Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема асимметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии 801

Дмитриева Л.Г., доцент кафедры общей психологии Восточного института экономики гуманитарных наук, управления и права, Россия, dmitrievalg@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется асимметричность диалога. Теоретические положения подтверждаются эмпирическими данными. Получены факторы неравновесности и асимметричности психологических позиций и скованности в общении. Автор доказывает, что реальное диалогическое взаимодействие основывается не только на взаимодействии, но и на воздействии, ориентированном на развитие личности учащегося и перевод его на позицию субъекта. Феномен асимметричности психологических позиций исследуется автором в разных психологических теориях, таких как теория когнитивного диссонанса, психосемантический подход и психология понимания. Доказывается актуальность этого психологического явления в диалоге, так как реальность диалогических взаимодействий открыта для сотрудничества и разрешения возникающих в диалоге противоречий. Асимметричность диалога является одной из важных характеристик субъект-субъектного взаимодействия, которое в реальной ситуации общения неравновесно, определяется личностными смыслами и трудностями в установлении контактов. Тем не менее, субъект способен преодолеть негативные проявления межличностных взаимодействий и сформировать готовность к диалогу, в которой проявляются гибкость во взаимодействиях и социальная компетентность.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной практике образования наиболее востребовано субъект-субъектное взаимодействие. Его основой являются диалог и диалогическое взаимодействие.

Диалогическое взаимодействие - многоплановый процесс, включающий в себя взаимообусловленные, педагогически целесообразные и согласованные действия педагога и учащегося, которое заключается в развитии личности последнего [13;11;1;8; 9; 6]. Существуют общепринятые характеристики диалогического взаимодействия, в структурные компоненты которого традиционно входят сотрудничество и равенство психологических позиций. Однако всякое взаимодействие – это изменение состояния взаимодействующих объектов, что предполагает асимметричность и неравновесность диалога.

Под асимметрией диалога в психологии понимается несоразмерность психологических позиций, которая обусловлена воздействием участников диалога друг на друга.

Неравновесность психологических позиций зависит от реального, происходящего «здесь и сейчас» процесса взаимодействия. Взаимное воздействие людей друг на друга –обязательный элемент любой совместной деятельности. Стремясь к равновесию, тем не менее, невозможно отмерять отклонение чаши весов в ту или другую сторону [10]. Реальный диалог, как и сама психическая реальность, – полифоничен. В диалоге есть все: и манипуляция, и маски, и формальное общение [3]. В любом диалогическом взаимодействии есть феномен неравновесности. В общении «центр тяжести» диалога переходит то к одной, то к другой стороне. Диалогическое взаимодействие не просто происходит, оно постоянно рождается.

Эффект незавершенности приводит к актуализации побуждений искать средства реализации, завершенности идей, равновесности (прегнантности). А это значит, что тот, у кого есть аргументы, воздействует на диалог и процесс поиска истины. Характеризуя диалогическое взаимодействие с точки зрения равенства психологических позиций, Л. А. Петровская в то же время говорит об обоюдной активности сторон в процессе общения (а это уже неравновесность и асимметрия), при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую [8]. В психологических источниках нет достаточной четкости в интерпретации соотношения понятий взаимодействие и воздействие.

Термин воздействие рассматривается двояко:

  1. он связан с авторитарной педагогикой [5] 
  2. интерпретируется как гибкое педагогическое взаимодействие, связанное с развитием личности ребенка с целью перевода его на позицию субъекта.

Основания для выделения феномена асимметрии мы находим в разных психологических направлениях: в теории когнитивного, учении о доминанте, деятельностном подходе и психосемантике. С точки зрения деятельностного подхода предметы и явления фиксируются в общественном и индивидуальном сознании. В индивидуальном сознании отражается субъективное содержание предмета либо явления, так называемый личностный смысл. Этот субъективный образ рождает асимметричные позиции в диалоге.-субъектное взаимодействие. Его основой являются диалог и диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие - многоплановый процесс, включающий в себя взаимообусловленные, педагогически целесообразные и согласованные действия педагога и учащегося, которое заключается в развитии личности последнего [13;11;1;8; 9; 6].

Существуют общепринятые характеристики диалогического взаимодействия, в структурные компоненты которого традиционно входят сотрудничество и равенство психологических позиций. Однако всякое взаимодействие – это изменение состояния взаимодействующих объектов, что предполагает асимметричность и неравновесность диалога. Под асимметрией диалога в психологии понимается несоразмерность психологических позиций, которая обусловлена воздействием участников диалога друг на друга. Неравновесность психологических позиций зависит от реального, происходящего «здесь и сейчас» процесса взаимодействия. Взаимное воздействие людей друг на друга –обязательный элемент любой совместной деятельности. Стремясь к равновесию, тем не менее, невозможно отмерять отклонение чаши весов в ту или другую сторону [10]. Реальный диалог, как и сама психическая реальность, – полифоничен. В диалоге есть все: и манипуляция, и маски, и формальное общение [3]. В любом диалогическом взаимодействии есть феномен неравновесности. В общении «центр тяжести» диалога переходит то к одной, то к другой стороне. Диалогическое взаимодействие не просто происходит, оно постоянно рождается. Эффект незавершенности приводит к актуализации побуждений искать средства реализации, завершенности идей, равновесности (прегнантности). А это значит, что тот, у кого есть аргументы, воздействует на диалог и процесс поиска истины. Характеризуя диалогическое взаимодействие с точки зрения равенства психологических позиций, Л. А. Петровская в то же время говорит об обоюдной активности сторон в процессе общения (а это уже неравновесность и асимметрия), при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую [8].

В психологических источниках нет достаточной четкости в интерпретации соотношения понятий взаимодействие и воздействие. Термин воздействие рассматривается двояко:

 1) он связан с авторитарной педагогикой [5] и

 2) интерпретируется как гибкое педагогическое взаимодействие, связанное с развитием личности ребенка с целью перевода его на позицию субъекта. Основания для выделения феномена асимметрии мы находим в разных психологических направлениях: в теории когнитивного, учении о доминанте, деятельностном подходе и психосемантике. С точки зрения деятельностного подхода предметы и явления фиксируются в общественном и индивидуальном сознании. В индивидуальном сознании отражается субъективное содержание предмета либо явления, так называемый личностный смысл. Этот субъективный образ рождает асимметричные позиции в диалоге.

Литература
  1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
  2. Братченко С. Л. Психологи в мире диалога // Человек в мире диалога: Тезисы докл. и сообщ. Всесоюзн. конф. Л., 1990.
  3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  4. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказываний в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002.
  5. Ляудис В. А. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы воздействия учителя и учащихся. М.,1980.
  6. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
  8. Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение - диалог// Вопросы психологии. 1983. №2.
  9. Петровский В. А. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2004.
  10. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М., 1981.
  11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  12. Шацкий С. Т. Избранные педагогические соч. - В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика