Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования 5019

Чепракова Е.А., аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, cheprelena@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты трехлетнего лонгитюдного исследования (с V по VII классы) уровня проявления основных видов агрессии и враждебности и уровня самооценки у подростков. В исследовании участвовали 56 подростков общеобразовательной московской школы, которые были объединены в экспериментальную группу. Результаты подростков данной группы сравнивались с результатами подростков контрольной группы, в которую вошли 26 учащихся из другой общеобразовательной московской школы. Подростки из экспериментальной группы были разделены на три группы: более агрессивные, средне агрессивные и менее агрессивные подростки (по показателям индекса агрессивности, полученного с помощью методики Басса–Дарки, и с учетом мнения учителей, работающих с данными подростками, полученного в результате их анкетирования). С подростками из экспериментальной группы на третьем году эксперимента проводилась тренинговая работа (25 занятий), направленная на умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая группа включает в себя теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида [15]. Вторую группу составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения [2; 24].

В отечественной науке первые работы по проблеме агрессивности проводились в 1920–1930-е гг., и большинство исследователей того периода подчеркивали роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивности у детей и подростков, к которым относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем в 1930-е гг. при изучении детской агрессивности основной акцент исследователи делали на взаимоотношениях в семье и недостатках в обучении – на отсутствии индивидуального подхода к детям [3].

Литература
  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  3. Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1930.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
  6. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии: Сб. науч. трудов. М., 1979.
  7. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2.
  8. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
  10. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. Ростов н/Д, 1997.
  11. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста. М., 1998.
  12. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5–7-летнего возраста. М., 1994.
  13. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
  14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  15. Лоренц К. Агрессия. СПб., 1994.
  16. Мухина В.С. Психология. М., 1985.
  17. Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  18. Реан А. Подростковая агрессия. М., 1997.
  19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  20. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1996.
  21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.
  22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика диагностического исследования. М., 1999.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  24. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  25. Bandura A. Adolescent Aggression. N. J., 1973.
  26. Bass A.H. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.
  27. Bender K., Dunkel L., Eck L.,  Hesper B., Wieland M. Das konzept «Magik circle». Münster, 2006.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика