Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7620Ключевые слова 18363 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Межличностные супружеские отношения и удовлетворенность браком женщин-педагогов, воспитанных в неполных семьях 1141

Бурыкина М.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета, Брянск, Россия, mabur03@yandex.ru

Аннотация

В статье предлагаются некоторые теоретические обобщения достижений в решении проблемы межличностных отношений и удовлетворенности браком в семье. Особое место отводится женщинам-педагогам, воспитанных в неполных семьях. Исследование показало, что большая половина женщин из неполных семей имеют потребность в зависимости от других людей, они нуждаются во внешнем контроле, для них принятие решений – трудная задача. К особенностям выстраивания отношений женщин с мужьями относится их стремление компенсировать имеющиеся недостатки в общении с окружающими людьми, включая своих воспитанников. Неудовлетворенные супружеством женщины независимо от типа семьи очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. Удовлетворенные браком женщины из полных семей чаще, чем супруги из неполных семей, стремятся с окружающими устанавливать близкие эмоциональные отношения. Изучение рефлексивного опыта женщин, обращенного к оценке собственных семейных отношений, станет сильным побудителем в переосмыслении содержания и форм работы с родителями своих воспитанников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Межличностные отношения можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором их реальная и идеальная формы фактически совпадают (тождественны друг другу), в отличие от внешнего действия, где эти формы разведены. Выделяют три основных вида межличностных отношений.

  1. Познавательные отношения — другой как предмет восприятия, понимания, познания (А. А. Бодалев) [3]. 
  2. Эмоциональные отношения (или аттракции) — другой как предмет симпатии. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств, их соотношения, развития у объекта и субъекта симпатии. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии понимаются внешние характеристики (привлекательность, общительность и т. д.) либо социально-ролевые показатели (статус, профессия, образование, компетентность). 
  3. Практические отношения — другой как предмет воздействия. Г. А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого:

1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная);

3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая) [4].

Супружеские отношения – это отношения двух взрослых людей противоположного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и добровольно выбравших друг друга для совместной жизни и личностного развития каждого. В рамках семейных взаимодействий – супружеские отношения имеют общий признак: высокая степень удовлетворенности базовых потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Также им присущи максимально адекватное восприятие друг друга и взаимопонимание, совпадение ценностей, совместные идеи, мысли у супругов, родителей и детей, гармоничное распределение власти (эгалитарность или ответственность мужа за семью), терпимость к разногласиям, открытость в обсуждении.

Немногие авторы обращались к проблеме исследования супружеских отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой точки зрения на данную проблему.

Удовлетворенность рассматривается и как рефлективная оценка прошлого и настоя-щего положения дел (М. Аргайл), и как стимул, обладающий приятными или желательными свойствами, определяющийся операционально как источник удовлетворения, как стимул, к которому организм стремится или научается некоторому поведению, чтобы его получить (Э. Торндайк).

Л. Б. Шнейдер, анализируя основные подходы к проблеме удовлетворенности браком, уточняет, что для человека, как существа социального, центральной потребностью стала потребность в присоединенности, т. е. побуждении завязывать отношения, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности — это вступление в брак [7].

Удовлетворенность браком является одним из параметров, характеризующим супружеские отношения. С этим мнением согласны достаточное число исследователей личностных и внутриличностных факторов удовлетворенности браком: Ю.Е Алешина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И Захаров, Г. Навайтис, Н. Римашевская, Д. Ванной, Л.Б. Шнейдер, и др. Исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество супружеских взаимоотношений. Нормальные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствия друг другу во всех видах внутрисемейных взаимодействиях.

Литература
  1. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс… канд. психол. наук. М., 1995.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1.
  4. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
  5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой, Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова. М., 2002.
  7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений // Курс лекций. Учебное пособие для студентов – психологов. М., 2000
По этой теме ищут:

Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика