Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений 1039

Бокотей Л.Л., преподаватель СОШ №7 Тюменской области, Россия, li.bokotey@mail.ru

Аннотация

В современной образовательной практике не в полной мере используется духовно-нравственный потенциал народной культуры как ресурс формирования нравственной культуры подрастающих поколений. Обращение к этнической культуре как к средству нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися – представителями различных этнических общностей. Мало специальных работ, посвященных использованию декоративно-прикладного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде регионов нашей страны. В данной статье раскрываются воспитательные возможности декоративно-прикладного искусства народов Севера, которые были использованы автором при разработке учебного курса «Многоликий Ямал», а также особенности влияния произведений народного творчества на процесс формирования личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ямал известен как бурно развивающийся регион России, как бесценная кладовая природных богатств. Но это и территория с давними культурными традициями и уникальной природой. Люди, живущие в суровых условиях Арктики, веками вырабатывали способы адаптации, и опыт «полярной цивилизации» может быть полезен нашим потомкам не меньше, чем сокровища недр [6].

Не вызывает сомнения тот факт, что этнические культуры обладают значительным потенциалом, способным обеспечить прогрессивное развитие полиэтничных социальных структур, складывающихся в различных регионах России. Вместе с тем каждый регион имеет социокультурные особенности, которые во многом предопределяют развитие межэтнического диалога и, следовательно, направления развития социокультурной среды. Уникальность положения образовательных учреждений Крайнего Севера обусловлена значительной динамикой миграционных процессов из-за особенности организации социально-экономической жизни региона, что приводит к частой смене этнического состава учащихся [2; 5].

Очевидно, что в условиях постоянного изменения состава субъектов межэтнического общения усиливаются центробежные тенденции при формировании личности школьника. Данные обстоятельства определяют значимость введения в содержание образования таких компонентов, которые позволят сформировать на основе этнической культуры учащегося центростремительные силы, способные обеспечить сохранение целостности личности ученика.

Литература
  1. Андриенко Е.В. Проблемы нравственного развития учащихся в условиях современной общеобразовательной системы // Образование – фактор духовного и социального развития общества. Новосибирск, 2005.
  2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.
  3. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.
  4. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших классов): Дис. …канд. пед. наук. Махачкала, 1999.
  5. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб., 2007.
  6. Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. СПб., 2003.
  7. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России ХХI века. М., 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика