Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование особенностей готовности и способности преподавателей вуза к личностно-самооценочной идентификации со студентами 723

Емельянова Е.В., педагог-психолог Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования, которое выполнено с помощью методики «подставной» самооценки и нацелено на изучение специфики готовности и способности вузовских преподавателей различных категорий к личностно-самооценочной идентификации со студентами. Показано, что преподаватели в зависимости от своего должностного статуса, возрастных характеристик и стажа педагогической работы в вузе демонстрируют различную степень готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации со студентами. При этом нарастание самооценочно-конфронтационных ориентаций наиболее выражено у наиболее молодых преподавателей, имеющих наименьший стаж педагогической работы в вузе и занимающих отчетливо выраженный невысокий статус в должностной преподавательской иерархии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня, когда в условиях бурно меняющегося мира в России происходит реальная смена учебно-дисциплинарной модели образования  личностно ориентированной, учащиеся, и особенно наиболее старшие из них – студенты, становятся в действительности полноценными субъектами образовательного процесса. В этом контексте процессы личностного развития и группообразования, система неформальных межличностных отношений студентов, характер их взаимоотношений и взаимодействия с педагогами-преподавателями представляют собой качественно значимый предмет психологического исследования.

В то же время  в отличие от зарубежной психологии, в рамках которой именно студенты, как правило, являются наиболее часто привлекаемым к психологическим исследованиям контингентом испытуемых, в отечественной психологии студенты, по сравнению с дошкольниками и школьниками, а также с разнопрофильными трудовыми коллективами, не столь часто оказываются в роли испытуемых. Более того, практически подавляющее большинство экспериментальных работ в рамках психологической науки, посвященных проблематике студенчества, носит либо психолого-педагогический, либо психолого-возрастной характер. Что касается отечественных работ, изучающих социально-психологическую проблематику студенчества, то их на сегодняшний день немного, и они не позволяют аргументированно говорить об отсутствии предметно-проблемных лакун в этой исследовательской области. 

Одним из таких «пробелов» является, на наш взгляд, комплекс вопросов о взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности субъектов образовательного процесса в вузе.

<...>

Литература
  1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  3. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. М., 2009.
  4. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  5. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. М.– Воронеж, 2006.
  6. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  7. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  8. Психология развивающейся личности/ Под. ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  9. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления//Социально-психологическая проблема формирования личности и учебно-воспитательного коллектива/Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 1975.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика