Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Религиозное воспитание и психология творчества 820

Мелик-Пашаев А.А., доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, Москва, Россия, zinaidann@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия церковной и светской культуры, в том числе – христианской антропологии и психологического знания о человеке. В качестве основного препятствия на пути такого взаимодействия рассматривается ориентация традиционной психологии на каузальную логику и причинную детерминацию, что делает принципиально невозможным адекватное понимание человеческого творчества. Но именно способность творить, ориентированная телеологически, является родовым признаком человека и печатью его богоподобия. Высказывается убеждение, что телеологический подход ведет не к обесцениванию, а к переосмыслению массива знаний, накопленных наукой в каузальной исследовательской парадигме. Художественно-творческий опыт рассматривается как оптимальный для ребенка путь актуализации «внутренней активности души» (В.Зеньковский) и как первооснова душевной отзывчивости. В основе художественного творчества лежит позитивный ценностно значимый опыт единства с миром и всеобщности жизни, родственный религиозному опыту и ведущий в дальнейшем к развитию религиозного сознания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Название моей статьи рождает ожидания, которые я в лучшем случае смогу оправдать лишь отчасти. Рождает оно и вопросы. Ведь по первому впечатлению задачи религиозного воспитания и самовоспитания человека, с одной стороны, и задачи психологии творчества и творческой самореализации – с другой, отстоят довольно далеко друг от друга. Какие новые ориентиры может дать христианское понимание человека исследователю психологии творчества? Могут ли психология и педагогика творчества подводить растущего человека к религиозному опыту? И нужно ли стремиться к их объединению и сотрудничеству?

Литература
  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
  3. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев, 1914.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  5. Лосский Н.О. О перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.
  6. Мотовилов Н.А. Записки Николая Александровича Мотовилова. М., 2005.
  7. Психология и философия. Возвращение души / Под. ред. Б.С.Братуся. М., 2003.
  8. Саврамис Д. Сила религиозного (молитвенного) молчания // Вестник РХД. 1974. № 111.
  9. Сурожский Антоний, митр. Войду в дом твой. СПб., 1994.
  10. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика