Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов 715

Сурилова И.У., кандидат психологических наук, заведующая сектором комплексного развития научно-периодических изданий МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье описаноэкспериментальное исследование процесса освоения профессиональных норм студентами-психологами в процессе обучения. В ходе этого исследованияпроанализирована профессиональная деятельность учащихся, выявлено отношение студентов-психологов к своей профессии, определены особенности поведения студентов в заданных учебных ситуациях.В статье приведены данные, иллюстрирующие продуктивное влияние увеличения значимости профессиональных норм в познавательной деятельности студентов, представлен разработанный автором комплекс методик, направленных на изучение модели профессионального развития студентов, обоснована практическая необходимость применения профессиональных норм для эффективной подготовки специалистов. Особое внимание уделено рассмотрению профессионального становления студентов как целостного социально-психолого-педагогического процесса, в котором переход от учебных норм к профессиональным нормам опосредован системой межличностных отношений в студенческой группе. Делается вывод о том, что за счет освоения профессиональных норм возрастает уровень профессиональной направленности и осознанности в деятельности учащихся.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Осуществляя профессиональную деятельность, человек должен не только физически присутствовать в профессиональном пространстве, но и  адекватно в нем действовать. И в этом процессе важную роль играют профессиональные нормы: они помогают научиться видеть содержательный аспект ситуаций, понимать правила поведения, выражать к ним свое отношение, управлять своим поведением в конкретных ситуациях и, если есть такая необходимость, создавать новые ситуации. Профессиональные нормы играют важную роль и в организации поведения студентов, готовящихся к профессиональной деятельности. К концу обучения они  не только овладевают всеми особенностями профессиональных норм, но и транслируют и создают новые нормы, которые в последующем ложатся в основу регуляции их профессионального поведения [27].

<...>

Литература
  1. Андреева Г.М. Психология социального познания.  М., 2000.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.  М., 1987.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.  М., 2001.
  4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Вопросы психологии. 2000. №5.
  5. Веракса Н.Е.  Методологические основы психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.
  6. Веракса Н.Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей // Ежегодник Российского психологического общества. СПб., 2003.
  7. Выготский Л.С. Психология.  М., 2001.
  8. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности  как факторы самосознания личности старшеклассника: Автореф. дис. … канд.  психол. наук.  Курск, 2000.
  9. Давыдов В.В. Виды ​обобщения в обучении. М., 1974.
  10. Деркач А А. Акмеология: личностно-профессиональное развитие. М., 2000.
  11. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1998. № 4.
  12. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов  // Психологический журнал.  2002.  № 6.         
  13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов, 1996.
  14. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  15. Кондратьев М.Ю.  Социальная психология закрытых образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб., 2005.
  16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  17. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. № 2.
  18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  19. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //  Вопросы психологии. 1997. № 4.
  20. Петровский А.В. Возникновение и сущность стратометрического подхода к психологии коллектива // Психологическая теория коллектива / Под  ред. А.В.Петровского.  М.,1979.
  21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  22. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  23. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза  профессиональной деятельности. М., 1982.
  24. Юшваева И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе//Психологическая наука и образование. 2008. № 5.
  25. Юшваева И.У. Освоение профессиональных норм студентами-психологами в процессе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2009. № 1.
  26. Юшваева И.У. Профессиональное становление студентов в условиях нормативной системы вуза// Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М, 2009.
  27. Юшваева И.У. Профессиональное становление студентов в условиях нормативной системы вуза//Психология обучения. 2009. № 6.
  28. Юшваева И.У. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов: Дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
  29. Юшваева И.У. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов//Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2007.
  30. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995.
  31. Haslam S.A. Psychology in Organization: The Social Identity Approach. L., 2001.
  32. Jaffe D. Organization Theory: Tension and Change.  N. Y., 2001.
  33. Zimmerman B.J. Attaining Self-regulation: A Social Cognitive Perspective / M.Boekaerts, P.R.Pintrich, M.Zeidner (Eds.) Handbook of Selfregulation.  San Diego, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика