Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2074-5885

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Игрушки детей Европы 587

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Абдулаева Е.А., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия, elena-abdulaeva@mail.ru
Соколова М.В., кандидат психологических наук, Доцент, кафедра дошкольной психологии ГБОУ ВПО МГППУ; Методист, Центр игры и игрушки ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru

Аннотация

В статье представлены исследования феномена игрушки, а также подходы к экспертизе игрушек в западной науке. Излагаются основные подходы к исследованию игрушек и их роль в развитии личности ребенка. Представлен анализ подходов ученых западной Европы к исследованиям игрушек, их теоретические и методические основания. Рассматриваются изменения в отношении к игре и игрушке, утрата их ценности в эпоху постмодерна. Обсуждаются особенности психолого-педагогической экспертизы игрушек, показаны разные подходы к целесообразности их психолого-педагогической оценки. Описан сравнительный анализ психолого-педагогической экспертизы игрушек в Московском городском центре экспертизы игрушек и в немецкой организации «Spiel gut», которая осуществляет экспертную деятельность в течение 55 лет. Рассматриваются культурные функции игрушек в развитии ребенка, цели и задачи осуществления их психолого-педагогической экспертизы. Сопоставляются научные основания, критерии и конкретные методы проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек. Показаны отличия в ассортименте игрушек в России и в Западной Европе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследования игрушки в западной науке

Игрушка – практически единственное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством самостоятельной детской деятельности. Теоретические подходы к пониманию роли игрушки весьма вариативны – от философских обобщений, связанных с феноменом игрушки, до полного отрицания ее роли. Большинство исследователей отстаивают ценность игры и игрушки в жизни не только детей, но и взрослых. T. H. Rasmussen рассматривает игрушку как своеобразные «ворота» в виртуальную реальность [7]. Если работа с орудием – это «реализация возможного», то игра с игрушкой – это «виртуализация реальности» [10]. В то же время для  дошкольника весь мир – потенциальное пространство игры или «потенциальная игрушка». Амбивалентная форма игрушки позволяет действовать с ней как с другим предметом, благодаря чему происходит «превращение» предметов и создание беспредельного поля возможностей. В данном рассуждении прослеживается аналогия с позицией Л. С. Выготского об игре как о создании мнимого пространства.

В исследованиях ряда западных авторов рассматривается роль игрушки в становлении идентичности ребенка. Например, в работе L. Berg показано, что ролевая игра чрезвычайно важна для консолидации личности и развития идентичности [4]. В этом смысле для ролевых игр игрушки выходят на первый план как необходимые и «присвоенные» средства. Важнейшая мысль заключается в признании диалогической сущности игры. Человеческая идентичность может развиваться только в отношениях с другим. Например, простые прятки показывают ребенку, что он существует, – и это происходит только в отношении к другому, который подтверждает факт его существования. Главным средством становления идентичности являются традиционные куклы, которые позволяют развернуть  бесконечные вариации социальных сюжетов [там же].

В ряде работ игрушки рассматриваются как своеобразный язык детства, как «языковой мост» между ребенком и взрослым. Это своеобразная «машина времени», которая позволяет ребенку стать взрослым, а взрослым вернуться в детство [4; 10; 11]. Реалистические игрушки в большей степени способствуют успешной социализации ребенка и его вхождению в общество.

<...>

Литература
  1. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. и др. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. Тематический номер «Психолого-педагогические проблемы игры и игрушки». 2008. № 3.
  2. Vom Spielzeug und vom Spielen. Ulm, 2004.
  3. Alfano K. Making toys for a global market // Toys in educational and socio-cultural contexts. 2003. P. 1.
  4. Berg L. E. Defining the good toy – an interactionistic approach // Toys in educational and socio-cultural contexts. 2003. Part 1.
  5. Mouritsen F. Do children really need all this toys? – do adults? //Toys as communication. 2003. P. 2.
  6. Nelson A., Nilsson M. Methodological aspects and results from an inventory of toys in 152 children`s rooms // Toys as communication. 2003. P. 2.
  7. Rasmussen T. E. The ball – toy of gods and man // Toys in educational and socio-cultural contexts. 2003. P. 1.
  8. Retter Р. Postmodernity – what about toys? // Toys as communication. 2003. P. 2.
  9. Sutton-Smith B. The festival of toys // Toys in educational and socio-cultural contexts. 2003. P. 1.
  10. Tan Sh. Toys of the Filipino child // Toys in educational and socio-cultural contexts. 2003. P. 1.
  11. Wegener-Spohring G. Toys: mirror of the world and world of the children // Toys as communication. 2003. P. 2.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика