Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики 5298

Корытов В.В., аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, vasily@korytov.org

Аннотация

В статье анализируются становление и развитие проблематики лидерства и руководства как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. При этом основное внимание уделено не только психологически качественной оценке основных подходов к пониманию психологической и социально-психологической природы феноменов лидерства и руководства, но и характеристике узловых точек в теоретическом понимании самой сущности отношений межличностной значимости. Прослеживается методологическая, практически универсальная, траектория разработки любой сущностно значимой социально-психологической проблематики: от абсолютизации одного из детерминирующих факторов до «синтетической» концептуальной схемы учета максимального числа значимых детерминирующих переменных интересующего явления.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблематика лидерства и руководства является традиционной для социально-психологической науки. Ее становление и развитие представляет собой обычный путь углубленного исследования наиболее значимых психологически содержательных явлений. Речь идет о том, что на первом этапе исследования какого-либо явления или феномена, в том числе и социально-психологического, при попытке объяснения его природы, как правило, происходит абсолютизация значимости какого-то одного основания и игнорирование других, даже вполне очевидных. Затем следует этап, когда подобный подход терпит своего рода «фиаско», и тогда взамен выбранного на первом этапе основания предлагается другое. Через какое-то время, чаще всего в связи с конкретными как теоретическими, так и экспериментальными исследованиями, эта ситуация повторяется, и за счет игнорирования первых двух оснований выдвигается третье. Длина подобной «цепочки» в решающей степени зависит от сложности и многоаспектности изучаемого явления. Наконец, наступает момент, когда ряд исследователей, активно разрабатывающих данную проблематику, приходят к выводу о том, что практически все перебранные на предшествующих этапах основания являются значимыми и подлежат безусловному учету при анализе изучаемой проблемы. Так обычно возникает «синтетический» подход. Понятно, что и он (во всяком случае, в форме первых «синтетических» теорий) выглядит как несовершенный, и это, как правило в связи с исследовательским прогрессом, заставляет ряд авторов говорить о необходимости разработки концепций и теорий «пост-синтетического» характера.

Проблематика лидерства также не избежала подобной траектории развития. Остановимся на ее эволюции в психологической науке и охарактеризуем основные этапы изменения взглядов на вопросы лидерства и руководства.

<...>

Литература
  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
  2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: 5-е изд., испр. и доп. М., 2007.
  4. Вебер М. Хозяйство и общество // Избранные произведения. М., 1990.
  5. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
  6. Кравченко В.И. Основы политологии: Учеб. пособие. СПб., 2001.
  7. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.
  8. Левин К. Динамическая психология // Избранные труды / Под ред. Д.А.Леонтьева и Е.Ю.Патяевой. М., 2001.
  9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  10. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2.
  11. Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. М., 2000.
  12. Bass В.В. Stogdill's Handbook of Leadership. N.Y., 1984.
  13. Bird C. Social Psychology. N.Y., 1940.
  14. Christie R. , Geis F. Studies in Machiavellianism. N.Y., 1970.
  15. Fiedler F.E. A Theory of Leadership Effectiveness. N.Y., 1967.
  16. Homans G. The Human Group. N.Y., 1950.
  17. Karmel В. Contemporary Issues in Leadership // Academy of Management Rev. 1978. № 3(2).
  18. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization: Early Sociology of Management and Organizations. N.Y., 2003.
  19. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.
  20. Pfeffer J. The Ambiguity of Leadership // Academy of Management Journ. 1977. № 2.
  21. Stogdill R.M. Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of the Literature // Journal of Psychology. 1948. № 25.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика