Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии 1180

Хотылева Т.Ю., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-методической лаборатории «Проблем трудностей обучения и СДВГ» , Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия
Ахутина Т.В., доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru

Аннотация

В статье описываются данные, полученные при изучении технологий психолого-педагогической помощи детям с СДВГ (ADHD) и опыта инклюзивного образования в Норвегии, накопленного в этой стране за последние 20 лет. Представлен материал, полученный авторами в результате изучения работы более 30 специалистов: педагогов, психологов, врачей, правительственных чиновников, координирующих работу с детьми с СДВГ, и общественных деятелей, а также деятельности таких организаций как ADHD Norway (Норвежская Ассоциация СДВГ); средняя общеобразовательная школа Hosle Skole; Национальный Ресурсный центр СДВГ, синдрома Турретта и нарколепсии (Nasjonalt Kompetansesenter for AD/HD, Tourettes Syndrom og Narkolepsi); Ресурсный центр (Torshov kompetansesenter); Детско-подростковая психиатрическая клиника г. Фредрикстад (Åsebråten BUP). По мнению авторов, многие технологии диагностики и помощи детям с СДВГ, методы популяризации знаний о СДВГ и видах помощи, разработанные и успешно применяемые в Норвегии, могут быть использованы в России после их адаптации и последующего освоения отечественными специалистами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Технологии помощи детям, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), – актуальная проблема современного общества. По данным различных авторов, дети с трудностями обучения и СДВГ составляют наиболее многочисленную группу, требующую коррекционно-развивающей помощи. Ее численность составляет от 7,5 до 15 % современной детской популяции в экономически развитых странах. Рассматриваемая группа является одной из самых перспективных с точки зрения возможной положительной динамики и успешной адаптации в массовой школе при условии оказания оптимальной помощи. Специальные исследования показывают, что наиболее эффективна ранняя помощь, оказываемая не позднее возраста 5‑9 лет, когда нервная система ребенка достаточно пластична. Следует также учитывать, что необходимость начинать эту работу по возможности раньше связана с тем, что ее эффективность зависит от того, имеют ли дети негативный опыт неуспешного обучения или еще нет.

В скандинавских странах в целом и в Норвегии, в частности, накоплен большой положительный опыт помощи детям с СДВГ. В течение 20 лет здесь в повседневную практику внедряется эффективная система помощи детям со специальными нуждами и их семьям. По данным ежегодного отчета ООН об уровне жизни в 182 государствах, в 2009 году список самых развитых и благополучных стран мира возглавила Норвегия. Население этой страны на сегодняшний день не превышает 5 миллионов человек. При этом число детей, у которых выявлен синдром дефицита внимания и гиперативности (ADHD), составляет около 5 %.

Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ (ADHD) в Норвегии изучались авторами при поддержке ADHD Norway (Норвежская Ассоциация СДВГ) – общественная организация, основанная в 80-х годах XX века родителями детей с СДВГ в содружестве с педагогами, психологами, врачами. Организация существует при поддержке правительства и многочисленных благотворительных фондов. Благодаря этой поддержке, была собрана информация, позволяющая оценивать состояние решения проблем, связанных в целом с СДВГ в Норвегии, системой психолого-педагогической помощи, с защитой прав пациентов, системой социального обеспечения. <...>

Литература
  1. Achenbach T. M., & Rescorla L. A. Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington, VT: University of Vermont Department of Psychiatry, 2001.
  2. Achenbach T. M. & Rescorla L. A. Manual for the ASEBA School-Age Forms & Profiles. Burlington, VT: University of Vermont Research Center for Children, Youth, and Families, 2001.
  3. Barkley R. A., Murphy K. R. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The Guilford Press, 2006.
  4. Barkley R. A., Murphy K. R. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Clinical Workbook (3rd ed.). The Guilford Press, 2006.
  5. Conner C. K. Conner’s Rating Scales – Revised. North Tonawanda, N.Y.: Multihealth Systems, 1996.
  6. Gioia G. A., Isquith P. K., Guy S. C., & Kenworthy L. Behavior Rating Inventory of Executive Function. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 2000.
  7. Gioia G. A., Isquith P. K., Kenworthy L., Barton R. M. Profiles of Everyday Executive Function in Acquired and Developmental Disorders Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. № 2.
  8. Harwell J. M. Complete Learning Disabilities Handbook. Jossey-Bass, 2001.
  9. Knights R. M. & Moule P. D. Normative data on the motor steadiness battery for children. Perceptual and Motor Skills. 26. 1968.
  10. Korkman М., Kadesjö B., Trillingsgaard A., Mickelsson K., Janols L. O., Strand G., Gillberg Ch. 5—15 (FTF) Parent Questionnaire for Evaluation of Development and Behavior of 5 to 15-year-old Children. The Questionnaire: English Version. European Child & Adolescent Psychiatry. Vol. 13. Supplement 3; 2004.
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика