Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников 649

Мерзлякова Д.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института гражданской защиты, ФГБОУ ВО «Удмуртский государствет», Ижевск, Россия, sagitova_77@mail.ru

Аннотация

В статье описывается исследование, целью которого явилось выяснение вклада психологических характеристик в систему формирования изменений в личностных характеристиках и учебной успешности детей, обучающихся у педагогов средневысокого уровня выгорания. Наша гипотеза состояла в том, что существуют пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика. В исследовании приняли участие 891 человек – ученики III–IV классов, обучающиеся у педагогов средневысокого уровня выгорания (определено в результате тестирования по методике MBI в варианте для педагогов и учителей, разработанной К.Маслач и С.Е.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой). Для выявления личностных характеристик учеников были использованы следующие психодиагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, Н.П.Фетискин), субъективное шкалирование по типу методики исследования самооценки Дембо–Рубинштейн. Многомерный статистический анализ позволил отследить основные пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика – «деперсонализирующий», «социально фрустрирующий» и «коммуникативно-аффективный» пути.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом и как следствие – российского образования привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Одно из последствий данного явления – увеличение количества педагогов, подверженных синдрому эмоционального выгорания. Н.В.Гришина считает, что лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности [2].

К.Маслач, С.Е.Джексон определили синдром психического выгорания как трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [1]. Особенности мировоззрения и модели поведения педагога высокого уровня выгорания воспринимаются их учениками и влияют на личностное развитие последних. Согласно мнению С.П.Пронина, профессионально деформированные педагоги школы воспроизводят себе подобных «деформированных выпускников» [3].

<...>

Литература
  1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  3. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей: Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  4. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2004.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика