Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивационно-эмоциональное отношение к учебе старшеклассников различного пола и возраста 56

Вартанова И.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, iivart@mail.ru

Аннотация

Изучались половые и возрастные особенности эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни. С помощью факторного анализа оценок 10 объектов школьной жизни по системе 25 пар прилагательных в соответствии с методикой Семантического дифференциала автор определял структуру эмоционально-мотивационного профиля обучающихся школьного возраста. Анализ проводился отдельно для каждой из четырех групп школьников (двух школ г. Москвы с традиционной парадигмой обучения): младшие группы (8—9 классы, 14—15 лет) мальчиков (55) и девочек (57), старшие группы (10—11 классы, 16—17 лет) мальчиков (96) и девочек (100).Это позволило выявить и описать структуру и качественную специфику эмоционального отношения старшеклассников разного пола и возраста. Установлено, что с возрастом наблюдаются тенденции к дифференциации и трансформации смыслового содержания некоторых мотивов — для мальчиков в сфере самоутверждения, а для девочек в сфере аффилиативно-статусной мотивации. Мотивация долженствования (учеба как необходимый труд) оказалась в большей степени сходной для групп мальчиков и девочек и незначительно изменяется при взрослении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие «мотив» занимает особое место среди ключевых психологических понятий. Как предмет потребности он предполагает наличие двух диалектически единых полюсов — предметности как движущей силы активности и пристрастности, определяющей процесс смыслообразования.

Литература
  1. Берн Ш. Гендерная психология: Пер.с англ.М.: Прайм-Еврознак, 2004.320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2009.400 с.
  3. Вартанов А.В., Вартанова И.И. Онтогенез восприятия и категоризации эмоций // Вестник РГНФ.2004.№ 3.C.197—207.
  4. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.C.63—70.doi:10.17759/pse.2017220307
  5. Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации // Культурно-историческая психология.2018.Том 14.№ 2.С.77—85.doi:10.17759/chp.2018140208
  6. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред.А.В.Запорожца, В.П.Зинченко и др.М.: Изд-во МГУ, 1983.C.191—200.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб.: Питер, 2001.752 с.
  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010.511 с.
  9. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику.Исследование форм репрезентации в обыденном сознании.М.: Изд-во МГУ, 1983.175 с.
  10. Пономарева М.С. Возрастно-половые особенности эмоциональности школьников 9—17 лет и ее восприятие учителями: Дис....канд.психол.наук.СПб., 2005.159 с.
  11. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии.2015.№ 3.С.3—15.
  12. Dweck C.S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I.Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology.1978.V. 11.P.147—156.
  13. Vartanova I.I. Motivations of high school students of different sex and age // Psychology in Russia: State of the Art.2018.Vol.11, no.3.P.209—224.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика