Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Проблема детского понимания смерти
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: понимание смерти, психологические защиты
Рубрика издания: Психология развития
Для цитаты: Гаврилова Т.А. Проблема детского понимания смерти [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Gavrilova (дата обращения: 23.11.2024)
Полный текст
Несмотря на факты явной «танатизации детского сознания» [1] и «танатологический ренессанс» [2] в российской науке последних лет, исследования детского понимания смерти у нас пока не разворачивались сколь-нибудь систематическим образом. Между тем отсутствие научно обоснованных данных о том, когда и как дети «открывают» смерть и как это влияет на их жизнь и развитие, затрудняет решение многих практических и теоретических вопросов. В данной статье предлагается обзор англоамериканских исследований детского понимания смерти, традиции в проведении которых насчитывают уже более 50 лет.
Внешние проявления смерти (полное прекращение физиологического функционирования, невозможность коммуникации, постепенное разложение тканей тела и т. п.) являются предметом изучения естественных наук. Там, - и прежде всего в биологии, - смерть рассматривается как момент неизбежного завершения любой жизни, сопровождаемый необратимым разрушением тела и остановкой его функций. Эти проявления могут быть достаточно достоверно зафиксированы и объективно описаны. Субъективная же сторона феномена смерти в силу ее гносеологической нерепрезентируемости [3] познается при помощи иных когнитивных механизмов. И прежде всего, - посредством механизма аналогии. Например, идущих еще с древних времен аналогий смерти со сном или с превращением (метаморфозом). Еще З. Фрейд обратил внимание, что такие аналогии слишком поверхностны даже для маленького ребенка, и в качестве наиболее вероятной аналогии смерти в детском ее понимании он рассматривал переживания, связанные с потерей любви (отделением и наказанием - кастрацией) [6, с.53 -54]. И доказывал, что понимание смерти в таком смысле представляется доступным детям уже на самых ранних ступенях развития и сохраняется на протяжении всей жизни. Точка зрения Фрейда, впрочем, как известно, основывалась только на весьма умозрительных доводах и не была скольнибудь надежно обоснована им даже клиническими фактами, не говоря уже о каких бы то ни было эмпирических данных.
Пионером эмпирического изучения детского понимания и отношения к смерти считается англичанка Сильвия Энтони (Antony) [8], которая в 1937-1939 годах провела клинико-психоаналитическое исследование того, как дети разного возраста, уровня умственного развития и психиатрического статуса открывают для себя смерть.
Используя метод завершения историй и специально организованные наблюдения за детьми в семейной обстановке, Энтони пришла к выводу о том, что становление представлений о смерти и отношение к ней не может быть привязано к каким-то хронологическим возрастам и оно может иметь различную динамику, как постепенную, так и лавинообразную. Все зависит от развития умственных способностей и опыта столкновения со смертью в своем окружении. Определенная последовательность в этом становлении может быть прослежена, но и ее нарушение не означает отклонения в развитии, а лишь то, что «имеется множество вариаций в поведении детей в этом отношении» [там же, с. 148]. Единственное, что однозначно утверждается, - это то, что появление первого элементарного понятия о смерти невозможно на стадии действенного мышления, до приобретения ребенком локомоторных и хватательных умений. Начало становления понимания смерти она относит к концу оральной фазы, возрасту двух лет.
Самая ранняя форма понятия смерти, по наблюдениям Энтони, имеет оральносепаративный характер, в том смысле, что ребенок может понять смерть как акт проглатывания - выплевывания или как сепарацию людей друг от друга. Эмоциональным сопровождением такого понятия, по ее мнению, выступает скорее печаль, а не тревога. Более зрелой формой детского понятия о смерти выступает у нее понимание смерти как конечного события, вызываемого физической агрессией, и уже эта форма понимания сопровождается четко прослеживаемым страхом.
Обращаясь к вопросу о понимании личной смертности, Энтони заключает, что его не следует отделять от понимания смерти как таковой, т. е. от осознания смертности других людей или животных. Она пишет о присущей, на ее взгляд, детскому мышлению «тенденции к концептуальным колебаниям» - перемене позиций действия от прямого к обратному. Например, маленький ребенок еще до того как он начал ходить и говорить, после принятия печенья от матери может спонтанно предложить его ей обратно. Поэтому, считает Энтони, для ребенка является совершенно естественным переключить внимание от понятия «Он мертв» к понятию «Я мертв» и наоборот. Развитие этих понятий не является независимым друг от друга, считает она. Всякий раз, когда мысль о смерти входит в его сознание, она затрагивает обе эти ориентации [там же, с. 51].
Другим первооткрывателем детского понимания смерти считают Марию Нэджи (Nagy) [24], которая представила результаты своего, - более структурированного и масштабного - исследования через 9 лет после Энтони. Она изучила рисунки и ответы на вопросы о смерти 378 будапештских детей в возрасте от 3 до 10 лет и в целом подтвердила основные выводы Энтони. Она также сделала вывод о зависимости понимания смерти от хронологического возраста детей и выделила три стадии в развитии детского понимания смерти. Впоследствии наличие таких стадий было подтверждено другими исследователями, хотя в последнее время они и подвергаются критическому пересмотру.
На I стадии (до 5 лет) дети считают, что смерть не является окончательной и понимают ее как сон, отъезд или другие состояния временного ограничения функционирования. Пятилетние дети знают, что смерть связана с «отделением», но верят, что мертвый продолжает жить где-то. Смерть, таким образом, не изменяет бытие умершего, а скорее - изменяет жизнь тех, кого он покинул, так как они не имеют возможности общаться с ним.
II стадия (6-9 лет): на этой стадии дети начинают понимать конечность смерти, но не понимают ее неизбежности и подлинной причинности. Она представляется как конечное событие, которого можно избежать и которое происходит исключительно от внешних причин. На этой стадии появляются персонификации смерти, то есть она представляется неким существом (скелетом, ангелом, монстром, клоуном), приносящим смерть.
III стадия (после 9 лет) характеризуется Нэджи осознанием детьми того факта, что смерть не только конечна, необратима, но и неизбежна. Такое понимание смерти рассматривается ею как практически не отличающееся от взрослого и потому данная стадия определяется ею как заключительная в развитии понимания смерти.
Примерно в то же время, что и Нэджи, возрастную последовательность понимания смерти детьми описал и такой известный психолог как А. Гезелл (Gessell) [13]. Эта его работа, однако, не получила такой широкой известности, как работы Энтони и Нэги в силу ее достаточно умозрительного обоснования. Но она интересна тем, что в ней разносится во времени первое понимание детьми смерти, эмоциональное отношение к ней и осознание собственной смертности. По наблюдениям Гезелла, вначале (до 5 лет) дети начинают понимать смерть неэмоционально, затем (с 6 лет) - по мере детализации понятия о смерти - возникает эмоциональная реакция на идею смерти, и только с 8 лет дети начинают верить в собственную смертность [там же, с. 411 - 413].
Конечно же, периодизации Нэги и Гезелла не выдерживают современной методологической критики уже потому, что в них не учитывается влияние каких бы то ни было факторов развития. Чего нельзя сказать о работе Энтони, которая приводила данные о том, что эмоциональное отношение к смерти может иметь место уже в двухлетнем возрасте и что понимание смерти зависит от уровня умственного развития и опыта столкновения ребенка со смертью. Впрочем, в дальнейшем проблема зависимости понимания смерти от умственного развития ребенка решалась по-разному.
Так, в 60-е годы Ада Мауэр (Mauer) [22] выдвинула оригинальную идею о том, что ребенку не нужно дожидаться развития действенного мышления для того, чтобы понять смерть. Предпосылки к формированию понятия смерти можно обнаружить уже в младенческом возрасте. Основания для этого она видит в цикличном чередовании в опыте ребенка периодов сна и бодрствования. С ее точки зрения, это чередование задает дихотомический паттерн, который позволяет оценить состояния «бытия» и «не-бытия». Более того, она обращает внимание на то, что младенец уже в трехмесячном возрасте с интересом экспериментирует с этими состояниями и выражает позитивные эмоции по поводу «бытия» (восторг) и негативные эмоции по поводу «небытия» (ужас). Например, он бросает игрушку на пол и начинает плакать; когда ему ее возвращают, он радуется, но опять бросает ее, и так до бесконечности. Чуть позже ребенок начинает убеждаться, что не все вещи возвращаются, у него появляется понимание «израсходованности» (конечности). Это также становится предметом его экспериментов и эмоций.
У коллег выводы Мауэр получили крайне полярные оценки: от полного скепсиса до полного одобрения. Небезупречность этих выводов очевидна. Почему, например, младенец не выражает неприятия сна или темноты - они ведь также представляют своеобразный паттерн «не-бытия»? Наблюдения и исследования показывают, что страхи темноты появляются впервые только в дошкольном возрасте [16]. И где основания для проведения аналогии между сном и «не-бытием»: сон является естественным состоянием и не вызывает у ребенка ужаса, чередование сна и бодрствования не сопровождается чередованием валентно альтернативных чувств. Тем не менее, несмотря на уязвимость для критики, из наблюдений Мауэр убедительно следует, что когнитивные предпосылки для понимания смерти как конечности и необратимости складываются у ребенка задолго до того, как он впервые столкнется с фактами смерти. Иначе говоря, основы понимания смерти закладываются не после, а до ее восприятия.
После работы Нэджи примерно два десятилетия интереса к детской танатической тематике не наблюдалось и продолжало бытовать мнение о том, что дети не интересуются смертью и пребывают в счастливом неведении о своей смертности. Интерес возобновляется в 70-е годы, причем становится все более распространяющимся и оформляется в отдельное направление исследований.
В это время в Англии и США поднимается волна систематических эмпирических исследований проблемы становления понимания смерти в онтогенезе. Актуальность данной тематики признается в начале для изучения эмоционального развития и психического здоровья детей, а в последние годы она становится регулярным предметом исследований у когнитивных и эволюционных психологов, продолжающих традицию, идущую от работ Ж. Пиаже по изучению таких особенностей детского мышления, как анимизм и непонимание сохранения количества (постоянства объекта).
К настоящему времени наработана определенная экспериментальная методология, которая смогла дать воспроизводимые и проверяемые результаты. Ранние исследования проводились при помощи самых разнообразным методических средств - открытых вопросов, полуструктурированных интервью, рисунков, анализа игр - и потому полученные данные было очень трудно сопоставлять друг с другом. Сейчас же используются специально организованные по определенному алгоритму беседы с детьми по поводу демонстрируемых им конкретных стимулов (живая птичка и чучело птички; фотографии живой рыбы и жареной). В ходе применения этой методологии постепенно сложилось общее представление о динамике и структуре «зрелого» понимания смерти, которое стало разделяться большинством исследователей.
Под «зрелым» пониманием смерти в англо-американских исследованиях подразумевается естественно-научное понятие о смерти, включающее, по мнению разных исследователей, несколько компонентов или субпонятий [23]; [20]; [18]; [37]; [38]. В целом можно говорить о четырех общих субпонятиях, включающих в свою очередь три частных: необратимость (irreversibility); нефункционированость (nonfunctionality), которое включает бестелесное продолжение (универсальность, включающее в себя также личную смертность (personal mortality), и старый возраст (eld age) и причинность (causality), включающую также и старый возраст). Все эти компоненты достаточно изучены, их развитию у детей посвящено более 30 различных исследований [19].
Необратимостью1 смерти заключается в том, что после смерти физическое тело не может быть оживлено [36]. Это понятие отделяется от представления о возможности духовной жизни после смерти. В ранних исследованиях полагалось, что понимание необратимости происходит легче, чем остальных [28], и появляется после пяти лет [36]. Считалось доказанным, что до этого возраста дети воспринимают смерть как нечто временное, - типа сна или отлучки [8]; [21]; [24], откуда можно вернуться либо самопроизвольно (как после сна), либо при помощи мольбы, магического или медицинского вмешательства. Более свежие исследования, похоже, опровергают это мнение и показывают, что при использовании более чувствительной, нежели вербальные опросы, методики обнаруживается более раннее понимание необратимости и достаточно четкое различение уже трехлетними детьми сна и смерти [9].
Относительно недавно было обнаружено, что понятие необратимости смерти «ухудшается» с возрастом [17]; [38].
Нефункионированностью 2 называется полное прекращение со смертью всех жизненных функций умершего. Это понятие включает три составляющих: неподвижность, отсутствие внутрителесных функций, невозможность чувствовования [18]. Развитие этого понимания у детей идет от признания остановки после смерти внешне наблюдаемых функций типа передвижения, дыхания, питания к признанию остановки внутренних, недоступных внешнему наблюдению функций типа мышления и переживания. При этом понимание прекращения внутреннего функционирования происходит гораздо раньше, чем обнаружила Нэджи и другие исследователи. Оказалось, например, что 4 - 6 летние и даже многие 3-летние дети способны различать спящих и мертвых животных [9].
Понимание остановки внутреннего функционирования может приводить к появлению представления о бестелесном продолжении функционирования. Так, в серии работ Дж. Беринг (Bering) [10]; [11] последовательно доказывается, что представления о возможности бестелесного существования после смерти не являются результатом социально-религиозного воспитания, а складываются до какого бы то ни было усвоения религиозных понятий под влиянием «когнитивной слабости» дошкольников. Дети вынуждены имитировать состояние мертвого человека, чтобы понять его. И в этой имитации они совершают ошибку, обусловленную тремя обстоятельствами. Во-первых, им труднее понять связь с телом внешне ненаблюдаемых ментальных явлений, чем связь тела и доступных внешнему наблюдению проявлений функций, и потому они ошибочно допускают сохранение в мертвом теле ментальных состояний. Во-вторых, полное отсутствие ментальных состояний, в отличие от психобиологических и перцептуальных, практически невозможно вообразить. И, в-третьих, дети могут знать из прошлого опыта, что такое «не слышать», «не видеть», «не хотеть кушать», но они принципиально не могут иметь опыт отсутствия ментальных состояний («не думать»).
В других исследованиях было показано также, что понимание нефункционированности предполагает предварительное усвоение ребенком биологического понятия о жизни вообще, о тех процессах, которые поддерживают жизнь и о различных состояниях [34]; [35].
Универсальность смерти означает, что все живущее в конечном счете умирает, что, в свою очередь, включает три связанных друг с другом измерения: всеобщность (каждое живое существо умрет), неизбежность (никто не может избежать смерти) и непредсказуемость (смерть может произойти в любой момент с любым живым существом).
Ранее в некоторых работах это понятие также называлось безвозвратностью или конечностью (finality)
Иногда этот аспект называют конечностью (finality).
Исследования обнаружили, что в течение первых пяти лет жизни дети не понимают этой универсальности; в период от 6 до 9 лет у большинства детей такое понимание появляется, но является недостаточно устойчивым, - они могут считать, что смерти могут избежать особые люди или животные («хорошие» или «счастливые»). Они также могут не понимать непредсказуемости смерти, веря в то, что смерть невозможна для детей, а только для старых людей, и только после 9 лет дети приходят к убеждению, что смерть неизбежна и непредсказуема для всех живущих [21]; [24]; [14].
Причинностью называют абстрактное и реалистическое понимание внешних и внутренних причин, вызывающих смерть. Абстрактное понимание означает понимание всеобщих причин, применимых ко всем живым существам, а реалистичность понимания заключается в том, что ребенок называет причинами смерти именно те, которые разделяются большинством взрослых людей. Например, болезнь или авария рассматриваются как реалистическая, а плохое поведение - как нереалистическая причина смерти. Исследования показывают, что понимание этого компонента является наиболее трудным для детей [37] и идет от нереалистического и конкретного понимания с внешней атрибуцией причинности к абстрактному, реалистическому с внутренней атрибуцией [18], [20].
Субпонятие «Старый возраст» означает понимание биологической последовательности рождения, роста, старения и смерти. По мнению Смилански, этот компонент естественно-научного понятия смерти полезно обособлять и анализировать отдельно, так как он помогает лучше выяснить владение детьми такими связанными с ним субпонятиями, как причинность и неизбежность [36].
Как показали исследования, каждое из рассмотренных субпонятий имеет свою логику развития и специфические детерминанты. При этом не наблюдается и их линейно прогрессивного развития. Иногда даже очень маленькие дети обнаруживают зрелое понимание смерти, а некоторые взрослые люди проявляют удивительно наивные взгляды на ее природу. Более того, есть основания говорить о тенденции к «ухудшению» понимания отдельных субпонятий на протяжении от дошкольного к юношескому возрасту [23]; [28]. Вместе с тем большинство авторов сходятся на том, что становление естественно-научного понимания смерти у западного ребенка завершается в 9 - 10 лет [37]; [38].
К настоящему времени накоплено достаточно данных о факторах развития понимания каждого из указанных компонентов понимания смерти. Прежде всего, конечно, это интеллектуальное развитие ребенка [12]; [19]; [32]; [33] и усвоение им общебиологических понятий [34]; [35]. Большое влияние оказывает и опыт непосредственного столкновения со смертью. Наименьшее влияние оказывает фактор пола [по: 29, c. 321]. При этом влияние факторов очень специфично. Так, оказалось, что на понимание абстрактных компонентов типа причинности и неизбежности ведущее влияние оказывает фактор интеллектуального развития [20]; [40], культурный и религиозный контекст; а вот понимание более конкретных аспектов, - нефункционирования и необратимости - больше зависит от непосредственного опыта столкновения со смертью [28]; [33]; [40].
Оказалось также, что понимание смерти зависит от влияния некоторых личностных факторов, и в частности - личностной тревожности, которая влияет сильнее, чем интеллект и опыт непосредственного столкновения со смертью [28]. Эти данные породили проблему: то ли тревожность «мешает» детям сформировать естественно-научное понятие смерти, то ли она «защитно» вытесняет из сознания уже сложившееся научно-естественное понимание смерти. Так, с точки зрения известного психотерапевта И. Ялома [7], дети начинают понимать смерть очень рано, но затем «обучаются» от взрослых страху и способам ее отрицания. Высокая тревожность, таким образом, может стимулировать воздвижение психологических защит, которые вытесняют тревожащую информацию из сознания, заменяя ее более утешающей.
Идея о том, что тревога и страх смерти порождают психологические барьеры на пути ее естественно - научного понимания, находит свое подтверждение и в других исследованиях. Например, в исследованиях обнаружилось, что онкологически больные дети и подростки (6 - 20 лет) в терминальной стадии болезни, когда снимаются выстраиваемые ранее психологические защиты, полностью осознавали необратимость и конечность смерти [25]; [27].
Предположение о действии на понимание смерти защитного вытеснения приводится и в исследованиях, обнаруживших тенденцию к «ухудшению» понимания смерти с возрастом [17]; [23]; [38].
Особой линией становления понимания смерти является развитие осознания личной смертности. В исследованиях этой линии выделяется три подхода. Так, большинство исследователей утверждают, что это понимание возможно только после усвоения понятия об универсальности смерти других людей и живых существ вообще [19]. Иными словами, вначале ребенок «открывает» смерть других живых существ и лишь затем - свою собственную [38].
При этом имеются некоторые расхождения относительно возраста, когда это происходит. Большинство авторов признают таким возрастом окончание детства (9 -10 лет) [18]; [19]; [38]. Имеются данные и о том, что понимание личной смертности зависит от интеллектуального развития и опыта столкновения со смертью и вполне возможно уже в шестилетнем возрасте [30]. Однако широко известна также и точка зрения Д.Элкинда (Elkind) [15], который доказывал невозможность понимания собственной смертности даже в подростковом возрасте в силу сохранения в этом возрасте остаточного познавательного эгоцентризма.
Позиция Элкинда достаточно широко признана, входит в учебники по психологии развития [4, c. 592], [5, c. 180], однако далеко не бесспорна и критикуется за слабую эмпирическую обоснованность и игнорирование значимости социокультурных факторов [31].
Второй подход к решению проблемы становления понимания собственной смертности состоит в противоположном указанному выше выводе о том, что дети вначале понимают собственную смертность, а затем уже смерть Другого. Эта точка зрения, идущая от работ А. Мауэр, не так распространена, как первая, но время от времени выдвигается отдельными исследователями [по: 29].
И, наконец, третья - также мало популярная, - точка зрения уже упоминавшейся выше С. Энтони обосновывает одновременное развитие понимания своей и чужой смертности.
В целом представленный обзор дает основания для выделения двух взаимосвязанных направлений в исследованиях детского понимания смерти. С одной стороны, это исследования возрастной динамики и факторов становления понимания смерти. С другой исследования механизмов этого понимания. Наиболее проблематичными аспектами данных исследований остаются вопросы становления в онтогенезе понимания ребенком собственной смертности, структура взаимодействия этого понимания с личностными факторами и соотношение когнитивных механизмов аналогии, имитации и усвоения понятий в процессе понимания смерти.
Большинство работ посвящено детским взглядам на смерть и меньше затрагивает подростковые и юношеские годы. Действительно, долгое время считалось, что в этих возрастах становление понимания смерти заканчивается, и оно ничем не отличается от взрослого. Сомнения в этом и исследования начали возникать только в конце 80-х годов [21]; [26]. Рассмотрение этих работ - тема отдельной статьи, но есть все основания утверждать, что понимание смерти не завершается с окончанием детства и продолжает развиваться в соответствии с общей логикой психологического развития и индивидуальными особенностями жизненного пути личности.
Литература
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1.
- Варава В. В. Современная российская танатология (опыт типологического описания) [Электронный ресурс] // Credo new. 2005. № 3. Режим доступа: http://www.credonew.ru/credonew/03 05/2htm
- Демичев А. В. Философские и культурологические основания танатологии. Автореф. дисс… докт. филос. СПб., 1997.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
- Фрейд З. Страх. М., 1927
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.
- Antony S. The discovery of death in childhood and after. N.Y., 1972.
- Barrett C., Behne T. Children’s understanding of death as the cessation of agency: a test using sleep versus death // Cognition. 1–16 // Mode acess.: www.elsevier.colocate/COGNT. 2004.
- Bering J. M. The folk psychology of souls // Behavioral and brain sciences. V. 29.
- Bering J. M. Bjorklund D.F. The natural emergence of reasoning about the afterlife as a developmental regularity// Devel. Psychol., 2004.
- Corr C. A., Corr D.M. (Eds.) Handbook of childhood death and bereavement. N.Y., 1996.
- Gessell A., Ilgs F. L., Ames L.B. The child from 5 to 10. N.Y., 1977.
- Grollman E. A. Bereaved children and teens: A support guide for parents ans professionals. Boston, 1995.
- Elkind D. Egosentrism in adolescence // Child Development. V. 13., 1967.
- Encyclopedia of death / Ed. By R.Kastenbaum a. B.Kastenbaum. Phoenix (Ariz) : Oryx Press,1989.
- Harris P. L., Gimenez M. Children’s acceptance of conflicting testimony: The case of death // J. of Cognition and Culture. 2005. V. 5.
- Kane B. Children’s concept of death // J. Gen. Psychol. 1979. V. 134.
- Kenyon B. L. Current research in children's conceptions of death: A critical review // Omega. J. Death and Dying. N 1. 2001.
- Koocher G.P. Childhood, death and cognitive development // Devel. Psychol. 1973. V.9.
- Lonetto R.,Templer D. I. Death anxiety. N.Y., 1986.
- Mauer A. Maturation of concepts of death // Brit. J. Medicine and Psychol., 1966. V.39.
- McIntire M.D., Angle C.R., Struempler L.I. The concept of death in Midwest children and youth //Am. J. Diseases of Children. 1972. V. 123.
- Nagy M. The child’s view of death // J. Gen. Psychol. 1948. V.73.
- Nitschke R., Humphrey G.B., Sexauer C.L., Wunder S., Jay S.M. Therapeutic choices made by patients with end-state cancer // J. of Pediatrics. 1982. V.101.
- Noppe L. D., Noppe I. C. Dialectical themes in adolescent conceptions of death // J. Adolesc. Res. 1991. V. 6.
- O’Halloran C.M., Altmaier E.M. Awareness of death among children: does a life-threatening illness alter the process of discovery // J. Counseling & Devel. 1996. V.74.
- Orbach I., Gross Y., Glaubman H., Berman D. Children`s perception of various determinants of death concept as function of intelligence, age, anxiety // J. Clinic. Child Psychol. 1986. V.15.
- Pfohl W., Jimerson S. R., Lasar P. J. Development aspects of psychological trauma and grief // Brock S. E., Lazarus P. J., Jimerson S. R. (eds.). Best practices in school crisis prevention and intervention. Bethesda, MD: Nat. Ass. School Psyhol., 2002.
- Reilly T. P. , Hasazi J.E., Bond L.A. Children's Conceptions of Death and Personal Mortality // J. Pediatric Psychol. 1983. V. 8(1). http://jpepsy.oxfordjournals.org/cgi/content/abstract/8/1/21.
- Rucker N., Green V. The myth of the invulnerable self of adolescence // Am. J. Psychoanalysis. 1995. V. 55. N 4.
- Shonfield D.J. Kappelman M. The impact of school-based education on the young child`s understanding of death // Devel. Behaviral Pediatrics. 1990. V.11.
- Shonfield D. J. Smilansky S. A cross-cultural comparision of Israel and American children`s death concepts// Death studies. 1989. V.13.
- Slaughter V., Jaakola R., Carey S. Constructing a coherent theory: Children’s biological understanding of life and death // M. Siegal & C. Peterson (eds.). Children’s understanding of biology, health, and ethics. Cambridge, 1999.
- Slaughter V., Lyons M. Learning about life and death in early childhood // Cognit. Psychol. 2003. V. 46.
- Smilansky S. On death: Helping children understand and cope. N.Y., 1987.
- Speece M. W., Brent S. B. Children’s understanding of death: A review of three components of death // Child Devel. 1984. V.55.
- Speece M. W., Brent S. B. Development of childhood understandings of death // Corr C. A.,Corr D.M. (eds.). Handbook of childhood death and bereavement. N. Y., 1996.
- Wass H. Death in the lives of children and adolescence // Dying: Facing the facts / ed. by H. Wass and R. A. Neymeyer. 3d ed. Washington.: Taylor & Francis, 1995.
- White E., Elson B., Prawat R. Children’s conception of death. // Child Devel. 1978. V. 49.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2778
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 2452
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 52