Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования

6996

Аннотация

В статье представлены результаты трехлетнего лонгитюдного исследования (с V по VII классы) уровня проявления основных видов агрессии и враждебности и уровня самооценки у подростков. В исследовании участвовали 56 подростков общеобразовательной московской школы, которые были объединены в экспериментальную группу. Результаты подростков данной группы сравнивались с результатами подростков контрольной группы, в которую вошли 26 учащихся из другой общеобразовательной московской школы. Подростки из экспериментальной группы были разделены на три группы: более агрессивные, средне агрессивные и менее агрессивные подростки (по показателям индекса агрессивности, полученного с помощью методики Басса–Дарки, и с учетом мнения учителей, работающих с данными подростками, полученного в результате их анкетирования). С подростками из экспериментальной группы на третьем году эксперимента проводилась тренинговая работа (25 занятий), направленная на умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, индекс агрессивности, индекс враждебности, устойчивость видов агрессии у подростков, самооценка, тренинговая работа

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47073 (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

 

В настоящее время детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются важнейшими проблемами исследования, хотя тема агрессии общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий.

В течение последнего столетия было проведено множество конкретных теоретических и практических исследований, в которых с самых разных точек зрения изучалось рано проявляющееся агрессивное поведение у детей и подростков.

Теоретический анализ работ по проблеме детской и подростковой агрессивности показал, что в зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко: создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные 1

экспериментальные исследования, направленные на выявление причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у детей и подростков. В частности, изучаются:

-    связи между отношением родителей к агрессивным действиям своих детей и агрессивным поведением со стороны детей [1];

-     взаимосвязь легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения [1];

-    взаимосвязь агрессивного поведения детей и подростков с уровнем интеллекта [13];

-    гендерные различия в качестве и количестве агрессии у детей и подростков [13] и т.д.

Многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая группа включает в себя теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида [15]. Вторую группу составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения [2; 24].

В отечественной науке первые работы по проблеме агрессивности проводились в 1920-1930-е гг., и большинство исследователей того периода подчеркивали роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивности у детей и подростков, к которым относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем в 1930-е гг. при изучении детской агрессивности основной акцент исследователи делали на взаимоотношениях в семье и недостатках в обучении - на отсутствии индивидуального подхода к детям [3].

В дальнейшем исследование проблемы детской и подростковой агрессивности в отечественной психологии велось по следующим направлениям:

-     изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка [16];

-    изучение особенностей общения педагога детского сада с дошкольниками и детей в детском коллективе, способствующих развитию агрессивного поведения [4; 13];

-         изучение    проявления     агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений [14] и т.д.

В последние десятилетие в исследовании детской и подростковой агрессии наибольшее внимание уделялось:

-     изучению биологических причин агрессивности;

-    роли семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения [9; 17];

-    поиску путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного поведения [9];

-   специфике агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп [18; 19];

-    изучению психологических особенностей подростков-нарушителей [22; 23];

-   влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей и подростков, а также изучению взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения [6; 21];

-    исследованию особенностей агрессивного поведения у дошкольников [11; 12].

Таким образом, из вышеприведенного теоретического обзора мы видим, что, в основном, предметом изучения детской и подростковой агрессивности оказывается ее внешняя поведенческая сторона - агрессивные реакции и факторы, влияющие на ее возникновение. При этом большинство исследований по данной теме ведется в дошкольном возрасте и практически отсутствуют лонгитюдные исследования.

Дефицит систематических и лонгитюдных исследований подростковой агрессии в отечественной психологии побудил нас предпринять собственные исследования, целью которых было получить ответы на следующие вопросы: насколько устойчивыми являются отдельные формы агрессивного поведения в подростковом возрасте; можно ли с помощью тренинговых занятий развить у подростков социальную компетентность и умение контролировать агрессивные проявления?

Для проведения лонгитюдного исследования состояния агрессивности у подростков нами была сформирована экспериментальная группа - учащиеся V классов общеобразовательной московской школы (56 человек).

В течение трех лет лонгитюдного исследования с подростками экспериментальной группы было проведено исследование уровня проявления основных видов агрессии и враждебности по методике Басса-Дарки и уровня самооценки по методике Лонга, Вилер, Хендерсон. Исследование включало по одному замеру в V и VI классах и по два замера в VII классе (в начале и в конце учебного года).

Также в VII классе с подростками из данной группы в течение всего учебного года велась тренинговая работа, направленная на умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах.

Данные экспериментальной группы сравнивались с результатами контрольной группы, в которую вошли 26 учащихся другой общеобразовательной московской школы.

В исследовании также использовалась анкета для учителей, направленная на определение степени выраженности проявления агрессивных реакций у подростков.

Обработка результатов проводилась по двум направлениям - качественная и количественная обработка с использованием компьютерной программы STATISTICA.

Достоверность результатов определялась с помощью непараметрических критериев Spearman Rank Order Correlations, Mann-Whitney U Test, Wilcoxon Matched Pairs Test, а также дисперсионного анализа Friedman ANOVA and Kendall Coeff. Concodance. За минимальный порог достоверности принимали p< 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

По показателям «индекса агрессивности», полученным с помощью методики «Диагностика состояния агрессивности у подростков» Басса-Дарки, мы разделили подростков экспериментальной группы на три подгруппы:

более агрессивные подростки — 13 учащихся с высоким уровнем агрессивности (индекс агрессивности выше нормы 21±4);

средне агрессивные подростки — 29 учащихся со средним уровнем агрессивности (индекс агрессивности соответствует норме 21±4);

менее агрессивные подростки - 14 учащихся с низким уровнем агрессивности (индекс агрессивности ниже нормы 21±4).

Данная методика также позволила количественно и качественно охарактеризовать проявления различных видов агрессии и враждебности у подростков по трем группам.

Проявления агрессии и враждебности у более агрессивных подростков представлены на рис.1.

Рис. 1. Выраженность различных форм агрессивного поведения у более агрессивных
подростков, V класс

Из рис. 1 видно, что у более агрессивных подростков отмечается превышение нормативных показателей по следующим видам агрессии: индекс агрессивности - 26,7 при норме 21±4; физическая агрессия - 7,5 при норме 1,55-5,73; обида - 5,7 при норме 1,52-5,1; подозрительность - 7,3 при норме 1,55-5,65; вербальная агрессия - 10,2 при норме 4,85­9,79.

Остальные показатели - косвенная агрессия, раздражение, негативизм, чувство вины - соответствуют нормативным показателям возраста.

Среди различных форм агрессивных реакций наиболее ярко у более агрессивных подростков выступают вербальная и физическая агрессии, обида и подозрительность. Свои негативные чувства подростки данной группы чаще всего выражают через угрозы, крик, ссоры, проклятия. При общении с другим человеком они игнорируют его просьбы, вопросы, используют оскорбления, обвиняют и унижают собеседника. При этом подростки могут как использовать ненормативную лексику, направленную на конкретного человека или группу, так и применить физическую силу против другого человека. Во взаимодействии с другими людьми подростки недоверчивы, осторожны, уверены, что окружающие намерены причинить им вред. Также подростки данной группы испытывают зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые свои страдания. Повышенные показатели физической и вербальной агрессии, а также обиды и подозрительности указывают на то, что данная группа подростков воспринимает окружающую ситуацию как враждебную и напряженную по отношению к себе и испытывает эмоциональное неблагополучие.

Проявления агрессии и враждебности у средне агрессивных подростков представлены на рис.2.


Рис. 2. Выраженность различных форм агрессивного поведения у средне агрессивных подростков, V класс

Из рис. 2 мы видим, что у средне агрессивных подростков отмечается превышение нормативных показателей по следующим видам агрессии: физическая агрессия - 7,6 при норме 1,55-5,73; подозрительность - 5,9 при норме 1,55-5,65.

Остальные показатели видов агрессии - косвенная агрессия, раздражение, обида, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины - соответствуют нормативным показателям возраста.

Данные результаты свидетельствуют о том, что средне агрессивные подростки недоверчивы и осторожны по отношению людям, в межличностном взаимодействии их реакции варьируются в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и причиняют им вред. Их агрессивное поведение, с одной стороны, можно охарактеризовать как вспыльчивое, резкое и грубое, но, с другой стороны, такое поведение может выступать как защитная реакция. При этом окружающую ситуацию средне агрессивные подростки воспринимают как благополучную по отношению к себе.

Проявления агрессии и враждебности у менее агрессивных подростков представлены на рис. 3.


Рис. 3. Выраженность различных форм агрессивного поведения у менее агрессивных подростков, V класс

Как показано на рис. 3, у менее агрессивных подростков отмечаются низкие показатели по следующим видам агрессии,- индекс агрессивности - 11,8 при норме 21±4; раздражение - 3 при норме 3,84-8,6.

Остальные показатели видов агрессии — физическая агрессия, косвенная агрессия, подозрительность, обида, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины — соответствуют нормативным показателям возраста.

Данные результаты говорят о том, что менее агрессивные подростки даже при возбуждении не готовы к открытому проявлению своей агрессии.

Также на этом этапе лонгитюдного исследования учителям математики, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, географии, физкультуры и классному руководителю, работающим с данными подростками, была предложена анкета, с помощью которой они определяли степень выраженности проявления агрессивных реакций у подростков.

Учителям в данной анкете предлагался список подростков экспериментальной группы, в котором они должны были отметить степень выраженности агрессивных проявлений у этих подростков в школе при взаимодействии и общении со сверстниками и учителями: 1 балл - менее ярко выражены; 2 балла - средняя степень выраженности; 3 балла - наиболее сильно выражены.

С помощью Marked correlations была установлена значимая связь между субъективным мнением преподавателей о степени выраженности и проявления агрессивных реакций у подростков и индексом агрессивности подростков по методике Басса-Дарки (p=0,449; а=0,05). Следовательно, преподаватели, работающие с подростками экспериментальной группы, адекватно оценивают поведение подростков, и наше разделение подростков экспериментальной группы на три подгруппы с учетом результатов, полученных с помощью методики Басса-Дарки, и мнения учителей, является адекватным.

На следующем этапе исследования мы выясняли, насколько устойчивыми являются показатели различных видов агрессии у подростков в течение трех лет лонгитюдного исследования и как уровень самооценки подростков может влиять на показатели различных видов агрессии.

Было установлено, что между возрастом подростков в период обучения с V по VII классы (начало учебного года) и количественными показателями по разным видам агрессии (методика Басса-Дарки) не обнаружено значимой связи (Wilcoxon + Fridman ANOVA; N=4, df=3).

Одновременно был выявлен высокий уровень устойчивости следующих видов агрессии:

индекс агрессивности, косвенная агрессия, раздражение, обида, подозрительность - у более агрессивных подростков; индекс агрессивности, раздражение, негативизм, чувство вины - у средне агрессивных подростков; негативизм, подозрительность - у менее агрессивных подростков (Spearman Rank Order Correlations, p<0,05).

Высокий уровень устойчивости индекса агрессивности, раздражения, обиды и подозрительности у подростков экспериментальной группы в целом указывает на восприятие подростками окружающей среды как враждебной, неблагоприятной и угрожающей.

Данные нашего лонгитюдного исследования устойчивости показателей различных видов агрессии у подростков расходятся с данными Л.М.Семенюк о преобладании видов агрессии подростков на различных стадиях этого возраста.

В исследованиях Л.М.Семенюк (1998) было установлено, что у детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. У подростков 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность, агрессивность же физическая и косвенная повышаются несущественно, так же как и уровень негативизма [19].

На этом же этапе исследования с помощью методики «Самооценка» (Лонг, Вилер, Хендерсон) мы определяли уровень самооценки у подростков экспериментальной и контрольной групп (таблица 1):

Т а б л и ц а 1

Показатели уровня самооценки подростков по трем группам (более агрессивные, средне агрессивные, менее агрессивные) за период с V по VII классы

Группа

V класс

VI класс

VII класс, начало года

VII класс, конец года

Экспериментальная группа: более агрессивные подростки

3,6

адекватная, стремящаяся к неустойчивой самооценке

3

адекватная

самооценка

2,4

адекватная

самооценка

3,7 адекватная, стремящаяся к неустойчивой самооценке

средне агрессивные подростки

4,2                            -

неустойчивая самооценка

4,1            -

неустойчивая самооценка

3             -

адекватная

самооценка

3,7            -

адекватная, стремящаяся к неустойчивой самооценке

менее

агрессивные

подростки

4,7            -

неустойчивая самооценка

3,9            -

неустойчивая самооценка

3,2         -

адекватная

самооценка

3,4            -

адекватная, стремящаяся к неустойчивой самооценке

Контрольная группа

 

 

3,2 - адекватная самооценка

3,4 - адекватная, стремящаяся к неустойчивой самооценке

Из табл. 1 можно сделать следующие выводы.

1.  У более агрессивных подростков преобладает адекватная самооценка.

Адекватная самооценка и высокий уровень физической и вербальной агрессии характеризует подростков из этой подгруппы как возбудимых, нетерпимых, не умеющих контролировать свои побуждения. Также более агрессивные подростки обидчивы и подозрительны. Свою агрессию они могут выражать различными путями, как направляя взрывы своей ярости на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направляя их (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Это, в свою очередь, приводит к высокому уровню индекса агрессивности.

2.   У средне агрессивных подростков преобладает неустойчивая самооценка.

Неустойчивая самооценка и высокий уровень физической агрессии и подозрительности, говорят о том, что им свойственна готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости. Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета взрослых, может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм и обычаев. При этом подростки из данной подгруппы убеждены в том, что они являются плохими людьми, поступают неправильно и при этом испытывают за свое поведение чувство вины.

3.   У менее агрессивных подростков преобладает неустойчивая самооценка.

Неустойчивая самооценка и нормативные показатели по всем видам агрессии говорят о менее агрессивных подростках как о подростках, умеющих контролировать свои эмоции и поведение, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах. Низкий уровень индекса агрессивности и раздражения свидетельствует о том, что данные подростки воспринимают окружающий мир не враждебно и испытывают эмоциональный комфорт.

Следовательно, анализируя данные нашего лонгитюдного исследования, мы можем предположить, что агрессивные подростки, имея достаточно высокий уровень агрессии и адекватную самооценку, оценивают себя и свои поступки правильно и считают свои проявления агрессии приемлемыми и адекватными по отношению к окружающему миру.

При этом подростки не испытывают чувства вины за свою агрессию.

Для подростков контрольной группы характерна адекватная самооценка (табл. 1) и высокий уровень физической агрессии - 6,0 при норме 1,55-5,73 (рис. 4).

Рис. 4. Проявление различных видов агрессии и враждебности у подростков контрольной
группы, VII класс (начало и конец года)

Эти результаты характеризуют подростков контрольной группы как подростков вспыльчивых, раздражительных и не умеющих сдерживать себя.

Данные нашего лонгитюдного исследования уровня самооценки также расходятся с данными А.А.Реана (1997), в которых было показано, что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция в исследованиях А.А.Реана заключалась в наличии прямой связи между уровнем самооценки и уровнем общей агрессии: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих [18].

Также данные нашего лонгитюдного исследования уровня самооценки отличаются от данных, полученных в исследованиях Е.О.Смирновой, в которых было показано, что высокий уровень агрессивности зависит от крайних уровней самооценки - завышенной или заниженной [21].

Высокий уровень агрессии в сочетании с адекватной самооценкой свидетельствует о легитимизации агрессии, которая рассматривается подростками как уместная и необходимая в небезопасном и враждебном мире, окружающем современных подростков. Об этом пишут и С.Н.Ениколопов и другие исследователи [8].

На третьем году лонгитюдного исследования в VII классе с подростками экспериментальной группы в течение всего учебного года велась тренинговая работа «Волшебный круг» по программе личностного роста, разработанной и апробированной немецкими психологами для работы с детьми и подростками [27].

Основная цель тренинговых занятий - умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах.

Из этой программы было выбрано направление работы с агрессивными детьми и подростками, которое включало в себя следующие блоки: умение осознавать, как собственное поведение может отражаться на других людях; понимание собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии; снижение уровня личностной тревожности; умение самостоятельно правильно оценивать различные ситуации; осознание подростками конструктивных поведенческих реакций; развитие контроля и управления собственными агрессивными реакциями, развитие персонального равновесия.

Тематика занятий включала в себя шесть разделов:

I.              Агрессивное и неагрессивное поведение.

II.             Позитивные и негативные аспекты поведения.

III.             Гнев. Откуда берется гнев и как с ним быть?

IV.             Как я получаю то, в чем нуждаюсь?

V.             Как принимать и высказывать неодобрение?

VI.             Как получать внимание?

Каждый раздел включал в себя пять тематических занятий.

Занятия проводились в течение года, один раз в неделю, каждое занятие длилось 40 мин. Классы делились на подгруппы по 12-15 человек. Подростки рассаживались по кругу, вокруг надписи на матерчатом плакате, лежащем в центре круга. Каждое занятие состояло из четырех блоков:

1.     «Мы говорим о...».

2.     «Каждый что-нибудь говорит».

3.     «Все отражаем (высказывания на высказывания)».

4.     «Выводы, обобщения».

Ведущий занятия был полноценным участником группы, высказывался со всеми подростками на равных правах и после дискуссии, если это предусмотрено занятием, разыгрывал с подростками тематические ситуации, отдавая им столько ответственности, сколько можно, исходя из специфики группы.

По итогам тренинговых занятий в конце года (VII класс, конец года) были получены следующие результаты (табл. 2):

Т а б л и ц а 2

Выраженность различных форм агрессивного поведения и показатели уровня самооценки подростков по трем группам (более агрессивные, средне агрессивные, менее агрессивные), VII класс (начало и конец года)

Формы агрессивного поведения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Более агрессивные подростки

Средне агрессивные подростки

Менее агрессивные подростки

VII класс, начало года

VII класс, конец года

VII класс, начало года

VII класс, конец года

VII класс, начало года

VII класс, конец года

VII класс, начало года

VII класс, конец года

Физическая агрессия

6,4

7,5

7,2

7,2

5,7

5,4

6,0

7,1

Косвенная агрессия

5,3

5,9

5,6

5,2

4,7

5,1

6,2

5,2

Раздражение

5,3

6,8

6,3

6,7

5,9

3,7

6,0

6,0

Негативизм

3,4

4,3

3,2

3,4

2,8

4,8

3,4

3,8

Обида

4,9

4,9

4,7

4,5

4,9

2,1

4,6

5,5

Подозрительность

5,4

6

5,3

6,1

5,9

3,8

5,0

6,1

Вербальная агрессия

8,7

8

9,1

8,1

7,7

5,9

7,3

8,8

Чувство вины

5,3

6,1

6,6

6,1

7,4

7,0

6,2

6,3

Индекс агрессивности

21,7

23,2

23,8

22,8

20,0

18,3

19,4

21,9

Индекс враждебности

11,9

11,7

11,1

11,2

12,2

10,1

9,7

11,6

 

С помощью Wilcoxon Matched pairs Test было установлено, что тренинговая работа, направленная на снижение уровня показателей различных видов агрессии, проводимая с подростками экспериментальной группы в течение учебного года, способствует снижению показателей видов агрессии.

Статистически значимые снижения уровня агрессивности у подростков экспериментальной группы были получены по следующим видам агрессии:

вербальная агрессия — у более агрессивных подростков;

вербальная агрессия и индекс агрессивности - у средне агрессивных подростков;

вербальная агрессия, раздражение, обида, подозрительность, индекс агрессивности и индекс враждебности - у менее агрессивных подростков.

Однако с помощью Spearman Rank Order Correlations (p<0,05) был также получен высокий уровень устойчивости следующих видов агрессии у подростков экспериментальной группы за период обучения в VII классе (на конец учебного года): подозрительность, индекс агрессивности — у более агрессивных подростков;

чувство вины, индекс агрессивности — у средне агрессивных подростков.

У менее агрессивных подростков устойчивых видов агрессии нет.

У подростков контрольной группы за этот же период времени отмечается статистически значимый рост уровня показателей агрессивности по таким видам агрессии, как физическая агрессия, обида, подозрительность, вербальная агрессия, индекс агрессивности, индекс враждебности (рис. 4).

Выводы

Устойчивость количественных показателей по разным видам агрессии не зависит от возраста подростков. На протяжении периода с 11 до 13 лет устойчивыми видами агрессии у подростков выступают: индекс агрессивности, раздражение, обида, подозрительность. У более агрессивных подростков также устойчивыми являются косвенная агрессия; у средне агрессивных - негативизм и чувство вины; у менее агрессивных подростков - негативизм. Высокий уровень агрессии в сочетании с адекватной самооценкой свидетельствует о легитимизации агрессии, которая рассматривается подростками как уместная и необходимая в небезопасном и враждебном мире, окружающем их.

Тренинговая работа, направленная на снижение уровня показателей различных видов агрессии, способствует снижению показателей видов агрессии. Больше всего тренинговые занятия повлияли на менее агрессивных подростков - у них снизились показатели по таким видам агрессии, как вербальная агрессия, раздражение, обида, подозрительность, индекс агрессивности и индекс враждебности. Снизились показатели по следующим видам агрессии: у средне агрессивных подростков - вербальная агрессия и индекс агрессивности; у более агрессивных подростков - вербальная агрессия.

Особо значимое снижение показателей вербальной агрессии у подростков экспериментальной группы свидетельствует о том, что подростки усваивают неагрессивные навыки выражения своих чувств, эмоций, мыслей при взаимодействии со сверстниками и взрослыми благодаря тренинговым занятиям, направленным на развитие умения распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах,

Литература

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  3. Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1930.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
  6. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии: Сб. науч. трудов. М., 1979.
  7. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2.
  8. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
  10. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. Ростов н/Д, 1997.
  11. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста. М., 1998.
  12. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5–7-летнего возраста. М., 1994.
  13. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
  14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  15. Лоренц К. Агрессия. СПб., 1994.
  16. Мухина В.С. Психология. М., 1985.
  17. Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  18. Реан А. Подростковая агрессия. М., 1997.
  19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  20. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1996.
  21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.
  22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика диагностического исследования. М., 1999.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  24. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  25. Bandura A. Adolescent Aggression. N. J., 1973.
  26. Bass A.H. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.
  27. Bender K., Dunkel L., Eck L.,  Hesper B., Wieland M. Das konzept «Magik circle». Münster, 2006.

Информация об авторах

Чепракова Елена Анатольевна, аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: cheprelena@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3732
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 6996
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 19