12—19.doi:10.17759/psyedu.2018100302.
  9. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.75—84.doi:10.17759/pse.2018230607
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.
  11. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.
  12. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого- педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии.2008.№ 1.C.16—25.
  13. Трифонова Е.А. Режиссерские игры дошкольников.Часть 1.Организация в условиях детского сада.М.: Национальный книжный центр, 2017.256 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.300 c.
  15. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.М.: Просвещение, 1976.96 c.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика