Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе 1117

Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, Россия, tatdm@mail.ru
Эрбегеева А.Р., ассистент кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагоги-ческой академии

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня фрустрации, стратегий преодо-ления и их взаимосвязь с чертами личности у успешных и неуспешных в учебе студентов. На выборке, состоящей из 290 студентов первого курса, выявлено, что уровень фрустрации положительно коррелирует с тревожностью, ригидностью, агрессивностью, напряжением, консерватизмом и отрицательно коррелирует с общительностью, уровнем самооценки, эмоциональной стабильностью, самоконтролем, нормативностью поведения, радикализмом, уровнем интернальности и профессиональной направленности. После зимней сессии установлено, что чем выше был уровень фрустрации у студентов в пред-шествующий межсессионный период, тем ниже оказался у них средний балл успеваемости. В этой связи особое внимание уделено внутренним и внешним фрустраторам – пре-пятствиям, затрудняющим успешную учебу, а также необходимости развития качеств личности, обеспечивающих успешное преодоление возникающих трудностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отличие от неуспевающих школьников, неуспевающие студенты практически не являются объектом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Считается, что если абитуриент смог выдержать вступительные экзамены, то он способен учиться в вузе хотя бы на «удовлетворительно». Для этого ему нужно быть прежде всего дисциплинированным, добросовестным и ответственным; методическое и техническое оснащение современных вузов обеспечивает доступ к любой учебной информации. К тому же качество подготовки специалиста связывается с уровнем требований, предъявляемых к нему во время обучения в вузе. Считается, что чем выше требования к студенту, тем выше уровень его подготовки к профессии.

Высокий процент отчислений из вуза, приходящийся на первые курсы обучения, не может оставаться без внимания. Происходящие в последние годы изменения в образовании выдвигают на первый план проблему как обеспечения, так и сохранения контингента студентов, при условии выполнения ими предъявляемых к качеству их подготовки требований. Но это условие, судя по успеваемости, выполняется в ряде случаев с трудом.

Частично решение проблемы успеваемости в вузе осуществляется в ходе проведения исследований по обеспечению психологической адаптации студентов-первокурсников. Для более комплексного решения данной проблемы необходимо, на наш взгляд, ответить на следующие вопросы: 1) какими отличительными психологическими особенностями характеризуются студенты, испытывающие трудности в учебе? 2) с какими именно трудностями в учебе они сталкиваются? 3) каковы особенности преодолении этих трудностей? 4) что можно предпринять для повышения успеваемости студентов, не снижая уровень предъявляемых к ним требований?

Ответы на данные вопросы были отражены в нашем исследовании. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса технолого-экономического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии, обучающиеся по специальности «технология и предпринимательство», «менеджмент организации», «управление персоналом». Всего 290 студентов.

 

Литература
  1. Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» − метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Практический психолог. 2006. № 6. 
  2. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.
  4. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика